Василий Шуйский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:13, биография

Краткое описание

Кто такой Василий Иванович Шуйский? Род князей Шуйских происходит из династии Рюриковичей. Древним предком этого рода был Великий Киевский князь Владимир Всеволодович Мономах. Владимир родился в 1053 году, а Мономахом его назвали по деду со стороны матери, которую летописцы называли "греческой царевной" и "моно - махиной". Якобы она была дочерью императора Константина Мономаха.

Содержимое работы - 1 файл

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ.docx

— 18.02 Кб (Скачать файл)

   ВАСИЛИЙ  ШУЙСКИЙ - БОЯРСКИЙ ЦАРЬ. (1552 - 1612) 

  Кто такой Василий Иванович Шуйский? Род князей Шуйских происходит из династии Рюриковичей. Древним предком этого рода был Великий Киевский князь Владимир Всеволодович Мономах. Владимир родился в 1053 году, а Мономахом его назвали по деду со стороны матери, которую летописцы называли "греческой царевной" и "моно - махиной". Якобы она была дочерью императора Константина Мономаха.

  Продолжателями  этого рода были известные  великие князья Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и  другие, относящиеся к Суздальским  князьям. В 1392 году Суздальские князь Василий Дмитриевич Кирдяпа получил в удел Шую и от его сына, Юрия Васильевича, пошел род князей Шуйских.

  Все Шуйские  были на Руси храбрыми воеводами,  полководцами, боярами. Сын Василия  Юрьевича Бледный еще при Иване  III был наместником в Польше, ходил  с войском в Лифляндию, участвовал  в Казанском походе. Сын его  Иван Большой Скопа был родоначальником  славного города Скопиных - Шуйских.  Младший в этом роду Михаил  Скопин - Шуйский в смутное время  показал себя достойным полководцем,  соскобным вывести страну из кризиса, если бы он был избран царем, а не дядя его Василий Иванович Шуйский.

  Внук Василия  Юрьевича, Иван Михайлович Плетень,  был выдающийся воевода, боярин, командовал Большим полком в  войне с Ливонией, скрымцами и  в Казанском походе.

  Брат Иван  Плетня Андрей Частокол тоже боярин и воевода, захватив вместе со своими родственниками высшую военную власть, очень раздражал Ивана Грозного. Хотя оба они, где - то далеко, и имели общего предка, но Иван Грозный - царь, и в гневе жесток, поэтому приказал отдать своего дальнего сородича на растерзание псам. Однако успел Андрей оставить после себя славное потомство - сын и внуки его были боярами, а одному из внуков - Василию Ивановичу пришлось даже в течение четырех лет быть царем Российским. Братья Дмитрий и Иван не раз наказывались то Борисом Годуновым, то Лжедмитрием I, потом опять были воеводами. Дмитрий Иванович был пленен поляками в 1610 году, отправлен в Польшу, где через три года и умер.

  Потомки во  второй линии Юрия Шуйского  от Федора также были боярами  и известными воеводами. Братья  Василий Немой и Иван Губка  принимали самое активное участие  во всех военных походах при  Василии III и Иване IV. Кроме  того, они возглавили борьбу бояр  с митрополитами за главенство государственном правительстве.

  Бессмертную  славу по защите Пскова от  интервентов заслужил боярин  и воевода, внук Ивана Губки,  Иван Петрович. Царь Федор Иванович  сделал его своим советником  и пожаловал ему все доходы  со спасенного города. Правда, за  участие в заговоре против  Бориса Годунова он был сослан  на Белоозеро, где и умер.

  Смута продолжается  уже восемь лет и конца ей  не видно. Старейшие князья  и бояре хорошо понимали, что  надо немедленно прекратить это  стихийное самоуправление Россией.  Управление надо брать в свои  руки. Прошло только два дня  после убийства неудавшегося  царя Лжедмитрия, и вот в середине  дня 19 мая 1606 года старейшие  Российские князья братья Шуйские  и Глицины вместе с Куракиным и Воротынским привели князя Василия Ивановича Шуйского на Лобное место, где перед собравшейся на Красной площади толпой бояр, духовенства и московского люда, провозгласили его царем. Шуйский не стал настаивать на сбор для этой целиземского собора, как это сделал Годунов, а пользуясь чрезвычайными событиями текущего момента, согласился с такой быстротой занять царский трон.

  По всем городам  были разосланы грамоты от  имени бояр, Шуйского и царицы - инокини Марфы, в которых сообщалось  о гибели самозванца и избрании  царем прямого наследника Рюриковского  рода, потомка Мономаха и великих князей Юрия Долгорукого, Ярослава Всеволодовича, продолжателями рода, которых, являются известные и достойные на Руси, князья Шуйские.

  Хотя ранее,  в Москве и Марфа, и Шуйский  утверждали, что Лжедмитрий был  истинно царевич Дмитрий, теперь  же, в грамотах они сообщали, что  Гришка Отрепьев вор и самозванец  и, что царевич Дмитрий действительно был убит и погребен в Угличе. Сразу после венчания на царство Шуйский приказал доставить из Углича в Москву мощи царевича Дмитрия. Сам царь нес их всей Москве до Архангельского собора, где они были погребены. Чтобы успокоить народ и исключить соблазн принимать на себя имя Дмитрия, он был конониировать русской православной церковью.

  Но не в  добрый час и не тот человек  взял скипетр в свои руки. Шуйского  не любили многие. Его знали  как лживого придтворца, интригана,  скупого до скряжничества, завистливого, недоверчивого и подозрительного человека.

  Непонятны были  и действия Шуйского, когда он  сначала признавал пришельца  из Польши истинным Дмитрием, а потом объявил самозванцем. В самой внешности Шуйского не было ничего царского: это был худенький, приземистый, сгорбленный 54 - летний старичок с больными подслеповатыми глазами.

  Совсем другое  дело дальний племянник Василия  Ивановича, молодой 24 - летний  воевода Михаил Скопин - Шуйский. Он прославил себя и в победоносных сражениях с Лжедмитрием, "тушинским вором", бандами Болотников, за что приобрел заслуженную всенародную любовь. Многие откровенно видели в нем будущего царя и даже предлагали при живом дяде занять престол.

  Естественно,  что Василий Иванович стал  опасаться своего молодого, счастливого  и удачливого сородича. Но особенно  ополчился против Михаила брат  царя, бездарный воевода Дмитрий  Шуйский, рассчитывающий после смерти бездетного Василия. Занять престол. И как часто бывает - побеждает зло. После празднования именин у одного из князей, Михаил вдруг серьезно занемог и умер. Прошел слух, что он был отравлен женой Дмитрия Ивановича Шуйского. В борьбе за престол, как правило, подключаются влиятельные люди.

  Одна дочь  была замужем за Борисом Годуновым  и стала царицей, а вторая  вышла замуж за князя Шуйского  Дмитрия, который мог бы сменить  на царском троне Василия, если  убрать первого претендента Михаила  Скопина - Шуйского. Он сородич,  конечно, мужа, но пусть не мешает, пусть не стоит на его пути.

  Русский народ, связывав с Михаилом скорый конец злополучного царствования, надеялся, что будут уничтожены всякого рода самозванцы и Москва будет освобождена от пришельцев. Теперь же положение усугублялось. Под Москвой один за другим появляются Лжедмитрий II, Лжедмитрий III.

  Казакам понравились  самозванцы, росли они, как грибы:  третий царевич "Лаврентий,  назвавшийся внуком Грозного  от царевича Ивана, потом царевичи  Федор", Клементий, Савелий, Семен,  Василий и другие - все якобы  сыновья царя Федора Ивановича.

  Один из убийц  Федора Борисовича Годунова, Михаил Молчанов скрылся из Москвы в Литву. Там он опять распространял слух, что царь Дмитрий жив. Его поддержали и некоторые другие бояре. А боярин Петр Шереметев возглавил заговор за свержение Василия Шуйского в пользу князя Мстиславского. Вскоре в Новгород - Северской Украине объявился Болотников, человек умный, одаренный полководец, смелый, отважный. Он признал Михаила Молчанова за оставшегося в живых царя Дмитрия и под его знамением собрал большое войско. Поддерживали его посадские люди, крестьяне, стрельцы, казаки, а потом присоединились к нему некоторые дворяне и бояре, восставшие против царя Шуйского.

  Двадцать городов  на юга - западе Москвы восстали против царя, мордва Нижегородская, жители Вятки, Астрахани и других  городов поддерживали Болотникова.

  Москва волновалась.  По улицам раскидывались польские  грамоты, обещавшие Русской земле  мир и всякую благодать, если  царем будет признан сын короля  Владислав; с другой стороны,  люди, преданные самозванцу, призывали  принять царя Дмитрия, очередной  бунт, возглавляемый Шаховским и  Болотниковым, а тут еще и казаки, возглавляемые казацкими вождями  Иваном Заруцким и Дмитрием  Трубецким, они не столько боролись  с осадой Москвы, сколько занимались разбоем и грабежами.

  17 июля 1610 года  состоялся сход бояр и дворян, на котором было высказано, что наше государство доходит до конечного разорения, что царя Василия не любят, да и не по правде он сел на престол. Один из самых активных участников свержения царя Захар Ляпунов с сообщниками, взявши с собой монахов из Чудова монастыря, ворвались во дворец и заявили царю "Долго ли за тебя будет литься кровь христианская?...Сжалься над гибелью нашей, положи посох царский, а мы уже о себе помыслим".

  Василия и  жену его насильно постригли  и отправили в Чудов монастырь,  а братьев заключили под стражу.

  Дальнейшая судьба  Василия Шуйского сложилась так.  Осенью 1610 года польский гетман  Жолкевский, покидая Москву, взял  с собой пленного Василия Шуйского  с братьями и привез их под  Смоленск к королю Сигизмунду. Когда Шуйского попросили поклониться  королю, он ответил: "Нельзя Московскому  и всея Руси государю кланяться  королю..."

  В октябре  1611 года Шуйский с братьями  доставлен в Польшу, где помещен  под охраной в Гостинский Замок.  Через год, 12 сентября 1612 годанесчастный  русский государь скончался, там  же и был погребен.

  Уже в 1635 году  Российский царь Михаил Романов  побеспокоился вернуть прах плененного  царя и его родных. Тело Василия  Ивановича Шуйского перезахоронено в Архангельском соборе Московского Кремля.

  После свержения  Шуйского наступило время междуцарствования.  Власть перешла к Боярской  Думе, состоящей из семи человек,  поэтому и правительство получило  название - семибоярщина. Этих «седьмочисленных" бояр возглавил князь Федор Иванович Мстиславский, который занял это главенство вместо своего отца, старшего боярина и воеводы князя Ивана Федоровича Мстиславского, умершего в ссылке, куда его отправил Борис Годунов.  
 

 

Информация о работе Василий Шуйский