Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:23, реферат
В традиционной культуре народов Якутии до конца XVIII в. не происходили существенные изменения. С учётом этого в данном разделе даётся общая характеристика культуры коренных народов края XVII – XVIII вв.
Введение
Глава 1. Традиционная культура народов Якутии.
1. культура народов Якутии в XVII-XVIII вв. и распространение христианства……………………………………………………………2
2. Якуты……………………………………………………………………4
Глава 2. Верования, культура, быт.
2.1. Верования…………………………………………………………………12
2.2. Праздники…………………………………………………………………17
2.3. Орнаменты………………………………………………………………...18
2.4. Заключение………………………………………………………………..19
2.5. Использованная литература……………………………………………...20
В XVII в. процесс
классообразования ускорился
В XVII в. каждый улус
(“волость”) имели своих признанных
предводителей. Таковыми были у борогонцев
– Лθгθй тойон (в русских документах
– Логуй Амыкаев), у мальжегарцев
– Соххор Дуурай (Дурей Ичикаев), у ботурусцев
– Курэкай, у мегинцев – Борухай (Тойон
Бурухай) и т.д.
В целом, в XVII в.
(особенно в первой половине) якутское
население состояло из объединения
соседских общин. По своей социальной
сущности они представляли, видимо,
переходную форму сельской общины от
первобытной к классовой, но с
аморфной управленческой структурой.
При всём этом в общественных отношениях
наблюдались элементы, с одной стороны
эпохи военной демократии (кыргыс уйэтэ
– века войн или Тыгын уйэтэ – эпохи Тыгына),
с другой – феодализма. Административный
термин “улус”, видимо, был введён в якутскую
действительность русской властью. Он
впервые встречается в ясачной книге И.
Галкина от 1631/32 гг., потом после 1630-х гг.
термин вышел из употребления, вытесненный
словом “волость”. Вновь он всплыл в 1720-х
гг. Таким образом, в XVII в. большие улусы
состояли, по всей видимости, из условно
объединённых сельских общин, в состав
которых входили патриархальные роды
(патронимии - кланы).
Вопрос о якутской
системе родства и свойства недостаточно
чётко и самостоятельно подвергался
обстоятельному исследованию по сравнению
с терминологией родства. Вообще, принято
считать, что терминология родства относится
к наиболее архаичным пластам лексики
любого языка. Поэтому у многих народов
прослеживается несоответствие между
сохранившейся с древних времён системой
родственных отношений, терминологии
родства и существующей формы семьи. Такое
явление присуще и для тюркских народов,
особенно якутов. Это видно из нижеприведённых
терминов якутского родства по крови и
браку.
Верования.
В соответствии с представлениями саха того времени Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир разделяется на несколько (до девяти) ярусов. Небо – круглое выпуклое, края его по окружности соприкасаются и трутся с краями земли, которые загнуты вверх, как тунгусские лыжи; при трении они издают шум и скрежет.
Верхний мир
населен добрыми духами – айыы,
которые покровительствуют
Скотоводство, основной
вид хозяйственой деятельности саха,
оказало влияние и на образы добрых
Айыы, покровительствующих
Межродовые войны отражены в образах воинственных полубогов-полудемонов Улуу Тойона и богов войны, убийства и кровопролития – Илбис кыыhа и Оhол уола. Улуу Тойон выведен в эпосе как верховный судья и создатель огня, душ людей и шаманов.
Средний мир якутской мифологии – это земля, которая представляется плоской и круглой, но пересеченной высокими горами и изрезанной многоводными реками. Поэтическим вопрощением неувядаемой растительности на земле является огромное священное дерево Аал Луук Мас. В одном олонхо такое дерево находится на земле каждого богатыря-прародителя. Средний мир населен людьми: саха, тунгусами и другими народами.
Под Средним миром находится Нижний мир. Это темная страна с ущербными солнцем и луной, мрачным небом, болотистой поверхностью, колючими деревьями и травой. Нижний мир населен одноглазыми и однорукими злыми существами абаасы. Когда абаасы прокрадываются в Средний мир, то приносят много вреда людям, борьба с ними и является основным сюжетом Олонхо.
Большим почитанием пользовались многие мифологические животные; в некоторых Олонхо можно услышать о фантастической двух- или трехголовой птице ёксёкюс железными перьями и огненным дыханием; богатыричасто превращаются в таких птиц и преодолевают в таком виде огромные расстояния. Из реальных животных особо почитался орел и медведь. Когда-то давным-давно люди почитали бога по имени Киис
Тангара (Соболиный бог), который, к сожалению, сейчас забыт. Один исследователь отмечает тотемистические представления саха в начале XVIII в: «Каждый род имеет и держит в качестве священной особую тварь, как лебедя, гуся, ворона и пр., и то животное, которое род считает священным, он не употребляет в пищу, другие же могут его есть».
Содержание олонхо, так же как и содержание обрядовых песен, сопровождавших каждое значительное событие в хозяйственной, общественной и семейной жизни якутов, связано с мифологическими представлениями, в которых отразились как своеобразные черты быта и общественного строя якутов, так и некоторые черты, общие с мифологией тюркских и монгольских народов, стоявших на сходной ступени общественного развития. Некоторые предания и рассказы отражают реальные исторические события, с указанием места и времени действий реальных людей. Существовали легенды и предания о первопредках Эллэйе и Омогое, прибывших с юга на среднюю Лену; рассказы о племенах Севера, о взаимоотношениях якутов с тунгусами до и после при-
хода русских.
В других случаях современники и участники событий рассказывали о межродовых войнах, о воинственном кангаласском родоначальнике Тыгыне и отважном борогонском силаче Бэрт Хара, о батурусском родоначальнике Омолооне, борогонском Лeгeе, таттинском Кээрэкээне, о баягантайцах, мегинцах и т.д. Людей того времени должны были интересовать предания и рассказы о далеких окраинах, об изобилии там зверей и дичи, о широких пригодных для коневодства и скотоводства просторах в тех краях. Потомки первых насельников окраин сложили предания о своих предках, перекочевавших из центральной Якутии.
Примерно в это же время сложилось предание о прибытии русских казаков и основании города Якутска. Говорят, что однажды двое светловолосых и голубоглазых людей прибыли в земли Тыгына. Тыгын сделал их работниками. Через несколько лет они исчезли. Люди видели, как они плыли на лодке вверх по Лене. Через три года на больших плотах приплыло множество людей, подобных тем, которые убежали от Тыгына. Прибывшие попросили у Тыгына земли величиной в одну воловью шкуру. Получив разрешение, они разрезали шкуру на тонкие нитки и обвели большое пространство, натянув нить на колышки. На этом месте вскоре выстроили целую крепость. Спохватился Тыгын, что сделал оплошность, хотел вместе со своим сыном Чаллаайы разрушить крепость, да не смог этого сделать. Так и был основан Якутск. Якуты пытались наступать на крепость, но безуспешно. После этого они подчинились русскому царю.
Стих олонхо аллитерационный. Размер стиха свободный, количество слогов в строке колеблется от 6-7 до 18. Стиль и образная система близки эпосу алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятским улигерам. Олонхо широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей стали нарицательными.
Для науки якутское олонхо открыл академик А.Ф.Миддендорф во время своего путешествие по Сибири в 1844 г. Разбуженный посреди ночи громким пением из раскинутого поблизости шалаша якута, он сразу отметил, что это пение сильно отличается от того, что ему доводилось слышать ранее, к примеру, от шаманских камланий. Тогда же была сделана первая запись якутского олонхо («Эриэдел Бэргэн»). Именно Миддендорф передал результаты своих наблюдений санскритологу О.Н.Бертлингу, которому для апробирования своей лингвистической концепции требовался малоизученный неиндоевропейский язык. Так появилась еще одна запись якутского олонхо (Эр Соготох), записанная от информанта Бертлинга В.Я.Уваровского.
Во второй половине XIX столетия записью олонхо стали заниматься профессиональные ученые-фольклористы, политссыльные И.А. Худяков и Э.К. Пекарский, последний стал подключать к работе якутскую интеллигенцию.
Так появляются монументальные «Образцы народной литературы якутов» в трех томах (1907-1918), где были, в числе прочего, опубликованы 10 олонхо в полной записи. После революции записью олонхо занимались уже почти исключительно якутские ученые, сначала деятели общества «Саха Кэскилэ» («Якутское возврождение»), а с 1935 г. сотрудники «Института языка и культуры при СНК якутской АССР. Пик интереса к Олонхо приходится на начало 1940-х гг., когда появляется идея о том, что можно создать сводный текст
якутского эпоса.
В результате было зафиксировано более 200 независимых друг от друга сюжетов. В ту же эпоху появился якутский Ленрот – Платон Алексеевич Ойунский (1893–1939), создавший сводный вариант олонхо о Нюргун Боотуре – «Нюргун Боотур стремительный».
Очень большое место в повседневной жизни саха занимал культ огня - Уот иччитэ (дух священного огня). В сознании народа он имел небесное происхождение, считался сыном Юрюнг Айыы тойона, божества солнца. Очаг, куда когда-то спустился огонь с небес - это святилище. Через огонь проводились молитвы и жертвоприношения людей божествам.
Вселенная "с
восемью огненными лучами света"
ассоциировалась с образом
В религиозных
воззрениях якутов одно из главных
мест занимали представления о душе. Она
состояла из трех элементов - салгын кут
(воздух-душа), ийэ-кут (мать-душа), буор
кут (земля-душа). Сюр, дух человека, его
психический строй в этих представлениях,
занимал значительное место. При рождении
ребенка эти души и сюр соединяла богиня
Айысыт. По тем же представлениям, ийэ-кут
обитает около сердца (имеет белый цвет),
буор кут находится в ушах человека (имеет
коричневый цвет). А салгын кут - бесцветный.
Праздники.
Главный праздник
– весенне-летний кумысный праздник
(Ысыах), сопровождавшийся возлияниями
кумыса из больших деревянных кубков (чороон),
играми, спортивными состязаниями и др.
Был развит шаманизм. Шаманские бубны
(дюнпор) близки к эвенкийским. Традиционные
музыкальные инструменты – варган (хомус),
скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев
распространены хороводный – осуохай,
игровые танцы и др.
Фольклор.
В фольклоре был развит богатырский эпос
(олонхо), исполнявшийся речитативом особыми
сказителями (олонхосут) при большом стечении
народа; исторические предания, сказки,
особенно сказки о животных, пословицы,
песни. Олонхо состоит из многих сказаний,
близких в сюжетном и стилистическом отношениях;
объём их различен – 10-15, а иногда и более
тысяч стихотворных строк, перемежаемых
ритмической прозой и прозаическими вставками.
Возникшие в
глубокой древности сказания олонхо
отражают черты патриархально-родового
строя, межродовые и межплеменные отношения
якутов. Каждое сказание обычно называется
по имени главного героя-богатыря: «Нюргун
Боотур», «Кулун Куллустуур» и др.
В основе сюжетов
– борьба богатырей из племени
айыы аймага со злыми однорукими или
одноногими чудовищами абаасы или адьарай,
защита справедливости и мирной жизни.
Для олонхо характерны фантастика и
гиперболы в изображении
Орнаменты.
Якутское народное искусство – значительное явление в культуре народов Сибири. Общепризнанна его самобытность в различных формах бытования. Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как орнаментальное. Якутский орнамент, связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, является неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Он играет значительную роль как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке. Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.
Информация о работе Традиционная культура народов Якутии. Якуты. Верования, культура, быт