Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:14, реферат
Началом становления судебной власти в современной России является Концепция судебной реформы в Российской Федерации, представленная первым Президентом России Б.Н.Ельциным и одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. Главной задачей судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Введение
Зависимость судей перед председателем суда
Препятствие квалификационных коллегий рассмотрению жалоб
Проблемы финансирования судов
Проблема реализации права на доступ к правосудию
По результатам проверки Управления юстиции Тульской области установлены не отраженные в бухгалтерской отчетности факты финансирования в 1996-1997 гг. Тульского областного суда в объеме 849,8 тыс. рублей и районных судов в объеме 2880,2 тыс. (10,4 и 8,2% от объема финансирования из средств федерального бюджета соответственно). Указанные средства были предоставлены судам из местных бюджетов для решения жилищных вопросов судей, однако вопросы их компенсации положительного решения в Министерстве юстиции Российской Федерации не нашли.
В нарушение законодательства в 1999 году отдельные расходы судов финансировались на безвозмездной основе из местных бюджетов в объеме 106,2 млн рублей, в том числе по статье "Оплата труда" в сумме 8,9 млн (Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2000 году, утв. коллегией Счетной палаты 23 марта 2001 г).
Применительно к объему финансирования судов требование обеспечения независимого осуществления правосудия означает такой уровень финансирования, который позволял бы и судам в целом, и отдельным судьям при осуществлении правосудия избежать вмешательства со стороны каких-либо государственных или общественных институтов вследствие материальной зависимости от них.
К
примеру, из-за недостаточного финансирования
судов не реализуется конституционное
право обвиняемых в совершении преступлений
на рассмотрение их дел судом присяжных
заседателей. Институт суда присяжных
действует лишь в нескольких регионах
России, чем нарушается конституционная
обязанность государства. Кроме того,
если установленные процессуальным законодательством
сроки принятия дел к рассмотрению нарушаются
вследствие чрезмерной загруженности
судей, а финансовые возможности увеличения
штата отсутствуют, это означает, что финансирование
данных судов осуществляется в недостаточном
объеме. Недостаточность финансирования
судов прямо сказывается и на реализации
конституционного принципа независимости
судей, чем нарушаются положения статьи
120 Конституции.
Проблема
реализации права
на доступ к правосудию
Конституционное право человека и гражданина на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов, как известно, не подлежит никаким ограничениям.
Реализация этого права начинается с момента обращения заинтересованного лица в суд с соответствующим заявлением, на основании которого возбуждается дело.
От того, как в процессуальном законодательстве урегулирован порядок подачи в суд заявления и возбуждения дела в суде, во многом зависит и реальность осуществления права на доступ к правосудию.
Неограниченность права на судебную защиту породила немало споров среди научных и практических работников в подходах к законодательному регулированию стадии возбуждения дела в суде и к применению законодательства, устанавливающего порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.
Наибольшие споры вызывают следующие вопросы:
1.
Допустимо ли установление в
процессуальных Кодексах
2. Если это допустимо, то возможен ли отказ в принятии заявления к производству суда по основаниям, связанным с существом требования, которое указано в этом заявлении, т.е. возможен ли отказ в принятии заявления по основаниям, затрагивающим его содержательную сторону?
ГПК допускает отказ в принятии заявления к производству суда общей юрисдикции и в ст. 134 устанавливает основания, по которым это возможно.
АПК такого полномочия судьи арбитражного суда не предусматривает и, следовательно, возможности отказа в принятии заявления, подаваемого в арбитражный суд, и в возбуждении в нем дела не допускает.
Эти различия свидетельствуют об отсутствии единого подхода к развитию законодательства о гражданском и арбитражном судопроизводствах, а также выражают противоположные взгляды на регулирование в гражданском и арбитражном процессах стадии возбуждения дела.
Разработчики
АПК, предлагая указанное
Такое толкование содержания права на судебную защиту представляется неправильным.
Законодательное регулирование, не допускающее ни при каких обстоятельствах отказа в принятии заявления к производству суда, только на первый взгляд может показаться положительным и отвечающим задачам правосудия. В действительности оно не имеет ничего общего с реальным правосудием, поскольку не способствует ни защите прав лица, обращающегося в суд, ни защите прав другой стороны.
Так, согласно гл. 13 АПК в арбитражных судах, рассматривающих дела по первой инстанции, должны без всяких исключений возбуждаться дела по любым заявлениям, поданным в эти суды любыми лицами.
В результате такого регулирования арбитражные суды обязаны принимать к своему производству заявления, которые вообще не подлежат рассмотрению в арбитражных судах в связи с их подведомственностью судам общей юрисдикции (арбитражный суд теперь обязан принять к своему производству даже дело о расторжении брака); заявления, которые уже были разрешены судами; заявления, которые подаются в защиту прав других лиц при отсутствии у заявителя такого полномочия, предоставленного законом, и т.п.
Совершенно очевидно, что производство по делам, возбужденным на основании таких заявлений, не может окончиться рассмотрением дела по существу; оно обязательно должно быть прекращено - но уже в стадии судебного разбирательства - в соответствии со ст. 150 АПК.
Это вызывает для обеих сторон - и заявителя, и лица, которое он указал в качестве ответчика, - необходимость готовиться к судебному заседанию и участию в нем, что связано с финансовыми расходами и потерей времени. При этом вся их деятельность и деятельность суда окажется совершенно бесполезной, поскольку окончится по сути ничем.
В
случае прекращения производства по
делу в связи с его
Такое регулирование в АПК стадии возбуждения дела в арбитражном суде, обязывающее суд принимать к своему производству любое заявление и не допускающее возможности - в определенных случаях - отказа в принятии заявления, на самом деле не обеспечивает реального доступа к правосудию, а зачастую только затрудняет его осуществление.
Вместо
того чтобы допустить возможность
еще в стадии возбуждения дела
отказать в принятии заявления к
производству арбитражного суда для его
рассмотрения по существу, например заявления,
которое неподведомственно арбитражному
суду, и предоставить как можно скорее
возможность заявителю обратиться в компетентный
суд, т.е. реально получить доступ к правосудию,
АПК, обязывая принять такое заявление
к производству арбитражного суда с тем
только, чтобы позже прекратить его, лишь
создает иллюзию правосудия, порождает
у заявителя несбыточные надежды на рассмотрение
его заявления по существу и тем самым
подрывает авторитет правосудия.