Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 10:21, контрольная работа
Действующие в настоящее время в европейских государствах своды законов определяют положение, права и обязанности лиц и общественных классов, отношения общества к государству, стараются охватить более или менее все стороны общественной и государственной жизни (государственная власть, управление, суд, классы и сословия, семья; собственность, договоры и обязательства) и обыкновенно возникают в зрелую пору жизни, когда общество уже успело прочно сложиться, а государственная власть – окрепнуть и обладает достаточным авторитетом и внешними средствами, чтобы осуществить свои предначертания.
Действующие в настоящее время
в европейских государствах
«Русская Правда»
Первым таким сводом законов того времени является «Русская Правда», первая часть которой была составлена по инициативе Ярослава Мудрого, а остальное – при его сыновьях и внуках.
На древнейшей части еще лежит отпечаток грубой языческой поры. Так, за убийство полагается кровная месть – не только допускается, но прямо предписывается законом. Кровная месть составляла в те времена нравственный долг родственников убитого (например, месть Ольги древлянам за смерть Игоря); в дальнейшем мстить уже запрещено: месть заменена денежным штрафом. Начинают различать и самоубийство: строже карается убийство умышленное, слабее – случайное, в драке или в ссоре. Смертная казнь существовала, но применялась редко; она была противна духу русского народа, и более широкое применение нашла себе значительно позже, под влиянием византийского права и татарских обычаев.
Согласно «Русской Правде» в
Киевской Руси существовало
К средним классам населения
можно причислить рядовую
Низшие классы – городское и сельское простонародье – иногда носили общее название «смердов», но преимущественно слово «смерды» означало сельское или крестьянское земледельческое население. Смерды составляли основную массу сельского населения Киевской Руси. Они были лично свободными и объединялись в территориальные общины верви. Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же их них зачастую выделялись зажиточные семьи. Смерды платили дань князю и иногда призывались на военную службу. Экономическое положение смердов – в эпоху упадка Киевской Руси – последовательно ухудшалось и значительная часть их попадала в зависимость к крупным частным землевладельцам.
В эпоху «Русской Правды» существовал достаточно обширный класс полузависимого сельского населения, известный под именем «закупов» или «ролейных закупов» (ролья – пашня), проживавших на землях крупных землевладельцев. Закуп – это разорившийся общинник, вошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Изгой же – это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю). Закупы и изгои подвергались телесным наказаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин). Согласно «Русской Правде», мог побить закупа, но только «про дело»; он не мог обратить его в рабство или наказать «без вины», иначе закуп имел право обратиться к защите княжеского суда.
На самом низу общественной лестницы древнерусского общества находилась масса рабов-«холопов», или «челяди». Челядь преимущественно обрабатывала княжеские и боярские земли, обслуживала княжеские и боярские дворы. Холопы были полностью бесправны – ударивший свободного человека холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свидетельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь церковному покаянию. В эпоху процветания внешней торговли челядь служила одним из главных предметов русского вывоза за границу. Обычными источниками рабства были плен, рождение от холопов, продажа в рабство, затем – некоторые преступления, долговая несостоятельность, женитьба на рабе, поступление в домашнее услужение без договора. Право господина распоряжаться трудом и личностью холопа было, по закону, неограниченным, но практика и влияние церкви несколько смягчили суровость юридических норм. Некоторые из рабов, конечно с разрешения господина, имели свое имущество, принимали участие в торговых операциях или занимали должность приказчиков в хозяйственном управлении. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу.
Параллельно со светским
Судебник Ивана III
Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния дворянства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям.
Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явилась «Русская правда» и ее редакции. Издание Судебника 1497 года явилось важной мерой укрепления политического единства, усиления «центральной» власти.
Социальный строй при Иване III делился на вольных слуг и тяглое население. Наверху социальной лестницы русских княжеств стояли «бояре и слуги вольные». Они служили своим князьям по добровольному соглашению и могли переходить от одного князя к другому. Эти бояре и вольные слуги были, как правило, землевладельцы-«вотчинники». Они получали от князей «жалованные» грамоты, согласно которым они сами должны были «ведать и судить» население, жившее в их вотчинах; однако право вотчинного суда ограничивалось существенной оговоркой, что серьезные преступления – убийство, грабеж и кража «с поличным» - подлежали суду княжеской администрации. За свою службу бояре и вольные слуги получали от князей «в кормление» города и волости, которыми они правили в качестве «наместников» и «волостей», причем они обычно больше интересовались собиранием своих «кормов», чем добросовестным исполнением своих судебно-административных обязанностей.
Крестьяне жили или на земле частных владельцев – бояр, вольных слуг и церковных учреждений, - или на землях княжеских. По старому обычаю и по закону они имели право перехода от одного владельца к другому и фактически пользовались этим правом, если надеялись в другом месте найти лучшие условия жизни и хозяйства. Однако крестьянское право частью регулировалось, а частью ограничивалось княжескими законами или частными постановлениями. «Судебник» устанавливал для уходящего крестьянина обязательную уплату «пожилого» за пользование двором. Крестьяне-«серебренники», за которыми числились денежные долги господину («серебро»), должны были, уходя, расплатиться с долгами, а это было не всегда и не для всех возможно.
Значительная часть крестьян
жила на «черных», «тяглых», «волостных»
землях, которые составляли
Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России, памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Принят на первом на Руси Земском соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит 100 статей. Судебник Ивана IV имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов. Этим Судебник развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства. Все сословия или классы общества обязаны были служить государству и отличались одно от другого лишь характером возложенных на них повинностей. Часть населения, служилые люди, несли непосредственно боевую службу; другая часть, тяглые люди, несли «тягло» в пользу государства и служилых людей.
Боярство. Во главе служилого сословия стояла небольшая группа потомков бывших великих и удельных князей. Они владели обширными вотчинами и пользовались большим влиянием в государстве; они входили, по назначению государя, в состав боярской думы и занимали все высшие должности в военном и гражданском управлении. Однако опричнина Ивана Грозного и потрясения Смутного времени ослабили социальное влияние боярства.
Главную массу московского служ
Низшие слои служилого класса составляли служилые люди «по прибору» - стрельцы, пушкари, служилые казаки, ямщики и др.
Крестьяне. Крестьяне (владельческие) имели право свободного перехода от одного владельца к другому и часто этим правом пользовались в поисках более льготных условий. В XVI в. образуется группа крестьян «старожильцев», которые, прожив долгое время на одном месте и попав к своим землевладельцам, потеряли фактическую возможность выхода. Но всё же по закону крестьяне сохраняли свое право перехода, утвержденное Судебниками 1497 и 1550 гг. В то же время побеги крестьян стали массовым явлением, и суды были завалены исками о беглых. В 1597 году последовал царский указ, который устанавливал для сыска беглых крестьян 5-летнюю давность («урочные лета»); если же беглецу удавалось скрываться более пяти лет, то он уже не подлежал возвращению прежнему хозяину.
Договоры помещиков с крестьянами-новопорядцами продолжают заключатся, но теперь они меняют свой характер и называются не порядными, а ссудными записями. В эти договоры включается условие, что крестьянин, взявший ссуду, отказывается навсегда от права выхода, а в некоторых ссудных записях они распространяют это обязательство и на свои семьи, на жен, детей и даже внуков!
Положение крестьян государевых было более благоприятным, чем положение владельческих крестьян. Прежде всего, они несли только одно тягло, а не двойное тягло как крестьяне помещичьи. Они сохраняли свое самоуправление и все свои личные гражданские права. Но крестьяне не имели права покидать свои дворы и земельные участки, не найдя себе заместителей.
По своему экономическому
«Соборное Уложение»
Главнейшая причина принятия Соборного уложения заключалась в обострении классовой борьбы. Царь и верхушка господствующего класса, напуганные восстанием посадских, стремились в целях успокоения народных масс создать видимость облегчения положения тяглового посадского населения. Кроме того, на решение об изменении законодательства повлияли челобитные дворянства, в которых содержались требования об отмене урочных лет. Прежде всего, необходимо было упорядочить людские отношения, спутанные Смутой, уложить их в твердые рамки, в точные правила. Уложением узаконена целая система документальных оснований крепостной зависимости и сыска беглых крестьян. В то же время признание экономической связи феодального владения с крестьянским хозяйством нашло выражение в защите законом имущества и жизни крестьянина от произвола феодала.