Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:13, реферат
Во второй половине 16 в. Смолевичи перешли во владение известного рода Радзивиллов, в чьих руках оставались затем на протяжении почти трех столетий. Первым представителем этого магнатского рода, которому принадлежал Смолевичский маёнтак, был Николай Юрьевич Радзивилл, по кличке Рыжий - одна из наиболее выдающихся фигур своего времени.
Состояние Богуслав
Поля на заключительном этапе Северной
войны, когда военные действия на
территории Беларуси почти окончились,
характеризует инвентарь 1713 г. В
это время смолевические
В инвентаре за 1713 г. впервые упоминаются урочища Касьё и Сухая Грядь.
После окончания
Северной войны вопрос о приобретении
наследства Людвики Каролины Радзивил
встал снова. На этот раз главными
претендентами выступили
От этого последнего периода существования Речи Посполитой до нас дошел еще один инвентарь маёнтка Смолевичи, составленный в 1781 г.(34) В этом инвентаре местечко впервые выступает не под старым названием Богуслав Поле или Богуслав, а под новым, привычным для нас названием - Жодин. В нём на четырех сторонах Рынка и трех улицах (Борисовской, Минской и Жодинской) размещался 41 двор. Население местечка по подсчетам В.Носевича составляло 230 человек, или 5,6 человека на двор.(35) В местечке было 67 лошадей и 47 волов. Такого количества тягловой силы было вполне достаточно для эффективного труда, однако от прежнего расцвета, который наблюдался еще сто лет назад, уже не было и следа.
Инвентарь упоминает в Жодино две мельницы, два става и корчму. Корчма располагалась на рынке по Московскому тракту, была сложена из тесаных брусов и покрыта драницами. Во двор вели двое тесаных ворот. Корчма состояла из сеней, зала, нескольких комнат для гостей, алькова и помещения, где жила семья арендатора корчмы. Из сеней до зала вели двери «тесаные на двух завесах и круках». В зале стояла старая печь, выложенная зеленым поливаным кафелем, и было четыре окна «из кавалков шкла простого». Из этой комнаты выходила дверь до алькова «на двух завесах и круках з кавалков шкла». С правой стороны от алькова стояли два комода для одежды. Неподалеку от корчмы был старый, ветхий амбар.
Король Станислав Радзивилл умер в 1790 году, а его младший брат Иероним Винцент - на 4 года раньше. Единственным наследником их владений остался ещё несовершеннолетний на тот момент сын Иеронима - Доминик Радзивилл, который получил в наследство все владения несвижской ветви рода вместе с присоединенным к ним наследством Людвики Каролины. Никогда ни раньше, ни позже в истории Беларуси не возникало такой огромной латифундии, которая принадлежала бы одному лицу.