ВКЛ и Московское княжество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:34, доклад

Краткое описание

До середины XII в. Москва не была известна русским летописцам и, по-видимому, не играла никакой роли в социально- политической истории Древнерусского государства. Раскопки археологов говорят, однако, что еще в IX-Х вв. по берегам р. Москвы и Неглинной, на границе земель вятичей и кривичей, существовало небольшое поселение с посадом. Впервые летописи упоминают о Москве под 1147 г., сообщая, что суздальский князь Юрий Долгорукий убил местного боярина Степана Кучку, разорил его вотчину, увез во Владимир детей и основал на этом месте город Москву.

Содержимое работы - 1 файл

доклад.docx

— 48.58 Кб (Скачать файл)

1.Возникновение

Московское великое  княжество

До середины XII в. Москва не была известна русским летописцам и, по-видимому, не играла никакой роли в социально- политической истории Древнерусского государства. Раскопки археологов говорят, однако, что еще в IX-Х вв. по берегам  р. Москвы и Неглинной, на границе земель вятичей и кривичей, существовало небольшое поселение с посадом. Впервые летописи упоминают о Москве под 1147 г., сообщая, что суздальский князь Юрий Долгорукий убил местного боярина Степана Кучку, разорил его вотчину, увез во Владимир детей и основал на этом месте город Москву.

Сведения о том, как жила и  кем управлялась Москва до середины XIII в., весьма скудны и противоречивы; ясно лишь, что в описываемый период город прочно входил в состав Владимиро-Суздальской  земли. После смерти Всеволода Большое  Гнездо в Москву поехал на княжение его сын Владимир, однако спустя несколько лет мы видим его  уже на Стародубском столе. В 1237 г. в  Москве распоряжался другой Владимир, сын великого князя Юрия Всеволодовича. Очевидно, он недолго был здесь, так  как спустя год город подвергся  татарскому разгрому. Несмотря на героическое  сопротивление княжьей дружины  и ополченцев, в течение нескольких дней защищавших город, Москва была взята  и сожжена дотла. В бою пал  владимирский воевода Филипп Нянька и взят в плен, а позднее убит князь Владимир Юрьевич.

Более десяти лет, прошедших с тех  пор, источники ничего не сообщают о  Москве. Но город не захирел, а продолжал  жить и развиваться. С 1246 по 1248 г. его  правителем был Михалко Хоробрит, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Однако нет оснований считать Москву описываемого периода удельным городом. Скорее всего, эта земля продолжала оставаться вотчиной владимирских князей, сажавших там своих наместников. Когда в 1248 г. бездетный Михаил Ярославич скончался, его владения, как выморочные, вновь вошли в состав Владимирского великого княжества, хотя по-настоящему никогда и не выходили из него.

После смерти Михалка Хоробрита Москва опять почти на 30 лет исчезает с летописных страниц. Переломным моментом в истории города стал 1277 г., когда умер бездетный Василий Ярославич Костромской и великим князем стал Дмитрий Александрович. Сделавшись фактическим хозяином Северо-Восточной Руси, он отдал младшему брату Даниилу город Москву, впервые официально выделив ее из состава великокняжеских владений. С этого момента Москву вместе с прилегающими к ней землями можно рассматривать как самостоятельное независимое княжество.

Великое княжество  Литовское

Область Прибалтики издревле связана  с Русью. Прибалтийские племена  платили дань Руси со времен Игоря  Старого. В XI-XII веках весь бассейн  Западной Двины, от моря до верховьев, был в руках полоцких князей.

Великое княжество Литовское возникло в XIII веке в результате объединения  славянско-литовских племен (литва, ятвяги, кривичи, лехетские радимичи и др.). В 40-е годы XIII в. Миндовг объединил Нальшанскую, Жетувскую, Жемайтскую земли, часть Ятвяжской земли и Черную Русь с городами Слоним, Новогородок, Волковыск (земли Полоцкого княжества). Процесс образования княжества завершился в 50-е годы XIII века. Поcле распада Киевской Руси в XIII веке земли Южной и Западной Руси в XIV веке вошли в состав Великого княжества Литовского, которое превратилось в одно из сильнейших государств Восточной Европы.

 

Следует иметь в виду, что название "Литва" для современной Литвы  стал употребляться только со 2-й  половины XIX века. Основная часть современной  Литвы (западная ее часть) называлась не Литвой, а Жемайтией (Жмудью или Самогитией), и фигурировало как автономное княжество в составе Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (таково полное наименование "Литвы" в историческом понимании термина), что видно по многим старинным картам. Балто-литовский язык жемайтов не имел своей письменности до середины XVI века. "Государственным языком в Великом княжестве Литовском был старо-белорусский [западное наречие старо-русского, старо-славянского языка - авт.] вплоть до конца XVII века, затем его сменил польский. Следует отметить, что литовский язык не был государственным за все время существования княжества. Великое княжество Литовское считалось славянским не только по языку и культуре, но и по преобладанию славянского населения".

 

2.Политическое устройство

Московское великое  княжество

Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи. До конца XV в. их отношения с удельными князьями строились на договорах, в которых определялись параметры власти «брата старейшего» над «братьями молодшими». Вся полнота власти принадлежала им лишь в пределах их собственного домена. Отношения с боярами и церковью определялись жалованными грамотами на иммунитеты, щедро раздававшимися поначалу московскими князьями. Но уже с середины XV в. происходят серьезные изменения, и великий князь московский превращается в самодержавного монарха, а вассалитет сменяется подданством.

Благодаря немногочисленности рода московских князей и, следовательно, отсутствию большого числа претендентов на московский престол, в Москве с XIV века фактически утверждается семейное преемство княжеской власти, которая  переходит от отца к сыну. В середине XV века семейное начало вступает в борьбу с родовым,когда московское княжение, помимо дяди, Юрия Дмитриевича, перешло к племяннику, Василию Васильевичу Темному. Борьба окончилась в пользу семейного начала. В Москве начинает устанавливаться также порядок единонаследия , а затем и принцип самодержавия. При первых московских князьях боярское сословие сильно. Оно является советником князей; оно же помогает московским князьям удерживать власть в своих руках. Многие бояре из удельных княжеств переселяются в Москву и там приобретают значение, как богатые и знатные обыватели; значение это передается по наследству. Отношение бояр к княжеской власти выразилось, в усилении значения московского тысяцкого. Уже при Симеоне Гордом боярин Алексей Петрович Хвост затеял было крамолу против князя, но был изгнан. При Иване Ивановиче он снова сделался тысяцким. В 1357 г. Хвост был убит: пронесся слух, что его убили бояре. В Москве произошел мятеж, так что некоторые из бояр должны были отъехать в Рязань. Сан тысяцкого получил Василий Вельяминов по смерти которого Дмитрий Донской оставил должность тысяцкого незамещенной; сын Вельяминова, Иван, вздумал было силой завладеть ею, но был схвачен и казнен. Этот факт показывает, что Дмитрий Донской вел себя уже довольно самостоятельно по отношению к своим боярам; тем не менее, он завещал своим сыновьям любить бояр и ничего не делать без их согласия. С развитием княжеской власти изменяется и положение в московском государстве высшего сословия, боярского. Из бродячей дружины оно мало-помалу обращается в оседлое сословие крупных землевладельцев и в награду за свою службу получает от князя пожалования землями. Вместе с этим начинает ограничиваться право боярского отъезда к другим князьям: отъехавший боярин терял свои владения. Главное значение бояр, как помощников князя в управлении и его думцев, с каждым княжением заметно уменьшается, а Василий III может обходиться уже и без их совета. Учреждением, с которым совещался князь, была боярская дума . Заведование текущими делами князь поручал, приказывал отдельным лицам. Отсюда образовались впоследствии (может быть, с Ивана III) приказы;сначала же отдельные отрасли управления носили название путей. Так появились дворский,или дворецкий, конюший, сокольничий, ловчий, несколько позднее стольничий, чашничий, окольничий.

По мере складывания централизованного  государства создавалась и система  управления. Великий князь всея Руси принимал наиболее важные решения, советуясь  с Боярской думой. Это совещательный  орган, который стал при Иване III постоянным. Боярство было представлено людьми из старых московских фамилий. В их среде сложились местнические отношения, которые регламентировались «службами предков». С присоединением новых земель в Думу стали входить  и княжата (бывшие удельные князья и  их потомки). Удельные князья, потеряв  часть своих привилегий, еще долгое время продолжали сохранять политическое влияние и экономическую силу в своих уделах. Знать занимала важнейшие государственные должности (наместники, воеводы и т. п.), руководствуясь местническими принципами.

За знатными боярами и  высшим духовенством тянулось к Москве и все народное множество. Московское княжество отличалось внутренним спокойствием; оно было заслонено от пограничных  нападений окраинными княжествами (Рязанским, Нижегородским, Смоленским и др.); оно было в дружбе с Ордой. Этого было достаточно, чтобы внушить  желание поселиться поближе к  Москве, под ее защиту. Народ шел  на московские земли, и московские князья строили для него города, слободы, села. Они сами покупали себе целые  уделы у обедневших князей (ярославских, белозерских, ростовских) и простые села у мелких владельцев. Они выкупали в Орде русский "полон", выводили его на свои земли и заселяли этими пленниками, "ордынцами", целые слободы. Так множилось население в московских волостях, а вместе с тем вырастали силы и средства у московских князей.

Великое княжество  Литовское

Во главе государства стоял  с XIV века великий князь (господарь), происходящий из династии Гедимина, но наследующий престол не по определённому порядку. Раньше князь назначался предшественником (Ягайло), или польским королем (Свидригайло), или сам добивался престола (Витовт); позже (со времен Казимира) он избирался вельможами.

Вельможество приобрело сильное влияние в ВКЛ и было почти независимо от общих органов управления. Контингент его образовался, с одной стороны, из русских удельных князей, с другой — путём раздачи великими князьями поветов и волостей в «держанье», в управление, с очень широкими, часто переходившими по наследству правами.

Вельможи были самыми крупными собственниками в Литве. Они составляли раду литовскую  или панов-раду, совета которой князья спрашивали во всех государственных делах. С Ягайло прививается заимствованный из Польши обычай сеймов, на которых те же вельможи имели господствующее значение, несмотря на старания некоторых великих князей поднять значение мелкой шляхты.

В руках крупных землевладельцев  находились и все важнейшие должности  канцлера — хранителя королевской  печати и заведовавшего государственной  перепиской, маршалка — представителя служилого сословия, воевод — управлявших целыми областями с властью военной, административной и судебной, каштелянов — помощников воевод, старост — подчиненных воеводам правителей целых областей (Жмудь) или отдельных поветов.

Органами общего управления были первоначально  наместники и тивуны, которые чинили суд и расправу. Наместники, сидевшие в центрах удельных княжеств или особых самостоятельных владений, впоследствии по польскому образцу стали называться старостами. Главные наместники бывших княжеств виленского, троцкого, киевского, полоцкого, витебского и смоленского были переименованы потом по польскому образцу в воевод, причём в Литву стала проникать идея, что воевода — глава и представитель местного шляхетства. Воеводы и старосты получили по наследству от удельных князей высшую судебно-административную власть в своих владениях. В пригородах и волостях этих владений суд и управу творили, во-первых, наместники воевод и старост по их уполномочию; во-вторых, наместники и тивуны, назначаемые великим князем по представлению воевод и старост из местных князей, панов и бояр. Они назначались или «до воли» государя, или до «живота» своего, или же «колеею», то есть по очереди, по годам.

В XVI веке великокняжеские наместники и тивуны были переименованы в державцев (кроме Жмуди).

Государственное устройство Великого княжества Литовского разительно отличалось от Московского. Тут не сложилось аппарата центрального управления, подобного великорусской системе приказов — с их многочисленными дьяками и подьячими. Земский подскарбий (заведующий государственной казной — «скарбом») в Литве хранил и расходовал деньги, но не собирал налоги. Гетманы (командующие войсками) — предводительствовали шляхетским ополчением, когда оно собиралось, но постоянная армия великого князя насчитывала в XVI веке всего пять тысяч наемных солдат. Единственным постоянным органом была великокняжеская канцелярия, которая вела дипломатическую переписку и хранила архив — «Литовскую метрику».до середины ХVI столетия Великое княжество Литовское было федеративным государством с преобладанием славянских земель.  Собственно Литва делилась на два воеводства, Виленское и Троцкое. Остальные земли, примкнувшие к литовскому княжеству по соглашениям и договорам (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жмудская, Киевская, Волынская, Чернигово-Северская, Подолье), сохраняли свою самостоятельность и самобытность.

В середине ХV века в нем складывается единое правящее сословие. Шляхта (дворянство) составляла значительный слой населения - до 8-10 процентов, гораздо больше, чем в соседнем Московском государстве. Литовская шляхта обладала в государстве всей полнотой политических прав. Органы шляхетского управления - сеймы и сеймики - решали важнейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Политику вершили крупнейшие землевладельцы-магнаты, под контролем которых с середины ХV века фактически находилась власть великого князя. В конце этого столетия формируется коллегиальный орган - Рада панов, - без согласия которого великий князь не мог отправлять послов. Не мог он также отменять решения Рады послов. Всевластие магнатов и шляхты получило четкое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 г.г. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами. В них слились воедино традиционное литовское и древнерусское право. Все три статута были славяноязычными.

Система управления включала также Вальный (Вольный) сейм– высший законодательный орган княжества. В его компетенцию входили: принятие законов, решения о сборе налогов для князя, созыв шляхетского ополчения.

Города в Литве  управлялись по магдебургскому праву. Горожане сами избирали Совет и выбирали мэра. Совет решал торговые, строительные и налоговые вопросы. Магдебургское право — одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена.

Источники магдебургского права — «Саксонское зерцало» (сборник германского феодального права) и устав города Магдебурга — обычно определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

 

3.Социально-экономическое  устройство

Московское великое  княжество

Район Москвы представлял собой  центр развитого земледелия. Ещё  до татаро-монгольского нашествия Москва была городом, в котором имелся значительный торгово-ремесленный посад. Сожжённая  монгольскими захватчиками, она была быстро восстановлена и скоро  сделалась одним из наиболее крупных  русских городов. Москва была центром  особо сложных ремёсел, здесь  было сосредоточено производство оружия и предметов роскоши. Торгово-ремесленное  население Москвы поддерживало сильную  великокняжескою власть в её борьбе с крупным боярством за политическое объединение. Москва также располагалась на пересечении торговых путей, удалённо от восточных и западных окраин, подвергавшихся особенно частым и опустошительным вторжениям со стороны как монгольских ханов, так и литовских феодалов.

Торговля

Москва вела торговлю как с Востоков, так и с Западом. Московские купцы ездили в Смоленск, Вязьму, Витебск, Дорогобуж, Киев, через Полоцк Западной Двиной — в Вильнюс, через Киев — в Крым. Верхние слои московского купечества объединялись в две корпорации: «гостей-сурожан», ведших торговлю с Югом, и «суконников», торговавших с Западом. Многие купцы занимались ростовщическими операциями. Верхушка купечества пользовалась значительными привилегиями, которые ей предоставлялись великокняжеской властью, искавшей поддержки со стороны торгово-ремесленного населения городов. В договоры между князьями включалось обязательство «блюсти» (оберегать) «гостей, суконников и городских людей». Привилегией «гостей» была их непосредственная подсудность князю. Крупному купечеству противостояла в городах ремесленная беднота («меньшие», «чёрные люди»). В связи с ростом общественного разделения труда отчётливее проявлялась роль города как центра товарного производства. Изделия отдельных городских ремесленников сбывались в деревню; на городской рынок поступали хлеб и другие продукты вотчинного и крестьянского хозяйства из соседней округи. Развитие товарно-денежных отношений втягивало в торговлю светских и духовных феодалов, особенно монастыри, торговые караваны которых пользовались специальной княжеской охраной. Товарно-денежные отношения постепенно проникали в деревню, способствуя установлению связей сельского населения с рынком.

Информация о работе ВКЛ и Московское княжество