Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:46, реферат
Русь оформилась как государство в 9 веке, когда была образована Киевская Русь, объединявшая восточнославянские племена. Русское государство достигло своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Экономической основой феодальной раздробленности являлся натуральный характер феодального хозяйства, каждое из которых было приспособлено для самостоятельного существования. Здесь все производится для собственного потребления. После распада страна уже не представляла собой единого экономического организма. В каждом из экономически обособленных княжеств шел свой внутренний товарообмен. Сельская продукция, ремесленные изделия
В результате присоединения Господина Великого Новгорода в период собирания русских земель его вольное положение закончилось. А после того как несколько тысяч самых знатных горожан были переселены в южнорусские города (в том числе и в Москву), потеряв все свои богатства, Новгород и вовсе превратился в простой пригород Москвы.
Развитие
монастырей
В период правления на Руси Золотой Орды происходит большое развитие монастырей в междуречье Волги и Оки. Нашествие монголов людям казалось наказанием Божьим за грехи, поэтому многие уходили в обители или уединенные места для покаяния, т. е. «уходили из мира». Сначала монастыри были бедные, затем у них стали появляться богатства и собственные земли, для обработки которых требовались работники. Иго заставило людей искать спасения и помощи в монастырях, так как ордынцы их не притесняли (духовенство у них почиталось), а князья освобождали от подати людей, переселившихся на церковные земли. Поэтому вынужденные переселенцы охотно шли в монастыри, образовывая близ них села и слободы. Ими прокладывались дороги и заводились новые торговые отношения. У монастырских стен в определенное время собирались ярмарки, куда съезжалось множество народа даже с отдаленных областей. Большую известность получила Макарьевская ярмарка, начинавшаяся у Макарьевского Желтоводского монастыря.
Монастыри в то время играли важную роль, оказывая помощь поселенцам и активную деятельность в хозяйственной жизни страны. Они служили так же оплотом веры на Руси (особенно в тяжелые для страны периоды), так как за их укрепленными стенами русские неоднократно отбивались от неприятеля. В XIII–XVI вв. было выстроено 235 новых монастырей. Самые известные из них – построенный в 1377 г. Троице-Сергиев монастырь, а также Ипатьевский, Саввино-Сторожевский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов. В Москве создаются Спасо-Андрониев, Данилов, Симонов, Новоспасский монастыри.
Влияние на новые торговые отношения, на общественное разделение труда и связи между городом и деревней
Татаро-Монгольское Иго также отразилось и на процесс урбанизации русских княжеств. К середине XII в. социальная иерархия поселений Руси предстает во всем своем многообразии. Ее возглавляют высокоразвитые столичные города, окруженные младшими городами-пригородами и порубежными городами-крепостями. Они организуют вокруг себя меньшие волости и погосты со своими центрами. Именно в XII – начале XIII в. втрое увеличивается число малых (площадью до 1 га) укрепленных поселений, большинство из которых, судя по археологическим данным, являлось феодальными усадьбами-замками. Это – наглядное свидетельство успехов феодализации Руси, ее вступления в эпоху развитого феодализма. Завоевание страны кочевниками искусственно задерживало развитие товарно-денежных отношений, законсервировало на длительное время натуральный характер хозяйства. Этому способствовало, прежде всего, разрушение завоевателями центров ремесла и торговли — городов, будущих потенциальных очагов буржуазного развития. Русские города были не только разрушены монголо-татарами, но и лишены в результате избиения и увода в плен ремесленников основного условия для восстановления экономической жизни — ремесленного производства. «Русское городское ремесло было совершенно уничтожено, — пишет Б. А. Рыбаков, — Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» . Дело было не только в том, что сами города были разрушены нашествием Батыя и в дальнейшем разорялись новыми и новыми татарскими походами — «политика Золотой Орды была вообще враждебна городам» . Непременным условием возникновения и развития русского средневекового города является развитое сельское хозяйство, и города, как правило, были центрами сельскохозяйственной округи. Монголо-татарские завоеватели, разоряя набегами и данями сельское хозяйство Руси, подрывали, таким образом, экономическую основу развития русских городов. Большая часть прибавочного продукта, которая могла пойти на дальнейшее развитие производства, безвозмездно уходила в виде ордынских даней и добычи при грабежах татарских отрядов за пределы страны. Это тормозило развитие производства и обмена, подрывало торговые связи города с деревней и общественное разделение труда. «Зарождавшиеся в XII—XIII вв. связи города с деревней, широкая торговля некоторых крупных центров с далекой периферией, а, следовательно, и организация массового производства в городах — все это было уничтожено татарами почти повсеместно».
Разрушение городов, нарушение связей города с деревней, обеднение непосредствённых производителей и огромная утечка в Орду серебра, основного денежного металла древней Руси, усилили натурализацию хозяйства, препятствовали развитию товарно-денежных отношений. Экономика деревни, более примитивная и простая, восстанавливалась после татарских погромов быстрее, чем сложная, основанная на опыте многих поколений ремесленников экономика города. Экономический упадок и политическая слабость городов имели своим следствием крайнее усиление чисто феодальных элементов в общественном строе.
Влияние ига на развитие городов
Русские города как политическая сила, способная в какой-то степени противостоять феодалам, погибли в огне татарских погромов. В этих условиях феодальная зависимость крестьян развивалась в своих наиболее грубых и неприкрытых формах. Ряды феодально-зависимого населения быстро пополнялись за счет разоряемого татарскими «ратями» и ордынскими данями крестьянства. Дальнейшему закрепощению крестьян способствовали и татарские переписи. Обязанность регулярно выплачивать ордынскую дань, которая проходила через руки собственных феодалов, усиливала зависимость крестьян и прикрепление их к земле.
В городах, принявших
на себя страшный удар вражеских полчищ,
в культурных отложениях 30-40-х годов XIII
в. обнаружены слои сплошных пожарищ и
братские могилы сотен погибших. Из 74 археологически
изученных городов середины XII-XIII в. большинство
(49) были разорены Батыем и все без исключения
испытали тяжелые последствия ханского
ига. 14 городов вовсе не поднялись из пепла
и еще 15 так и не смогли восстановить своего
значения, постепенно превратившись в
поселения сельского типа (табл. 20, 21).
Таблица 20. Древнерусские города и укреплённые
поселения, разрушенные и прекратившие
существование в середине второй половины
XIII в.
Таблица 21. Древнерусские города и укреплённые
поселения, разрушенные в середине - второй
половине XIII в., на которых в конце XIII -
начале XIV в. возобновилась жизнь.
Однако жестокий
удар поразил не одни города. Было уничтожено
большинство крепостей и
Создание новых торговых путей и точек
Татаро-Монгольское иго повлияло и на создание новых торговых путей и торговых точек. Во-первых, Золотая орда образовывала новые города, удобные с точки зрения географического положения. Примером такой торговой точки служит город Бельджамен, основанный за счет угнанных русских ремесленников и строителей. Городище его находится на правом берегу Волги, в 2 км севернее г. Дубовка Волгоградской обл.; общая площадь свыше 500 тыс. кв. м. В археологии этот объект известен под названием Водянское городище. Особый интерес в связи с названием города представляют сообщения русских летописей, упоминающих о неизвестно где располагавшемся золотоордынском Бездеже. Скорее всего, именно Бельджамен русские и называли Бездежем, что косвенно подтверждает анализ различных летописных данных. Возведение золотоордынского города именно на этом месте было связано с чрезвычайно удобным географическим положением. Дон здесь ближе всего подходит к Волге, и расстояние между ними составляет всего 60 км. Это позволяло купеческим речным караванам, поднимавшимся вверх по Дону из Черного и Азовского морей, с наименьшей затратой сил переправлять товары на Волгу, а также переволакивать суда, откуда они могли направляться в обе золотоордынские столицы и далее в Хорезм, Монголию и Китай. Продолжительные археологические исследования Водянского городища позволяют обрисовать Бельджамен как один из развитых и благоустроенных городов Золотой Орды. Кроме разнообразных жилых домов, здесь исследованы каменное здание мечети площадью 900 кв. м, три мавзолея, баня с водопроводом и различные ремесленные комплексы. Особый интерес представляет обнаруженный здесь русский квартал, заселенный пленными, превращенными в рабов. Стратиграфия археологических напластований говорит о том, что начало городу положили пригнанные сюда русские пленные, которые жили в землянках. Они использовались в качестве рабочей силы при возведении самого города. В дальнейшем, при его разрастании, русский квартал был ликвидирован и эту площадь заняли монументальные постройки жилого и общественного характера.
Новые торговые
пути образовались на месте движения
ордынских войск. Существует два традиционных
пути движения ордынских войск на Русь
из Заволжских столиц Золотой Орды (Сарая
I и Сарая II). Эти пути назывались «сакмами
Батыя». Термин существовал и применялся
до конца XVII в. Он соответствует термину
«шлях», которым обозначались пути продвижения
и торговые пути из Польши, Литвы и Украины
на Русь.
Сакма означает след, т.е. след зверя, а также
след колеса — т.е. колею. Позднее сакма
означала всякую проторенную, испытанную,
проверенную дорогу. В русской летописной
терминологии сакмы — пути передвижения
татарских войск, а также главные дороги
из Орды на Русь, из степей на Русь.
Первая сакма:
Начиналась переправой в районе Царицына
через Волгу, пересекала Переволоку и
направлялась прямо к месту сближения
Дона с Волгой, где находилась переправа
на правый берег Дона.
Затем путь шел вдоль правого берега Дона
на север до брода у станицы Казанской
(выше по течению, чем станица Вешенская)
и надо было вновь перейти на левый берег,
т.к. отсюда правый берег становился неудобным.
Вдоль левого берега Дона в направлении
к его верховьям дорога шла до городища
Казар, т.е. до того места, где ныне находится
г. Воронеж. Далее, после переправы через
р. Воронеж, дорога шла в северном направлении
в Рязань, а из Рязани — в Коломну, к границам
Московского княжества.
Вторая сакма.
Начиналась переправой через Волгу у т.н.
Самарского перевоза (в районе Жигулей),
затем сразу резко сворачивала от течения
Волги прямо на запад, проходя последовательно
южнее Пензы и приводя в междуречье рек
Мокши и Прони.
Отсюда, минуя Рязань и следуя в северо-западном
направлении, можно было попасть в район
Мурома, а оттуда во Владимир, далее путь
разветвлялся и шел либо прямо на Москву,
либо на Ростов и затем в Ярославль.
Были и другие пути движения на Москву,
но они более использовались позднее.
Изменилась и ориентация торговых связей Руси с запада на восток. Если раньше на Дон русских не пускали половцы, то теперь они смогли, как пишут в древних летописях шлемом испить воду из Дона.
Русские купцы привозили меха, мед, воск и особенно рабов — этот ходкий товар на восточных рынках того времени. Восточные купцы привозили ткани, украшения и другие изделия ремесел, оружие и деньги, серебряную монету восточных стран.
При этом использовались, как уже опробованные, так и новые пути сообщений. До XVIII века в России сухопутные дороги имели второстепенное значение по сравнению с водными путями (летом сообщение осуществлялось с помощью водного транспорта, зимой — по льду). Первыми сухопутными дорогами в Киевской Руси стали дороги из Киева в Краков, Прагу и Южную Германию, затем возникли дороги из Киева в низовья Дона(Залозный путь) и Крым (Соляной путь). К окончанию периода татаро-монгольского ига важнейшими дорогами стали из Москвы и Владимира в Тверь и Новгород и в Золотую Орду ( Муравский шлях, Ногайский шлях)
Залозный путь - древний торговый путь в 9-12 веках из Киева в юго-восточном направлении, связывал Поднепровье с Азовским и Черным морем, Тмутараканью. Залозный путь шел из Киева через Переяславль, Канев далее по водоразделу между Днепром и Северским Донцом к верховьям реки Кальмиус и к устью реки Дон. Название пути свидетельствует о том, что он уходил «за лозы», то есть за плавни в районе Днепровской луки и находящиеся восточнее ее речные долины, поросшие лозняками. Особенно важное значение имел в 9-10 веках. В летописях упоминается до 12 века.
Соляной путь - древнерусский торговый путь, по которому возили соль в Киев и др. города Киев. Руси из Крыма. Имел два разветвления: одно из них начиналось от Переяслава, второе — от Ромен. Близ устья р. Ворсклы эти разветвления соединялись, и около нынешней Каховки путь поворачивал на Перекоп в направлении Корсуня (Херсонес), Сурожа (Судак) и Кафы (Феодосия). Почти вся Украина и часть Московского государства снабжались солью из Крымских озёр. Нелегок был путь за солью. И не только из-за дальности и дорожных тягот. Богатый обоз нередко подстерегали грабители. Несмотря на опасности, отчаянные возчики каждый год отправлялись в дорогу.
Более
древними важнейшими путями сообщения
были водные, но после Татаро-Монгольского
нашествия большое значение приобрели
сухопутные пути. Поэтому одно торговое
направление могло иметь несколько путей,
так Муравский шлях, изначально проходивший
через водоразделы, приобрел второй путь,
проходивший по следам передвижения стадных животных,
табунов лошадей, а затем и отрядов кочевников
постепенно пришли к тому оптимальному
варианту, который просуществовал затем
сотни лет. Таким образом, один путь Муравского
шляха - Шел от Перекопа через Дикое поле по водоразделу рек Ворскл