Судопроизводство по Судебнику 1497 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:41, реферат

Краткое описание

К XI-XVII вв. обычное право теряет прежнее значение в уголовно - правовой области. Его заменяет государственное законодательство. В семейно-имущественных и наследственных отношениях обычное право в крестьянской среде действует довольно активно. Тем не менее его значение не следует преувеличивать: в это время уже сформировался принцип, согласно которому обычаи действовали, пока их не отменяло государственное законодательство, однако власть старалась не посягать на бытовые устои крестьянства. В черносошных районах с развитым индивидуальным хозяйством обычное право регулировало стихийный товарно-денежный обмен, способный перерасти в товарное хозяйство.

Содержимое работы - 1 файл

Реф.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)
 

3.2 Судопроизводство

Во-вторых, за статьями о степенях суда следуют статьи о  порядке судебного делопроизводства. По Уложению, так же, как и по Судебнику, на суде требовалось судоговорение тяжущихся сторон, причем речи тяжущихся записывались начерно подьячими, и подьячие свои черновые списки закрепляли рукоприкладством истца и ответчика; потом тот же подьячий переписывал судный список набело, а дьяк, справя беловой судный список с черновыми, закреплял его своей рукою; по окончании судного дела черновая записка суда, утвержденная рукоприкладством истца и ответчика, подклеивалась под дело на случай могущего возникнуть спора. Для соблюдения большего порядка в судопроизводстве, Уложение запрещает судьям или дьякам принимать какие-либо дополнительные к делу бумаги, кроме тех, о которых истец или ответчик объявят во время самого суда и дадут обещание представить их в известный срок. А чтобы устранить все поводы к медленности и проволочке, Уложение требует,

чтобы все справки, розыски я доставление нужных к суду документов производить как можно скорее и решать судные дела, хотя бы судьи почему-либо и не все были в сборе, и ни за какими делами не отлагать, за. исключением праздничных дней; праздничными же днями по Уложеиик> были признаны все воскресные дни и дни господских праздников, сырная неделя, первая и страстная неделя великого поста, пасхальная седмица и все царские дни.

 
 

3.3 О вызове в суд и судебных сроках

В-третьих, статьи о вызове в суд и о сроках. Вызов в суд по Уложению оставлен почти в том же виде, в каком он был по Судебнику царя Ивана Васильевича и по дополнительным статьям к нему, т. е. и по Уложению требуется, чтобы в приставных грамотах писалась цена иска; равным же образом остались и прежние, введенные после Судебника, три срока для явки в суд, но предписано начало срока считать не с выдачи приставной, а со взятия приставом поручной записи. Зато Уложение окончательно отменило введенные Судебником бессудные грамоты и даже приказало отобрать и те грамоты, которые были выданы в прежнее время, вместо чего предписано неявившегося на третий срок тут же обвинять судом. Вызывателями в суд или приставами по-прежнему оставлены недельщики, которые выбирались за поруками, что им, будучи в недельщиках, не делать беспорядков и челобитчиков не притеснять; но об общинах ездоков при недельщиках в Уложении уже не упоминается. Отменив участие общества в суде, Уложение узаконило, что пристав не мог ваять уклоняющегося ответчика из дома, а должен ждать, пока он пойдет со двора.

В-четвертых, относительно судных пошлин. Уложение назначает судных пошлин с рубля по гривне, да с пересуда по шести алтын по четыре деньги, да правого десятка четыре деньги. А с живых кабал, с записей и за насильство против того пошлины брать вдвое, т. е. с рубля по две гривны. А судные пошлины собранные, и что собрать доведется, писать в особые книги того же числа, как суд отойдет.

В Соборном Уложении применяется ссылка на свидетелей и  повальнй обыск. Уложение, отменив судебные поединки или поле, как окончательное доказательство на суде, допустило право тяжущихся:

1) ссылаться  на посторонних людей поименно в доказательство справедливости своих исков;

2) ссылаться на посторонних людей также поименно из виноватых, т. е. ежели указанный человек скажет не в одни речи с тяжущимся, то тем и обвинить сего последнего;

3) право ссылаться  в повальный обыск на многих  людей безымянно. Это последнее  доказательство так высоко было поставлено, что Уложение не дозволило отводить ссылки на повальный обыск.

4) ссылаться  на общую правду, т. е. когда  истец и ответчик сошлются хотя бы на одного человека. Общая ссылка, или правда, по Уложению стояла, как судебное доказательство, выше повального обыска и отменяла его. Наконец, 5) судебный поединок заменился по Уложению пыткой как крайним судебным доказательством; впрочем, принятие пытки не было обязательным, а предоставлялось на волю тяжущимся или их свидетелям и обыскным людям. Последнее взято из Литовского Статута.

 
 
    1.   Виды доказательств
 

     Доказательства, которые использовались и принимались  во внимание судом в состязательном  процессе, были многообразны: свидетельские  показания (практика требовала  привлечения в процесс не менее 10 свидетелей), письменные доказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы), крестное целование (допускалось при спорах на сумму не свыше одного рубля), жребии.

     Процессуальными  мероприятиями, направленными на  получение доказательств, были «общий» и «повальный» обыски, в первом случае опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления, во втором – по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении.

     Особыми  видами свидетельских показаний были «ссылка из виноватых» и «общая ссылка». Первая заключалась в ссылке обвиняемого или ответчика на свидетеля, показания которого должны абсолютно совпасть с показаниями ссылающегося, при несовпадении дело проигрывалось. Подобных ссылок могло быть несколько, и в каждом случае требовалось полное подтверждение.

     «Общая  ссылка» заключалась в обращении  обеих спорящих сторон к одному  и тому же свидетелю или  нескольким свидетелям. Их показания  становились решающими.

 
 

3.5 Пытка

 

      «В главе XXI Соборного Уложения впервые регламентируется такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для её применения могли послужить результаты «обыска», когда свидетельские показания разделились: часть в пользу подозреваемого, часть против него. В случае, когда результаты «обыска» были благоприятными для подозреваемого, он мог быть взят на поруки, т.е. освобожден под ответственность (личную и имущественную) его поручителей.

     Применение  пытки регламентировалось: её можно  было применять не более трех  раз, с определенным перерывом. Показания, данные на пытке («оговор»), должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, «обыска»). Показания пытаемого протоколировались».

 
 
 
  1. Преступления  и наказания по Соборному Уложению 1649 года.
 
 

4.1 Субъекты преступления.

 

     В  области уголовного права соборное  Уложение уточняет понятие «лихое дело», разработанное еще в Судебниках. Субъектами преступления могли быть как отдельные лица, так и группа лиц.

     «Закон  разделяет их на главных и второстепенных, понимая под последними  соучастников. В свою очередь соучастие может быть как физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал субъект преступления), так и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству – гл. XXII). В этой связи субъектом стал признаваться даже раб, совершавший преступление по указанию своего господина».

 
 

4.2 Субъективная и  объективная стороны  преступления.

 

     Субъективная сторона преступления обусловлена степенью вины, уложение знает деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. Характерно, что за неосторожные действия совершивший их наказывается так же, как за умышленные преступные действия.

    В признаках объективной стороны преступления закон выделяет смягчающие и отягчающие обстоятельства.

     К  первым относятся состояние опьянения,  неконтролируемость действий, вызванная  оскорблением или угрозой (аффект), ко вторым – повторность преступления, размеры вреда, особый статус  объекта и предмета и преступления, совокупность нескольких преступлений.

     Закон  выделяет стадии преступного деяния: умысел (который сам по себе уже может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления.

       Закон знает понятия рецидива (совпадающее в Уложении с понятием «лихой человек») и крайней необходимости, которая является ненаказуемой.

 
    1.   Объекты и система  преступлений по  Уложению.
 

     «Система преступлений по Соборному Уложению выглядела следующим образом:

преступления  против Церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме;

государственные преступления: любые действия (и даже умысел), направленные против личности государя или его семьи; бунт, заговор, измена. По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие;

преступления  против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, «ябедничество» или ложное обвинение (в последнем случае к «ябеде» применялось наказание, которое было бы применено к человеку, ложно им обвиненному. Здесь явно действовал древний принцип талиона – «око за око, зуб за зуб», т.е. модификация кровной мести);

преступления  против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденного, чужого, не оформленного должным образом), недозволенная запись в заклад (к боярину, в монастырь, к помещику), обложение пошлинами освобожденных от них лиц;

должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), не правосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах и проч.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части);

преступления  против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья (тяжелого телесного повреждения), побои, оскорбление чести (в виде обиды или клеветы, распространение порочащих слухов). Вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления;

имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без насилия), поджог (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества;

преступления  против  нравственности: непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество, «блуд» жены (но не мужа), половая связь господина с рабой».

 
    1.   Система наказаний.
 

     Целями  наказания по Соборному Уложению  были устрашение и возмездие,  изоляция преступника от общества  составляла дополнительную и  второстепенную цель.

    Для  системы наказаний были характерны следующие признаки:

- индивидуализация  наказания (жена и дети преступника  не отвечали за совершенное  им деяние);

- сословный характер  наказания. Он выражался в том,  что за одни и те же преступления  разные субъекты несли разную  ответственность (так, за аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин кнутом – гл. X);

- неопределенность  в установлении наказания. Этот  прихнак был связан с целью  наказания – устрашением. В  приговоре мог не быть указан  конкретный вид наказания, а  использованы такие формулировки: «как государь укажет», «по вине» или «наказать жестоко». Если даже вид наказания был определен, неясным оставался способ его исполнения («наказать смертью») или мера (срок) наказания (бросить «в тюрьму до государева указа»).

     Принцип неопределенности дополнялся принципом множественности наказаний. За одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний: битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества.

     За  кражу наказания устанавливались  по нарастающей: за первую – битье кнутом и урезание уха, два года тюрьмы и ссылка; за вторую – битье кнутом, урезание уха, 4 года тюрьмы; за третью – смертная казнь.

 
 
 

    4.5 Виды наказаний.

 

     «В  Соборном Уложении применение  смертной казни предусматривалось  почти в 60 случаях (даже курение табака наказывалось смертью). Смертная казнь делилась на квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю) и простую (отсечение головы, повешение).

Информация о работе Судопроизводство по Судебнику 1497 г