Турция и Ислам - на пути в Европу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Об исламе много говорят и пишут, вкладывая в это слово смысл, как правило, адаптированный к социально-политическим реалиям в отдельных странах и в мире в целом. Исламская тематика конъюнктурна, и одно из важных следствий этого — неизбежные искажения подлинного содержания данного учения, ксенофобия и откровенная враждебность, прежде всего христианского мира, к исламскому сообществу.

Содержание работы

Введение. Стр. 2

Глава I. Роль религии в государстве. Стр. 4

§ 1. Христианская Европа? Стр. 4

§ 2. Исламская Турция? Стр. 6

§ 3. Хрупкий секуляризм. Стр. 8

Глава I I. Мешает ли Ислам вступлению в ЕС? Стр. 10

§ 1. Влияние Ислама на современную Турцию. Стр. 10

§ 2. Победа ПСР и вступление в ЕС. Стр. 12

§ 3. Европейское будущее Турции. Стр. 13

Заключение. Стр. 17

Список литературы. Стр. 19

Содержимое работы - 1 файл

турция и ислам.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

А вот оппозиционная  консервативная партия христианских демократов, напротив, заявила, что теперь о назначении даты переговоров по вступлению Турции в ЕС и речи быть не может.

Другая немецкая газета, "Берлинер цайтунг", высказывает мнение, что главную опасность для стабильности в Турции представляет не победа исламистской ПСР, а экономический кризис в стране.

"Основанием  для упаднических сценариев развития  событий является не приход  к власти ПСР, а состояние  экономики страны, а также неопределенность относительно того, как на итоги выборов отреагируют турецкие военные", - пишет "Берлинер цайтунг".

Вместе с тем  газета подчеркивает, что противники вступления Турции в Евросоюз из числа  европейских чиновников не должны использовать приход к власти Партии справедливости и развития как предлог для блокирования приема этой страны в ЕС.

  
 

§ 3. Европейское будущее Турции.

Мюнхенская "Зюддойче цайтунг" считает, что успех ПСР  и ее лидера Реджепа Таипа Эрдогана будет оцениваться по ее способности провести пакет реформ, необходимых для принятия страны в Евросоюз.

"Поскольку  ПСР одержала победу на выборах  с таким преимуществом и может  свободно формировать свое правительство,  серьезность ее намерений по  отношению к Европе можно будет оценить очень скоро", - пишет газета.

Ей вторит берлинская "Тагесцайтунг", которая уверена, что лучшим способом определить политику ПСР по отношению к ЕС станет анализ первых действий партии.

"Если ПСР  поставит своих сторонников под  знамена европейской интеграции, тогда это станет делом не только небольшой и ориентированной на Запад прослойки турецкого общества, а более широких масс", - заключает газета.

Испанская "Паис" называет результаты турецких выборов "настоящим ураганом".

"Оглушительная  победа в Турции партии с исламскими корнями смела старый политический порядок этой евразийской страны и стала самым значимым изменением в стране со времен образования республики 79 лет назад, - пишет "Паис". - Трудно переоценить важность того, что страна - член НАТО, кандидат на вступление в ЕС и решительный союзник США в этом регионе, отдала подавляющее парламентское большинство партии, которая существует всего год".

Газета объясняет  решение избирателей "похоронить" традиционные партии тем, что им в  вину вменяются "десятилетия плохого управления и коррупции, а также самый тяжелый за последние полвека экономический кризис, при котором Турция выживает лишь при помощи искусственного дыхания, которое ей делает МВФ".

Мимоходом "Паис" отмечает, что если бы в Испании, как в Турции, действовал 10-процентный барьер, то в парламенте страны были бы представлены всего две партии.

Датская ежедневная газета "Берлингске тиденде" видит  в победе ПСР признак демократического здоровья, однако высказывает и определенные опасения по поводу будущего страны.  
 
 

"Многие годы  у власти в Турции находилась  элита, состоящая из неотличающихся  политической гибкостью немолодых  людей, которым так и не удалось  реализовать экономические и  политические реформы, просто  необходимые, если Турция собирается совершить квантовый скачок в сторону европейской интеграции. И лишь на этом основании можно сказать, что тот факт, что эта политическая элита может быть отстранена от власти в результате выборов, свидетельствует о демократической зрелости", - пишет датское издание.

Одновременно "Берлингске тиденде" отмечает, что победа ПСР  на выборах дает возможность определить раз и навсегда, хочет ли Турция быть частью Европы или нет.»*

Таким образом  европейское будущее Турции  провоцирует  новые внутриполитические споры между европейскими политиками.  

«Как считает  министр иностранных дел Чешской  Республики Цирил Свобода, решение  о принятии Турции будет ключевым, так как это будет единственная мусульманская страна в ЕС.»*

«Свое мнение выразил  в заявлении премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган,-  «Мы уже неоднократно заявляли о том, что не примем решение, в котором не будет зафиксирована перспектива полного членства Турции в ЕС, и которое предлагает нам только специальный статус,  Я надеюсь, что ЕС не совершит историческую ошибку, которая ослабит основание самой организации, и примет ожидаемое в Турции решение». Он потребовал предоставить Турции полное членство в ЕС «без всяких условий», а также гарантии отказа от выдвижения новых условий. Уверенности турецкому руководству придает поддержка Германии, исторически являющейся самым близким партнером Турции.

Канцлер ФРГ  Герхард Шредер заявил накануне саммита, что интеграция Турции в евроструктуры  является «стратегически важной для  Европы, так как позволила бы в значительной степени укрепить безопасность континента».

Фактически после  того, как Турция официально запретила  пытки в тюрьмах, прекратила смертные казни, конституционно ограничила чрезвычайно  высокую роль армии и разрешила  курдам изучать родной язык в школах, в Брюсселе в 1999 году сочли, что Анкара заслужила статус кандидата в члены ЕС. Однако вопрос о принятии Турции в ряды членов союза упирается в ряд существенных факторов, на которые обращают внимание оппоненты такого решения, среди которых - официальный Париж. 

* http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/ Екатерина Груздева, Служба мониторинга Би-би-си

* http://www.radio.cz/ru/   Министр иностранных дел: «Нельзя сказать «да» Турции и одновременно уходить из Ирака» Автор: Антон Каймаков

Прежде всего, речь идет о том, что, настаивая на членстве в клубе европейских  стран, Турция отказывается признать существование  одной из них. А именно - Кипра, северную часть которого Турция оккупирует с 1974 года. Это не помешало Кипру в мае этого года стать членом ЕС. Однако накануне исторического для Турции саммита ЕС, премьер-министр страны назвал требование признать Кипр «невыполнимым условием», на которое Анкара не согласится, а если ЕС будет настаивать, и вовсе пригрозил прекратить отношения с Брюсселем.

Еще одним условием, выполнение которого считает обязательным Франция - это признание геноцида армян, несколько сот тысяч которых  было вырезано в Турции во время  Первой мировой войны. Накануне саммита глава французского МИДа Мишель Барнье заявил на пресс-конференции в Брюсселе, что «Франция сделает запрос на переговорах о признании трагедии начала ХХ века, которая стоила жизни многим сотням тысяч армян». Турция, считают в Париже, «должна примириться с собственной историей и признать эту трагедию».

Однако Франция  не собирается ставить палки в  колеса европейской интеграции Турции, прекрасно понимая, что отказывать в этом сейчас было бы просто неразумно. По словам Жака Ширака, это означало бы «риск нестабильности, отсутствия безопасности на наших границах». Но настаивать на выполнении своих условий, тем не менее, настроена. Как заявил накануне саммита президент Франции, Турция предприняла значительные усилия, чтобы сблизиться с ЕС, однако «до их окончания еще далеко». Поэтому переговоры об интеграции «могут продолжаться 10, 15, 20 лет». Однако, по словам Мишеля Барнье, Франция считает возможным начать переговоры о вступлении Турции уже во втором семестре 2005 года. При этом последнее слово по вопросу о позиции Франции в отношении интеграции Турции в ЕС скажут французы в ходе референдума. К слову, в самой Турции никакого плебисцита на эту тему вообще не проводилось.

Не так давно, говоря о преимуществах расширения ЕС, Жак Ширак указал на то, что «Евросоюз, население которого составляет 450 миллионов человек, становится одной из крупнейших экономических держав, в которой экономический рост и рост инвестиций позволит решить многие экономические проблемы». Кстати, население Турции, сейчас составляющее около 60 миллионов, к 2025 году, по прогнозам, увеличится до 90 миллионов человек. Это тоже вызывает опасения у многих европейцев, 60 % которых категорически против приема Турции в ЕС.

Есть еще один существенный аспект, его обозначил, в частности, российский министр обороны Сергеей Иванов. Он напомнил, что «Черноморский бассейн используется для контрабанды, торговли людьми, распространения оружия массового уничтожения и его компонентов, а также для наркотрафика». Члены Евросоюза также не могут пройти мимо этих фактов. 

Между тем, турецкие СМИ, фактически на 100 процентов подконтрольные правительству, утверждают, что 75 населения  страны поддерживает идею вступления в ЕС. «Такое впечатление, что Турция буквально завтра собирается праздновать  вступление в ЕС», - сказал Стране.Ru на условиях анонимности сотрудник турецкого телеканала. При этом, как отмечают многие аналитики, это сильно противоречит с отношением турок к христианской культуре и религии, лежащих в основе европейской цивилизации. И хотя ущемление прав религиозных и этнических меньшинств в Турции официально запрещено, в народе эти тенденции далеко не изжиты. Христианские святыни часто безнаказанно подвергаются осквернению, а действующие храмы подчас окружены трехметровыми стенами с колючей проволокой.

Об этом противоречии напомнил французский кардинал Филипп Барбарен, архиепископ Лионский. «Евросоюз  должен со всей откровенностью заявить  об этом, равно как и турки, со своей стороны, должны откровенно признать, что они обязаны своим существованием и национальным достоянием исламу, - завил он в радиоинтервью. - Только после этого можно будет судить - сможем ли мы идти одним путем».»*

Следует отметить то, что  Европейское будущее Турции ее граждане уже не считают столь  желанным. Число сторонников вступления страны в Европейский Союз постоянно снижается. При этом, согласно данным социологических опросов, резко выросло число тех, кто выступает против присоединения Турции к европейской семье. Сейчас оно составляет около 30%.

По данным последних  опросов, если бы референдум по этому вопросу проводился в Турции сегодня, то за вступление в Евросоюз проголосовали бы только 63,5% граждан страны. Еще летом прошлого года еврооптимистов в Турции было на 10% больше.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

* http://www.strana.ru/ Брюссель готовит географическую революцию. Ксения Фокина

Заключение.

 

      Несмотря на очевидный рост влияния исламского фактора, ориентация на Запад — важнейшее  направление современной внешней  политики Турции. Общие границы с Ираком, ситуация в котором далека от стабильной, и Ираном, одним из возможных объектов силового воздействия со стороны США, а также общая курдская проблема требуют от Турции гибкой, взвешенной региональной внешней политики, которая всесторонне учитывала бы влияние исламского фактора, в том числе внутри страны. Не меньшие гибкость и взвешенность требуются от США и их союзников, принявших на себя роль борцов с глобальным террором. Провозгласив исламизм общим врагом так называемого «мирового сообщества», они сделали реальной угрозу провокаций со стороны сил мирового терроризма, направленных на длительный и кровопролитный конфликт, который действительно может перерасти в «столкновение цивилизаций» . Как только вступление Турции обрело реальную перспективу, хоть и отодвинутую на 10-15 лет, европейская общественность не на шутку заволновалась. Выяснилось, что не все европейцы готовы жить в одном интеграционном объединении с 70-миллионной республикой, которая для них "слишком большая, бедная, далекая мусульманская страна".

    «Не  всем по душе, что Европа постепенно, а в последнее десятилетие  все более стремительно превращается "в расово-этническую салатницу". Существуют проблемы социальной, политической и культурной интеграции  иммигрантов исламской традиции, что не связано с повышением ими материального благополучия. Многие европейцы испугались немедленного притока рабочей силы из Турции. Анкара поспешила заверить, что введет ограничения на свободу ее перемещения.

Роль Турции в будущем может возрасти многократно, и анкарские руководители не скрывают своей цели - в ближайшие годы войти в число 10 важнейших мировых держав, подтвердив делом предвидение папы Иоанна XXIII

Несмотря на возражения большинства европейцев, на декабрьском саммите ЕС 2004 года возобладала протурецкая позиция Европейской Комиссии, и "детищу Ататюрка" было окончательно решено открыть двери в ЕС, хотя с целым рядом оговорок и максимально растянув сроки. Это событие ознаменовало собой некий узловой момент истории, когда был выбран не самый простой вариант европейского будущего. Ведь еще раньше такие мусульманские страны, как Албания и Босния, начали также рассматриваться в качестве потенциальных членов ЕС. Многие аналитики увидели в этом развитие необратимого процесса глобализации. А в дебатах по вопросу о будущем Европы и вступлении в ЕС крупной мусульманской державы - столкновение двух глобальных политических клубов, условно названных "христианским", защищающим культурно-исторический базис европейской интеграции, в который входят Франция, Бельгия, Австрия, Германия (несмотря на заявления Г. Шредера), Нидерланды, Кипр, и элитарным - "общечеловеческим". 

Информация о работе Турция и Ислам - на пути в Европу