Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:52, статья
Работа содержит Статью Н. Ю. Плавинской из энциклопедического справочника "Исторический лексикон. XVIII век."
М.: Знание, Владос. 1996.
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1789-1794)
Статья Н. Ю. Плавинской из
энциклопедического
справочника
"Исторический лексикон. XVIII век."
М.: Знание, Владос. 1996.
Французская революция — едва
ли не самое мощное потрясение
XVIII столетия — изменила облик
Франции, придав ему
Французская революция
Генеральные штаты
Особенно сильной оказалась
Генеральные штаты торжественно открылись в Версале 5 мая 1789 года. Больше месяца палата общин, как стали называть депутацию третьего сословия, боролась за то, чтобы ее голос — голос большинства нации — не был заглушен голосами привилегированных палат. Наконец, 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием. Этот смелый шаг побудил представителей низшего духовенства присоединиться к ним. Попытка короля 23 июня разогнать Собрание не удалась благодаря решительности депутатов, в частности Мирабо, ставшего отныне бессменным лидером революционеров «первой волны». Уже на другой день к Собранию присоединились остальные депутаты, а 9 июля оно провозгласило себя Учредительным собранием, выполняя тем самым клятву, данную несколькими днями раньше в знаменитом Зале для игры в мяч — не расходиться, пока не будут выработаны конституционные основы нового политического порядка.
Король тем временем стягивал
к Версалю дополнительные
Но «великий страх» обуял не
только аристократию: всякая собственность
оказалась под угрозой, а в
Учредительном собрании
С крушением феодального порядка рухнула сама основа прежнего общества, построенного по сословному принципу. Рождалось новое гражданское общество в современном смысле слова. Его принципы были определены в «Декларации прав человека и гражданина», принятой 26 августа 1789 года. Она провозгласила суверенитет нации, всеобщее братство, свободу и равенство всех людей. Священными стали право собственности, свобода слова, совести, право на сопротивление угнетению — все то, что и сегодня сохраняет свою ценность.
«Декларация» служила
Разработка декретов и конституции обнажила глубокие разногласия среди депутатов Собрания, разделившихся на «левых» и «правых», в зависимости от того, где сидели сторонники или противники радикальных мер — слева от стола председателя Собрания или справа (вот когда впервые появились эти определения). В стране действовали многочисленные «патриотические» клубы — кордельеров, фейянов и др. Самым известным из них был Якобинский клуб. Он единственный имел разветвленную сеть филиалов в провинции, что оказало огромное влияние на политизацию большой части населения. Небывалое значение приобрела журналистика: «Друг народа» Марата, «Папаша Дюшен» Эбера, «Французский патриот» Бриссо, «Железные уста» Бонвиля, «Деревенские листки» Черутти и другие газеты знакомили читателя со сложной палитрой политической борьбы.
Одновременно усиливалось внутреннее сопротивление революции. Старая знать и двор, отказываясь смириться с происходившим, устанавливали связи с европейскими государствами, в надежде на их поддержку. 21 июня 1791 года королевское семейство попыталось тайно бежать за границу, но было опознано и задержано в местечке Варенн. «Вареннский кризис» окончательно скомпрометировал конституционную монархию: в просвещенных кружках, сложившихся вокруг Кондорсе и Бриссо, впервые прозвучало слово «республика». Кроме того, кризис вызвал дальнейший подъем народного движения, все сильнее пугавший «монархистов» из Учредительного собрания. 17 июля на Марсовом поле в Париже была расстреляна массовая манифестация, требовавшая отречения Людовика XVI. Пытаясь спасти монархию, Собрание позволило королю подписать принятую наконец конституцию и, исчерпав свои полномочия, разошлось. Тот же «вареннский кризис» стал сигналом к сплочению против французской революции европейских держав.
В новом Законодательном собрании, куда согласно конституции не вошли прежние депутаты, сложилась иная расстановка сил. На смену роялистам и либералам пришли деятели двух соперничавших клубов — фейяны, сторонники конституционной монархии, во главе с лидерами Собрания Кондорсе и Барнавом, и якобинцы. Среди последних возникало все больше разногласий, что привело к появлению фракций жирондистов и монтаньяров. Первые сгруппировались вокруг депутатов от департамента Жиронда Бриссо, Верньо и др. (откуда и название «жирондисты»). Вождем вторых был Робеспьер, уже не имевший депутатских полномочий, но избранный прокурором уголовного суда и становившийся все более влиятельным в клубе. Его сторонники Кутон, Базир и другие усаживались в зале заседаний на самые верхние скамьи, за что и получили прозвище «Горы» или «монтаньяров» (la montagne — гора).
Внешнеполитическое положение
Неизбежная для
каждой революции
экономическая разруха,
обесценивание денег
и рост дороговизны
вызывали все больший
протест у городской
и сельской бедноты.
Требования таксации — установления фиксированных
государственных цен на основные продукты
питания, становились все громче и громче.
Неудачи первых месяцев войны породили
подозрения в измене командующих французскими
армиями, в первую очередь Лафайета, а
вслед за ним фейянов и жирондистов. Толпа
парижских санкюлотов (кюлоты, короткие
мужские пантолоны, стали отличительным
признаком принадлежности к «бывшим»,
к аристократии) 20 июня 1792 года ворвалась
в Тюильрийский дворец, но так и не добилась
от короля нужных декретов: о высылке не
присягнувших конституции священников,
которые были признаны контрреволюционерами;
о создании в окрестностях Парижа военного
лагеря для спасения
столицы от австрийских
и прусских армий.
В июле
Законодательное собрание
Двадцать первого сентября 1792 года
законодательная власть
Начавшееся сразу же вслед
за восстанием 10 августа наступление
прусско-австрийских сил
Интервенцию удалось отбить: 20 сентября революционные войска одержали при Вальми свою первую победу, а в ноябре они уже вступили на вражеские земли на левом берегу Рейна и в Савойе. Однако война требовала все новых и новых сил. Призыв в армию 300 тыс. человек, санкционированный Конвентом в феврале 1793 года, вызвал недовольство в ряде департаментов и послужил поводом к началу Вандеи, кровопролитной гражданской войны на западе Франции, а также к восстаниям на юго-востоке, в Тулоне и Марселе.
Дальнейшее размежевание в революционном лагере, экономический кризис, натиск народного движения, внешнее и внутреннее противодействие революции, восстание крестьян Вандеи, поставило республику на край гибели. Создание революционных трибуналов с исключительно широкими полномочиями, комитетов революционного надзора, Комитета революционного спасения укрепило позиции Горы. В результате народного восстания в Париже 31 мая — 2 июня 1793 года была установлена диктатура монтаньяров, получившая название якобинской диктатуры.
Якобинская диктатура
Информация о работе Великая Французская революция (1789-1794)