Внешняя политика России в начале 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:35, реферат

Краткое описание

С конца 18-го века в Европе шли непрерывные войны. Они начались тогда, когда коалиция европейских государств во главе с Англией выступила против республиканской Франции. В кровопролитной борьбе французский народ отстоял свое право на выбор формы государственного устройства. Ветхие феодально- аристократические режимы континентальной Европы терпели поражение за поражением от французской армии, рожденной в революции закаленной в справедливой борьбе против захватчиков.

Содержание работы

1 Внешняя политика России в начале 19 века

2 Наполеон

3 Подготовка сторон к войне

4 “Гроза разразилась”

5 “Остервенение народа”

6 Назначение Кутузова

7 Бородино; вторжение в Москву

8 Тарутинский марш-маневр

9 “Дубина народной войны”; изгнание французов

10 Значение и последствия войны

11 Русская армия 12-го года

Содержимое работы - 1 файл

реферат по истории.docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)

«ОСТЕРВЕНЕНИЕ НАРОДА». 

Что же несло нашествие  врага населению России? «Горящие вокруг селения и предместья города, улицы, устланные ранеными и мертвыми, поля, умащенные человеческой кровью и усеянные множеством трупов, грабеж, насилие и убийства обезоруженных жителей» – это зарисовка с натуры одного из свидетелей вступления войск Наполеона в Витебск. Можно привести множество таких свидетельств. Когда-то войска революционной Франции славились своей дисциплиной. Но теперь в этом грабительском и ненужном для народа Франции походе солдаты «великой армии» творили насилия над мирными жителями.

Наполеон понимал  опасность разложения армии. Он издал  приказ о расстреле солдат, уличенных  в грабеже и мародерстве, но это  мало помогло. А Москву и сам Наполеон обещал отдать на разграбление солдатам как «награду» за все лишения  похода. Но дело было не только в мародерстве  солдат. Французские власти беспощадно отнимали у населения хлеб, овес, сено, пуская по миру тысячи людей. Это  был тоже грабеж, только «организованный».

С первых дней война  для народа стала Отечественной. Крестьяне добровольно везли  в отступавшую армию все, что  имели: продовольствие, овес, сено. А  враг не мог получить у них сена и фуража ни за деньги, ни силой. Насилия  врага вызывали «остервенение народа» (Пушкин). Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма скоту  – лишь бы не попали в руки врага. Героизм стал обычным явлением.

Героизм народа проявлялся по-разному. Крестьянина Семена Силаева  из Смоленской губернии французы заставляли показать им путь на город Белый. А он уверял их, что дорога болотистая, мосты сожжены и пройти невозможно. На него направляют заряженные ружья – он стоит на своем, предлагают золото – не помогает. Так и ушли французы ни с чем. Город был спасен. А пройти можно было легко: все болота в то лето высохли.

В одном из боев во время отступления был тяжело ранен гусар Федор Потапов, по прозвищу Самусь. Его приютили крестьяне. Оправившись от ран,

Самусь создал партизанский отряд из крестьян. Вскоре в отряде было уже более 3 тысяч человек. Самусь разработал систему колокольных  сигналов, благодаря чему партизаны  и жители окрестных деревень знали  о движении и количестве неприятеля. Отряд хорошо вооружился, отбив у  врага оружие, достали даже пушку.

В бою под Царево-Займищем попал в плен рядовой Ермолай Четвертаков. Через три дня он бежал. Сколотив отряд из крестьян, вооруженных самодельными пиками, Четвертаков стал нападать на небольшие отряды неприятеля. Вскоре у него было 300 бойцов, вооруженных французским оружием. Четвертаков организовал охрану окрестных сел, наладил разведку.

Со временем отряд  Четвертакова вступал в бой даже с крупными отрядами захватчиков. Однажды целый французский батальон трусливо уклонялся от сражения с крестьянами.

К сожалению мало сведений осталось о Герасиме Курине – крестьянине одного из подмосковных сел. Несомненно, он был выдающимся руководителем партизан. В его  отряде было 5000 пеших и 500 конных воинов. Отряд действовал очень успешно. Известно, что он захватил много пленных, три пушки, обоз с хлебом.

Прославилась в  народе Василиса Кожина – жена старосты одной из деревень Смоленской губернии. Она вошла в историю под  именем старостихи Василисы. О ней в народе сложено немало легенд, в которых часто трудно отличить правду от вымысла. Когда муж Василисы повел в город партию пленных, она сколотила отряд из женщин и подростков, вооруженных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоировал пленных.

Чем дальше продвигалась вражеская армия, тем больше ожесточался  русский народ, тем упорнее он защищался. «Можно без преувеличения  сказать, что многие тысячи врага  истреблены крестьянами»—писал Кутузов.

Крепостное крестьянство – основное население страны –  сделавшее бесценный вклад в  изгнание французов, в 1812 году надеялось, что оно – освободитель Отечества  – получит освобождение от крепостной неволи. Но когда война кончилась, у царя для народа нашлась только одна фраза в манифесте: «Крестьяне, верный наш народ, да получат мзду свою от Бога». 

Но может быть император буржуазного государства  Наполеон мог освободить крестьян России от крепостной зависимости? Нет, не мог! Он был представителем контрреволюционной буржуазии, он восстановил монархию во Франции и провозгласил себя императором, он ненавидел и презирал народ.

Заняв Могилев, французский  маршал созвал чиновников и дворян и твердо обещал им, что «крестьяне останутся в повиновении помещикам  своим». В Смоленске завоеватели создали карательный отряд для расправы с крестьянами, выступившими против своих помещиков.

Не свободу несла  наполеоновская армия народу России, а новое порабощение! 

НАЗНАЧЕНИЕ  КУТУЗОВА. 

Барклай де Толли  был опытным военачальником. Он сумел  сорвать замысел Наполеона и  уберечь русскую армию от разгрома. Но он не понимал народного характера  войны, армия ему не доверяла.

Руководить народной войной мог человек не только опытный  в военном деле, но и авторитетный и любимый в армии, способный  понимать и учитывать особенности  этой войны. Таким человеком был  ученик и соратник

Суворова М.И. Кутузов. Но его не любили при дворе. Александр 1 завидовал его славе, любви к  нему солдат. Все же, когда комитет, составленный из высших сановников, высказался за назначение Кутузова главнокомандующим, царь был вынужден согласиться.

Кутузов делал все, чтобы мобилизовать имевшиеся в  стране резервы и пополнить армию  новыми силами. Под Москвой у деревни  Бородино он решил дать генеральное  сражение, которого так давно ждали  армия и народ. 
 

БОРОДИНО; ВТОРЖЕНИЕ В МОСКВУ. 

К Бородину Наполеон привел 135 тысяч солдат. Многих пришлось оставить в захваченных городах  для охраны путей сообщения. Остальные  погибли в боях, от рук партизан, от болезней. В русской армии было 120 тысяч человек, орудий у французов  было 587, у русских -- 640.

Битва началась на рассвете 20 августа (7 сентября). «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое  я дал под Москвой. Французы в  нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право  быть непобедимыми»--говорил впоследствии Наполеон.

Перед боем солдатам французской армии прочли воззвание  Наполеона: «Солдаты! Вот битва, которой вы так желали! Победа зависит от вас; она нам необходима; она даст обильные припасы, хорошие зимние квартиры и скорое возвращение на родину…»

Русские солдаты  тоже хотели битвы. У них была одна цель – отстоять Москву.

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под  Москвой…

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский  бой…

Лермонтов.

Наполеон стремился  прорвать центр русской армии, зайти  ей в тыл, отрезать пути отхода и  разгромить. Поэтому основные свои силы он сосредоточил против левого крыла  и центра русских позиций. Левым  крылом командовал бесстрашный Багратион—любимый  ученик Суворова.

Несколько часов  подряд французы непрерывно атаковали  Багратионовы флеши (укрепления). Лучшие части французской армии гибли в этих атаках. Французские маршалы просили подкреплений у Наполеона, но получали отказ.

Бой за флеши становился все напряженнее, обе стороны  подтягивали сюда все больше артиллерии. К концу сражения на небольшом  участке было сосредоточено 400 французских  и 300 русских орудий. В рядах французов  началось движение: они готовились к восьмому общему штурму. Но Багратион предупредил - это все левое крыло русской армии бросилось в штыковую контратаку. В самый разгар этого ожесточенного сражения разнеслась тяжелая весть: Багратион, которого русские солдаты считали непобедимым, смертельно ранен. Русские ряды в замешательстве дрогнули, и французам удалось занять Багратионовы флеши.

Но не такого успеха ожидал Наполеон, посылая на смерть лучшие свои части. Оставив флеши, русские  больше не отступали не на шаг. Атаки  в центре на батарею Раевского  были отбиты. Однако положение было трудным. Наполеон решил во что бы то ни стало осуществить свой замысел и готовил новый удар по центру русских позиций—батарее Раевского. Но неожиданно он остановил свои войска.

Дело в том, что  Кутузов, чтобы отвлечь силы противника, направил в тыл французской армии  кавалерийскую часть генерала Уварова  и казаков под командованием  атамана Платова. На левом фланге французской армии началась паника.

Наполеон поехал на место прорыва выяснить обстановку и направил туда войска. Кутузов  выиграл время и укрепил центр  своих позиций, а Наполеон так и не решился ввести в бой гвардию, чтобы закрепить свой успех. «За восемьсот лье от Франции я не могу рисковать моим последним резервом»,--сказал он.

Лишь после ликвидации прорыва около двух часов дня  Наполеон вновь бросил войска против батареи Раевского. Эта часть  русской позиции подвергалась атакам с утра и уже несколько раз  перешла из рук в руки.

Теперь французы могли сосредоточить здесь свои главные силы—пехоту, конницу, артиллерию. На батарее Раевского, как и всюду в день Бородина, сражались с отчаянной храбростью, с полным самозабвением и презрением к смерти. Раненые не уходили из строя. Почти все защитники батареи были убиты. Французы захватили лишь разрушенные укрепления и разбитые пушки. 

К вечеру бой утих. Потери были огромные: русская армия  потеряла около 40 тысяч убитыми и  ранеными, неприятельская около 60. «Французская армия разбилась о русскую»,--метко сказал один из героев Бородина, генерал Ермолов. Французская армия, удалившаяся от своих баз, не могла быстро восстановить потери. Силы ее были надломлены.

Русская армия могла  восстановить сражение. Солдаты и  офицеры жаждали боя, каждый был  готов умереть, но не пустить захватчиков  в Москву. Но умереть было мало. Нужно было выжить, уничтожить врага и освободить Россию. А враг был все еще силен, и можно ли было рисковать армией и ставить судьбу страны в зависимость от исхода одного сражения? На военном совете в Филях, под Москвой, решался вопрос: оставить Москву без боя или сражаться? Великая вера в свой народ и окончательную победу дала Кутузову силы произнести слова: «Приказываю отступать». Кутузов правильно рассчитал, что Наполеон, войдя в Москву, будет ждать мирных предложений русского правительства. Таким образом, русская армия выиграет время для пополнения людьми и оружием, а народная война развернется во всю ширь.

Дальнейший план Кутузова заключался в том, чтобы  потом, когда силы противника будут  подорваны, а русская армия нальется новой силой, повести ее в победоносное контрнаступление.

Второго сентября 1812 года русская армия русская армия  покидает Москву. По дороге идут войска, а направо и налево от дороги—пестрая толпа: это жители Москвы, от мала до велика уходят из родного города. Горький час. Солдаты идут молча, на их лицах ни отчаяния, ни страха, только твердая решимость отомстить врагу, отстоять свою землю. В это же время с другой стороны к Москве подходила французская армия. Наполеон с Поклонной горы любовался Москвой и поджидал депутацию «бояр» с ключами от города. Депутация не являлась. Наполеону смущенно сообщили, что жители покинули Москву. Император удивился, потом разгневался и мрачно приказал занимать город.

По безлюдным улицам в строгом порядке потянулись полки. Били барабаны. Их бой глухо  отдавался от стен пустых домов. На душе у завоевателей было тревожно. Москва казалась им огромной ловушкой. 

ТАРУТИНСКИЙ МАРШ-МАНЕВР. 

Оставив столицу, русская  армия по Рязанской дороге дошла  до Москвы-реки, перешла на правый ее берег и, круто свернув на запад, двинулась вдоль реки Пахры на Подольск и далее на старую Калужскую дорогу. Никто в армии, кроме корпусных командиров не знал направления движения.

На Рязанской дороге был оставлен казачий отряд. Его  рьяно преследовал французский  кавалерийский корпус. Несколько  дней французы думали, что преследуют главные силы русских. Между тем  Кутузов перевел свою армию сначала  к Красной Пахре, а затем к  селу Тарутино за рекой Нарвой и хорошо там укрепился.

Так он исполнил свой гениальный Тарутинский марш-маневр. В результате этого маневра русская армия, оторвавшись от противника и совершив крутой поворот, буквально нависла над его коммуникациями, угрожая ударом во фланг или в тыл. Русская армия прикрыла южные губернии с их запасами хлеба и фуража и с Тульским оружейным заводом. 

«ДУБИНА НАРОДНОЙ ВОЙНЫ»; ИЗГНАНИЕ ФРАНЦУЗОВ. 

Москва была окружена плотным кольцом партизанских отрядов, выделенных Кутузовым из состава  армии. Вместе с ними действовало  множество крестьянских партизанских отрядов. Развернулась «малая война».

Первым, кто обратился  к Кутузову с просьбой послать  его в тыл противника с небольшим  отрядом, был подполковник гусарского полка поэт Денис Васильевич Давыдов. Вначале он получил 50 гусар и 80 казаков. Маловат отряд, но люди надежные. Началась партизанская жизнь: целыми днями отряд на конях рыскал по окрестным дорогам, налетая на неприятельских фуражиров, на транспорты с продовольствием и оружием, отбивая пленных. Некоторых из освобожденных Давыдов брал в свой отряд. Многие замыслы

Информация о работе Внешняя политика России в начале 19 века