Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:48, контрольная работа
Становление и развитие феодализма в европейских странах и на белорусских землях (V – первая половина XIII вв.).
Основные черты и периодизация феодального способа производства. Развитие феодализма в Западной Европе.
Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества и их взаимоотношения с Киевом и Новогрудком.
Феодальная раздробленность. Борьба с крестоносцами и набегом ордынцев.
Подчинение Туровского княжества Киеву произошло в 980-х гг., при Владимире Святославовиче, который раздал племенные центры своим сыновьям. В 988г. в Туров был посажен Святополк, который получил прозвище Окаянный за убийство своих младших братьев Бориса и Глеба в борьбе за киевский стол. В XI – первой половине XII века Туровская земля находилась в полном распоряжении киевских князей. Однако в 50-е гг. XII века Туров вышел из подчинения Киеву и в нем установилась самостоятельная княжеская династия. Произошло это при князе Юрии Ярославовиче. В 1162г. между Туровом и Киевом было подписано соглашение о мире. Самостоятельность Туровского княжества получила таким образом официальное и законное признание.
К началу XIII века Туровское княжество утратило свое прежнее политическое значение. Сыновья Юрия Ярославовича поделили его на несколько уделов, среди которых особенное значение начал приобретать Пинск, который постепенно становился второй столицей княжества. В 1180-х гг. выделилась отдельная династия пинских князей. Впоследствии Турово-Пинская земля попала под влияние более сильного соседнего политического центра – Галицко-Волынского княжества.
Таким
образом, первые раннефеодальные княжества
в Беларуси являются истоком ее государственности,
воплощением идеи независимости белорусского
народа.
3. Феодальная раздробленность. Борьба с крестоносцами и набегом ордынцев.
В XII – первой половине XIII века Полоцкое, Туровское княжества и другие государственные образования Беларуси пережили этап феодальной раздробленности. Это был закономерный и прогрессивный шаг на пути становления и дальнейшего развития белорусской государственности. Аналогичные процессы происходили повсеместно в Европе. Самостоятельное развитие земель и княжеств содействовало росту городов и внутренних рынков.
Полоцкая земля в начале XII века была поделена между сыновьями Всеслава Чародея. Возникли самостоятельные княжества с центрами в Минске, Друцке, Витебске, Лагойске, Заславье, Кукейносе и других городах. Полоцк по-прежнему считался «старейшим» городом. Он скорее духовно, а не политически оставался носителем идей единого государства.
В середине XII века повсеместно усилилась роль вече в управлении городами и княжествами. При нестабильности внешнеполитической обстановки вече становилось гарантом обороны интересов жителей города и княжества.
Политически раздробленные и ослабленные феодальными междоусобицами западные земли Руси стали объектами агрессии немецких феодалов, которые со второй половины XII века стали проникать в восточную Прибалтику. Предки латышей и эстонцев до того времени еще не успели создать свою государственность. Однако первые немецкие отряды, которые высадили в устье Западной Двины, были разбиты. Но они не остановились на этом, а прибывали все в большем количестве, и с конца XII века между немецкими отрядами и прибалтийскими племенами началась война.
Завоевание Прибалтики связано с именем епископа Альберта, который в 1201 году построил в устье Западной Двины крепость Ригу и годом позднее создал с помощью римского папы рыцарский орден, который сначала назывался орденом меченосцев, а с 1237 года – Ливонским. В скором времени орден возвел еще несколько крепостей. Прибалтийские племена не могли сдержать напор крестоносцев и попросили помощи у Полоцка.
В то же время власть полоцких князей распространялась и на область нижнего течения Западной Двины, где жили ливы, латгалы и другие племена, которые с давних времен платили дань Полоцку и поставляли ему дополнительные войска. Тесные экономические, культурные и политические связи прибалтийских племен с древнерусскими княжествами (Полоцким, Витебским, Смоленским, Новгородским и Псковским) способствовали более интенсивному развитию феодальных отношений в Прибалтике.
До обоснования немцев в нижнем течении Западной Двины в границах современной Латвии (на правом берегу Двины) находились города-крепости Герцике и Кукейнос. В них правили вассалы полоцкого князя. Из-за появления здесь вооруженных немецких отрядов полоцкие князья могли потерять подвластные им земли. К тому же строительство Рижской крепости мешало или вообще останавливало в этом районе торговлю полочан. Поэтому летом 1203 г. дружины полоцкого князя Владимира осадили немецкие крепости Икскюль и Гольм. Однако первые походы полоцких князей против немецких рыцарей не принесли заметных успехов.
В
1206 г. в Полоцк прибыли послы ливов,
которые просили Владимира
Немецкие рыцари были лучше вооружены, чем полочане, их ряды постоянно пополнялись новыми силами, им помогали северо-немецкие города.
В первом десятилетии XIII века крестоносцы приблизились к крепости Кукейнос. В 1208 г. князь Вячеслав, который тут правил, не получив своевременной помощи от Полоцка, был вынужден после непродолжительной обороны поджечь крепость и пойти в Новгород. В 1209 г. крестоносцы разграбили и подпалили Герцике. В следующем году между рижским епископом Альбертом и полоцким князем Владимиром был заключен мирный договор, согласно которому Полоцк сохранял свое право на получение денег от ливов. Через 2 года состоялись новые переговоры между немцами и полочанами. Князь Владимир предложил рижскому епископу отказаться от крещения ливов, иначе он угрожал «сжечь все замки Ливонии, а заодно и Ригу». Однако Владимир не смог добиться своего, начать же военные действия ему также было не под силу. В это же время на Полоцкую землю начали совершать набеги литовские феодалы, что вместе с феодальными междоусобицами ослабляло военные силы полочан. Переговоры закончились соглашением, по которому полоцкий князь должен был отказаться от своих интересов в Нижнем Подвинье и разрешить немецким купцам появляться в княжестве, а сам получал за это часть дани с ливов и «открытый путь» в Ригу для полоцких купцов. Союз предусматривал и совместную борьбу против литовцев. Но через два года Альберт перестал передавать Полоцку дань с ливов. Это соглашение зафиксировало возросшее влияние немцев в Подвинье и обусловленные этим противоречия с Полоцком.
Однако борьба полочан против крестоносцев на этом не закончилась. В 1214 г. немецкие колонизаторы заполучили второй удельный центр полоцких владений в низовье Двины – город Герцике.
В 1216 г. полочане вместе с литовцами и эстами готовились к новому выступлению против крестоносцев. Но внезапная смерть князя Владимира помешала осуществить поход.
В первой четверти XIII века Полоцк и Витебск признали верховную власть смоленского князя Мстислава Давыдовича. Это способствовало объединению сил, которые противостояли немецкой агрессии. Союз Полоцка, Витебска и Смоленска имел большое значение для обороны западных земель Руси от крестоносцев. Таким образом, сопротивление крестоносцам возрастало. Для усиления своего могущества меченосцы в 1237 году объединились с Прусским (Тевтонским) орденом. Объединенное орденское государство представляло опасность литовским, русским, а позже и польским землям. Чтобы противостоять опасности Полоцк и Витебск укрепили политические связи с Новгородом, что в 1239 г. было закреплено брачным союзом Александра Ярославовича (в будущем Александра Невского) с дочерью полоцкого князя Брячислава. Полочане участвовали вместе с новгородцами и суздальцами в битве на Неве в 1240 г. против шведов и их союзников крестоносцев.
Проба немецких рыцарей подчинить русские земли закончилась неудачей. 5 апреля 1242 г. Александр Ярославович Невский разгромил крестоносцев на Чудском озере.
Важную роль в борьбе против немецкой агрессии сыграл литовский народ. Продолжительное время он отбивал военный и дипломатический натиск ордена крестоносцев. В 1262 г. литовский князь Миндовг заключил союз с Александром Невским. В этом же году против Ливонского ордена был начат поход литовских и русских войск, в котором участвовали и войска с Витебской земли.
Таким образом, в итоге упорной борьбы русского, литовского и других прибалтийских народов немецким рыцарям не удалось проникнуть в область среднего течения Западной Двины и в другие земли.
Со второй половины XIII века объединенные силы литовских и западнорусских дружин из Гродно, Новогрудка и других городов сдерживали натиск тевтонцев на земли Литвы и Черной Руси. Здесь рыцари использовали уже проверенную тактику наступления, закрепляясь на территории при помощи быстрого строительства замков, которые служили опорными пунктами для дальнейшего наступления и систематических опустошающих набегов.
Немецкие рыцари, завоевав Прибалтику, в том числе Пруссию, надеялись захватить Литву, западные и северо-западные земли Руси. Этому в некоторой мере могло способствовать то, что походы литовских феодалов на Русь ослабляли силы Литвы против ордена. В начале XIV века в зависимость от рижского архиепископа временно попал Полоцк. Этим обстоятельством воспользовались немецкие феодалы: они проникли в Полоцк и другие города Полоцкой земли и начали насильственно распространять католицизм. В 1307 г. немцы были выгнаны из города, однако враг не отказался от намерения завладеть Полоцком.
Кроме крупных походов крестоносцы совершали мелкие, но частые набеги на Полоцкую землю, Гродно и Новогрудок. Они забирали в плен людей, захватывали живность и имущество, разрушали и сжигали села.
В 1314 г. рыцари ворвались в земли Черной Руси и осадили Новогрудок. Их попытки захватить замок, который мужественно обороняли гродненские и литовские дружины, были отбиты. В 1319 г. гродненские отряды, которые состояли из белорусских и литовских дружин, перешли в наступление и нанесли чувствительные удары крестоносцам. В 1323 г. эти отряды вместе с псковскими разбили немецких и датских рыцарей под Псковом, в 1326 г. – участвовали в великом польско-литовском походе в Бранденбург. Упорная борьба против немцев продолжалась и позднее.
В то же время западнорусские земли находились под постоянной угрозой татаро-монгольского порабощения. Не имея внутренних механизмов социально-экономического развития общества, государство татаро-монгол могло существовать только при условии расширения своих границ, экспансии и присвоении результатов труда других народов. С этой целью монголы создали жесткую тоталитарную систему государственного управления, основанную на армии. Начался их активный натиск на Запад. В 1219 г. орды монголов уничтожают среднеазиатское государство Харезмшахов. Стерты с лица земли города Бухара, Самарканд, Ургенч, Мерв. В 1222 – 1223 гг. монголы прошли огненным вихрем через Иран, Закавказье, попали в Причерноморские степи, разбили племена половцев и 31 мая 1223 г. впервые встретились со славянскими южнорусскими дружинами. В 1237 г. армия хана Батыя подошла к Рязанскому княжеству, чтобы положить начало татаро-монгольскому игу. Героическая борьба населения Смоленского княжества весной 1238 г. и поражение войск чужеземцев помешали их продвижению на запад. В августе 1242 г. татары снова пробовали взять Смоленск, но были отбиты. Зимой 1258 г. татаро-монгольские ханы пробовали подчинить себе западнорусские и литовские земли. Повторялись нападения в 1259, 1275, 1277 и 1287 гг. В этих походах татаро-монголы грабили имущество, забирали в плен людей. Однако наложить постоянную дань, установить постоянную власть и руководство через выдачу местным князьям «ярлыков», как это получилось у них сделать на русских землях, в Беларуси татары не смогли. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, силы татаро-монгол во время приближения к западнорусским землям были в значительной степени ослаблены и обескровлены тяжелой борьбой населения северно-восточных и южных земель Руси (битва под Рязанью, вблизи Смоленска, оборона Киева, Чернигова и других городов), а также народов Средней Азии, Кавказа и Поволжья. Правда, татаро-монголы еще смогли опустошить Польшу, Венгрию, Моравию и другие земли, но, встретив сильное сопротивление, подчинить эти страны также не смогли. Во-вторых, западные и северо-западные земли Руси, особенно Полоцкая, Смоленская и Новгородская, которые в XIII в. сдержали натиск крестоносцев, были достаточно мощными в военном отношении. В-третьих, в союзе с князьями западнорусских земель в то время находились князья литовские, которые имели хорошо вооруженные силы.
Таким образом, героическая оборона русским народом своих земель, которая ослабила и подорвала силы монгольских завоевателей, упорная и продолжительная борьба населения западнорусских и литовских земель против их полчищ послужила причиной тому, что Западная Русь и Литва сохранили свою независимость и не познали татаро-монгольского ига.