Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:00, реферат
К началу правления Петра Россию считали отнюдь не передовой страной, о ней вспоминали от случая к случаю. О России тогда судили как о стране наиболее отсталой в Европе. Об успехах русских в области военной, административной и даже в общей культуре не знал никто. Полагали, что Россия полностью находится под влиянием фанатичного, нетерпимого духовенства и невежественного, жадного дворянства.
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
Глава 1. Рождение Российской империи - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
1.1. Россия накануне петровских преобразований - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
1.2. Азовские походы и "Великое посольство"- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 7
Глава 2. Северная война и её последствия - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 13
2.1. Битва под Нарвой - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 13
2.2. Полтавская битва - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 23
2.3. Второй этап Северной войны. Прутский поход- - - - - - - - - - - - - - - - - - 27
2.4. Гангутское соглашение, Ништадский мир - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29
2.5. Итоги Северной войны - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 32
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 33
Список использованных источников - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 37
Однако провал похода лишь подхлестнул усилия молодого царя. Были выписаны с Запада инженеры, "подкопные мастера", корабельные плотники. В Москве построили 22 галеры и 4 брандера и по частям доставили на Дон. Близ Воронежа, Козлова и других городков тысячи работных людей строили 1300 стругов, 300 лодок, 100 плотов. Петр вскоре после похорон старшего брата Ивана, умершего 20 января, уезжает на верфь участвовать в фантастически быстрой стройке. В апреле 1696г. конница Шереметева опять отправилась в низовья Днепра, а суда с главными силами двинулись вниз по Дону. Теперь уже русский флот смог закрыть устье Дона и прервать всякое снабжение крепости. Началась новая осада Азова. 16 июня был произведен обстрел крепости из пушек, и две тысячи донских и украинских казаков пошли на штурм. В канун всеобщего наступления, 18 июля, турки, проявив благоразумие, сдали крепость. Опустевший и разрушенный Азов решено было заселить тремя тысячами семей из низовых городов и четырьмя сотнями калмыцких всадников. Решено также было строить новый флот, т.к. наскоро построенный ко второму азовскому походу был уже непригоден к использованию.
Серьезные задачи, поставленные перед Россией, требовали людей, обладавших знаниями, которые получить в те годы можно было только на Западе. Так, для поиска специалистов в марте 1697г. началось "Великое посольство". Формально великими послами были Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин и Прокопий Б. Возницын. С ними было 20 дворян и 35 волонтеров, а между ними, как бы в толпе, был и Преображенского полка урядник Петр Михайлов (царь). При этом уже в Риге было объявлено, что Петр якобы поехал в Воронеж для корабельного дела. "Великое посольство" имело и еще одну дипломатическую цель. Петр стремился прозондировать почву на предмет продолжения дальнейшей борьбы с Турцией.
Как правило, Петр обгонял "Великое посольство", без проволочек делая самое важное. Затем примыкал к посольству, какое-то время был вместе. Но потом снова уезжал. Как частное лицо, он из Риги проехал в Митаву и Либаву, откуда один морем отплыл в Кенигсберг, где учился артиллерийскому делу. Разумеется, были в Кенигсберге и дипломатические переговоры. В Амстердаме Петр был поначалу в сопровождении всего десяти человек. В местечке Саардам и в Амстердаме Петр Михайлов работал на верфях плотником. Прожив в Голландии 4,5 месяца, Петр затем 3 месяца живет в Англии, работая на верфях, нанимая в Россию специалистов, овладевая ремеслом часовщика, проявляя интерес к астрономии и т.д. Далее путь его лежал в Вену. Перед ним стояла задача склонить Австрию на продолжение войны с Турцией. Сделать это было очень трудно, так как в Европе затевалась война за "испанское наследство" (1701 - 1714 гг.).
Австрийский император обещал лишь поддержать Россию на переговорах с Турцией и ничего не совершать без согласия царя. Следующая задача Петра - переговоры с Венецией. Однако тревожная весть об очередном волнении стрельцов заставила Петра вернуться в Москву (хотя о подавлении волнений он узнал еще в пути).
В период "Великого посольства" Петр I осознал ситуацию и расстановку сил в Европе. Главная неприятность для него - явный отход от совместных действий против турок Австрии, которую Франция втягивала в готовящуюся войну за "испанское наследство" против Голландии и Англии. А без этого серьезного союзника Россия не могла воевать с Османской империей. Таким образом, принятая было стратегия выхода к южным морям становилась нереальной.
Вместе с тем в Европе Петр I выявил иные возможности усиления России и стимулирования развития ее экономики. Они заключались в возвращении северо-западных земель, утраченных по Столбовскому миру. Так оформилось балтийское направление внешней политики России. Однако война с такой военной державой, как Швеция, в одиночку была также нереальной. Дипломатическое зондирование позволило Петру I определить возможных союзников. Ими должны были стать традиционные противники Швеции, которая на протяжении полутора столетий господствовала на севере Европы, часто побеждая в почти непрерывных войнах своих соседей - Данию, Польшу и другие страны. Главным союзником Петра стал Август II Сильный (курфюрст саксонский и король польский), мечтавший о присоединении к своим саксонским владениям шведской Лифляндии.
С конца 1698г. Август II, опираясь на договоренность с Петром, вступил в переговоры с Данией, имевшей к Швеции земельные притязания из-за отторгнутых территорий. Немало средств потратил Август II и для привлечения на свою сторону политических верхов Польши (ведь переговоры с Петром I Август II вел от имени Саксонии).
В первую очередь Петр I провел переговоры с Данией, и уже в апреле 1699г. был заключен договор о действиях против Швеции. В сентябре 1699г. в Москву прибыли послы и от Августа II. Начались довольно длительные переговоры. Все беседы проходили в с. Преображенском в самом узком кругу полномочных лиц. Был на заседаниях и Петр I. Сохранение полнейшей тайны было крайне необходимым. Тогда же в Москву прибыла большая делегация шведов для получения подтверждения Россией условий Кардисского мира 1661 г, в свою очередь закреплявшего пораженческие условия Столбовского мира. Русские дипломаты и сам царь проявили недюжинную изворотливость и хладнокровие, приветливо и лицемерно встречая шведское посольство. Наиболее жаркие дебаты касались требования шведов от русского царя закрепления договора крестоцелованием. После длительных споров шведскую сторону убедили в том, что поскольку Петр I дал клятву еще в 1684 г., при короле Карле XI, то сейчас, при Карле XII, необходимости в этом нет.
В итоге в ноябре 1699г. Россия имела против Швеции договоры и с Саксонией и с Данией. Так, втайне от шведского короля Карла XII был создан так называемый Северный союз (Россия, Речь Посполитая, Саксония и Дания).
Исполняя условия договора, войска Саксонии без согласия Польши уже в феврале 1700г. вступили в Ливонию, и, взяв Динабург (Даугавпилс), неудачно осадили Ригу. Еще раньше Дания открыла военные действия против Голштинии, союзницы Швеции. Заняв несколько крепостей, датчане застряли на осаде сильнейшей крепости Теннинген. Тут против них выступили шведы. Август II требовал от Петра I вступления в войну. Но русский царь не мог это сделать до заключения мира с Турцией и тянул время.
В
отношениях с Турцией усилия России
заключить мир начались еще с
участия думного советника П.Б.
Возницына в конгрессе в
Примерно
через месяц, 8 августа 1700г., весть о тридцатилетнем
мире с Турцией достигла Москвы, и уже
9 августа, сообщив Августу II, Петр приказал
двинуть войска к шведским границам.
Глава 2. Северная война и её последствия
2.1.
Битва под Нарвой.
К началу войны Швеция обладала первоклассной армией и сильным военно-морским флотом, в союзе с Саксонией (курфюрст которой Август II был одновременно польским королём, как пишет историк В.О. Ключевский, "кое-как забравшийся на польский престол и которого чуть не половина Польши готова была сбросить с этого престола") и Данией (так называемый Северный союз), которая в своё время не сумела собрать солдат для защиты своей столицы от 15 тысяч шведов, неожиданно подплывших со стороны моря.
Надо сказать, что Швеция явилась на сцену общей европейской деятельности с шумом и блеском. Даровитый, честолюбивый король Густав Адольф по призыву Франции привёл шведское войско в Германию для участия в Тридцатилетней войне, для поддержания протестантизма. За эту поддержку Германия должна была дорого платить Швеции своими землями, и немецкие владельцы стали косо смотреть на неё, особенно когда она содействовала вредным для Германии стремлениям Франции. Ещё большее раздражение возбудила против себя Швеция в трёх других соседних государствах - Дании, Польше и России - своими захватами Она обобрала Данию со стороны Норвегии, отняла у Польши Ливонию; пользуясь смутным временем и слабостью России после смут, в царствование Михаила Фёдоровича, она отобрала у неё коренные русские владения, чтоб как можно дальше отодвинуть её от Балтийского моря. Такое поведение Швеции относительно соседей, разумеется, заставляло ожидать, что оскорблённые воспользуются первым удобным случаем, чтобы соединиться и возвратить своё. И в начале XVIII века, когда в Западной Европе произошло сильное движение против Франции, раздражавшей всех своим властолюбием, своими бесцеремонными захватами чужого; когда против Франции образовался великий союз, чтоб не дать ей захватить Испании или значительную часть её владений, на северо-востоке Европы по тем же побуждениям образуется союз против Швеции и начинается великая Северная война. Естественные члены союза против Швеции - это пострадавшие от ее агрессивной внешней политики государства: Дания, Польша и Россия. Отношения Дании и России были просты: они хотели возвратить своё, причём Пётр во что бы то ни стало хотел приобрести хотя бы одну гавань на Балтийском море.
Но отношения Польши были иные. Эта страна была слаба, и особенно сильно это обстоятельство проявилось во второй половине XVIII века - слабость, которая отнимала у неё всякую самостоятельность, делала из неё арену, где ближние и дальние государства должны бороться за свои интересы. В результате выборов на польском престоле оказывается немец, владелец одного из самых значительных немецких государств, Саксонии, который не удовольствуется одним титулом королевским. Можно ввести своё немецкое войско в пределы Речи Посполитой под благовидным предлогом, как, например, война со Швецией для возвращения Польше Ливонии, к тому же сама Ливония желает отторгнуться от Швеции.
Союзники надеялись напасть на Швецию врасплох, пользуясь молодостью её короля Карла XII. Но когда Швеции с трёх сторон стала грозить реальная опасность, Карл решил разбить противников поодиночке с помощью англо-голландского флота. В тот же день, когда была объявлена война, 13 июля, шведская эскадра бомбардировала Копенгаген, высадила десант и вынудила Данию (единственного союзника России, имевшего флот) капитулировать. Затем Карл XII высадился в Прибалтике и заставил польские войска, намеревавшиеся взять Ригу, отступить.
При
таких неблагоприятных для
Оценивая впоследствии поражение под Нарвой, Пётр I писал: "Единым словом сказать, всё то дело, яко младенческое играние было, а искусство ниже вида". Поражение под Нарвой резко ухудшило международное положение России (Каждый человек, участвовавший в битве был награжден медалью с изображением, как Пётр бежит из-под Нарвы со свалившейся с головы шапкой, уколотый в "пятую точку" шведским обоюдоострым штыком, утирая платком слёзы, и с евангельской подписью: "и исшед вон, плакася горько") и создало угрозу вторжения Швеции в русские земли. Позднее, спустя 24 года, Пётр, собираясь праздновать третью годовщину Ништадтского мира, имел мужество признаться в собственноручной программе торжества, что начал шведскую войну, как слепой, не ведая ни своего состояния, ни сил противника.
Карл XII полагал, что Россия разгромлена окончательно и с её претензиями на выход к Балтийскому побережью закончено. Считая Речь Посполитую единственным реальным противником, Карл, по образному выражению Петра I, "надолго увяз" в ней, поскольку гнаться за неприятелем слабым, оставляя в тылу сильного, и решиться с небольшим войском во второй половине ноября идти вглубь России было бы крайним безрассудством.