СССР в период перестройки: ее причины, содержание М.С. Горбачев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:31, контрольная работа

Краткое описание

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя “перестройка”? Что она дала стране и чего она её лишила?

Содержание работы

Введение.
Предпосылки и начало перестройки.
Начало экономических и политических реформ.
Демократизация советского общества.
Крушение СССР и последствия перестройки.
Заключение.
Список источников и литературы.

Содержимое работы - 1 файл

перестройка СССР.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

     В этот период перестройки идет формирование многопартийности. Начиная с «Демократического союза», одним из наиболее ярких лидеров которого была В.И. Новодворская в 1989-1990г. Организуются политические силы от радикальных сторонников смены политической системы («Демократическая Россия») до либерально центристских (типа «Демократической партии России» во главе с Н.И. Травкиным), а также анархистов и националистов. Не осталась единой и КПСС, в ее рядах сложился ряд течений, начиная с «Демократической платформы» и кончая сторонниками ультра большевизма.

     В этих условиях Горбачев начал проводить  тактику лавирования между консерваторами и реформистами, пытаясь сдерживать крайности. Но такой стиль играл  на руку противникам перемен. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не предпринималось решительных мер по ее структурному преобразованию - сохранялся прежний хозяйственный механизм. Несмотря на начало разговоров о введении рыночной экономики, перемены затронули только кооперативный сектор. Отрицательно сказался в этих условиях отказ от партийного руководства экономикой, так как она еще не стала саморегулируемой, а старый механизм был разрушен. В результате начались открытые инфляционные процессы, падало производство, снижался уровень жизни, свирепствовал товарный дефицит.

     Во  внешней политике продолжался курс на отказ от мировой революции. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана, окончив бессмысленную войну. Прекращение  политического давления на социалистические страны Восточной Европы привело к падению в течение 1988-1990 гг. коммунистических режимов, поддерживаемых СССР. В результате стало возможным объединение в октябре 1990 г. Германии. Но разрушение социалистической системы привело к разрыву экономических связей в рамках СЭВ, что больно ударило по экономике СССР, М.С. Горбачев продолжил процесс разоружения, подписав в 1990 г. договор о ликвидации ракет малой и средней дальности. Для латания дыр в экономике использовались западные кредиты. Внешний долг СССР возрос в несколько раз. Общим итогом внешнеполитической линии Горбачева стало окончание «холодной воины».

     Особенно  сложно развивались в 1988-1990 гг. национальные отношения. В союзных республиках  в полный рост поднялась национальное движение, и формировались партии, выступавшие за выход из СССР «Саюдис» в Литве, «Рух» на Украине, «Народные фронты» в Латвии и Эстонии. Первоначально они выступали под лозунгами борьбы за перестройку, реформы и интересы народа. Их требования касались вопросов культуры, языка, демократии и свободы, разоблачения сталинских репрессий. Но постепенно национальные силы взяли курс на достижение суверенитета и независимости. Выборы в Верховные Советы республик в ряде мест привели их к власти. Первой в марте 1991г., так же как в 1917г., свою независимость провозгласила Литва. Начался распад СССР. Возникли новые очаги национального напряжения: Грузия и Абхазия, Северный Кавказ, Ошская область в Киргизии.

     Одновременно  возрастало давление на Горбачева со стороны руководства КПСС и Съезда Народных депутатов СССР. Стремясь удержать власть и поддержать стабильность, Горбачев провел через съезд решение об учреждении поста Президента СССР. В марте 1990 г. он стал первым Президентом СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Крушение  СССР и последствия  перестройки. 

      В результате перестройки уже в 1992 году стали проявляться такие явления, как низкая эффективность производства, отсутствие стимулов хозяйственной активности, структурные диспропорции. Все это фактически парализовало способность страны к нормальному развитию. Предпринятые в рамках политики перестройки меры привели к подрыву финансовой системы страны, разбалансировали экономику, сформировали товарный дефицит и заложили материальные основы для разрушения СССР.

      К началу 90-х годов оказалась почти  полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым условиям воспроизводства. К этому времени был также дискредитирован созидательный труд и социальный статус самого работника. И, наконец, как ни печально, была дезорганизована система управления экономикой. Корпоративные интересы чиновников привели к созданию замкнутых структур, подменявших народнохозяйственные цели корыстными планами новых групп, стремительно овладевавших всем тем, чем до политики перестройки они только руководили. Стал довольно ощутимо заметен разрыв между тем, что пыталось реализовать партийно-государственное руководство, и реальной обстановкой, которая сложилась в стране в эти годы.

      К концу политики перестройки вопрос о том, куда идет Россия, уже был ясен. Россия вступила в фазу экономического, политического и социального регресса.

      Таким образом, становилось очевидным, что  результатом экономических, политических и социально-демократических преобразований в стране стало не укрепление политической силы, не увеличение экономической эффективности, а уничтожение научно-технической мощи, производственного потенциала, агропромышленного комплекса, интеллектуального запаса, нравственных устоев.

      В результате перестройки Россия оказалась  отброшена на десятки лет назад  в своем развитии. Страна столкнулась  с таким положением, когда в сфере экономики отставание перерастало в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктуры. С внутреннего рынка стали исчезать товары отечественных товаропроизводителей. Научно-технический прогресс оказался заблокированным.

      В результате состояния экономики  Россия в начале 90-х годов оказалась  в исключительно тяжелом положении. По существу, подверглись серьезному разрушению источники хозяйственного развития, в результате были приостановлены крупномасштабные инвестиции; свернуто наукоемкое производство; значительно сокращена научно-исследовательская деятельность, материальная и экспериментальная база фундаментальных наук и т. д.

      В исключительно тяжелом положении  оказалась система обеспечения жизнедеятельности, заметно сократилось отечественное продовольственное и промышленное обеспечение; серьезный ущерб был нанесен транспортной, телекоммуникационной и другим системам; приходило в упадок жилищно-коммунальное хозяйство; начала формироваться ориентация на элитарное дорогостоящее платное медицинское обслуживание; становится платным и высшее образование и многое другое.

Все, о  чем шла речь выше, как и многое другое, стало результатом перестройки, породившей негативную динамику развития экономики России. Приведу несколько примеров для подтверждения этого положения.

Если  по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения Россия накануне перестройки находилась почти в одном ряду с наиболее развитыми государствами мира, то, начиная с 90-х годов, это соотношение начинает заметно меняться не в пользу России.

      В сельскохозяйственном секторе сокращаются: финансирование, посевные площади, поголовье скота, производство минеральных удобрений, техники и т. д.

      Физический  объем российского ВВП к началу 1992 года составлял менее 20 процентов  от объема ВВП США. В то же время  необходимо учитывать, что в 1985 г. Советский  Союз превосходил такую крупную страну, как ФРГ, по производству валового продукта вдвое и на равных соперничал по этому показателю с Японией.

      К началу же 1992 г. Россия замкнула третью десятку государств по общему объему ВВП и перешла в группу развивающихся государств по его душевому исчислению. За следующие два года Россия стала уступать Франции по объему ВВП в 2,5 раза, Японии – в 7 раз, США – в 12 раз. Довольно ощутимы также потери России в связи с политикой перестройки в военно-технической сфере. При общем снижении объемов мировой торговли оружием отчетливо прослеживается монополизация рынка двумя державами — США и ФРГ. Их доля выросла соответственно на 50 процентов и более чем в три раза. Доля России же сократилась втрое, наблюдается процесс вытеснения России с мирового рынка торговли в этой области. Объясняется это не только идеологией «нового мышления», но главным образом — вытеснения России с мирового рынка торговли оружием объясняется неспособностью российской экономики в современных условиях в отличие от СССР производить новейшее вооружение.

      В то же время надо учитывать, что от состояния военно-промышленного комплекса в решающей степени зависит обороноспособность страны. В известной мере оно же отражает и потенциал экономики государства в целом. Потери, понесенные за счет разрушения научно-производственных, конструкторских и других коллективов, утраты передовых технологий и т. д., если и восполнимы, то только в отдаленной перспективе. Такова суровая реальность, вызванная перестройкой.

     О последствиях перестройки свидетельствуют и такие данные, приведенные даже американскими экспертами: по золотому запасу запас страны сократился в 11 раз; по отношению к доллару рубль «уменьшился» более чем в 150 раз; экспорт нефти сократился более чем вдвое. За время пребывания М. С. Горбачева у власти внешний долг вырос в пять раз. Не менее удручающая картина и на вчерашний день. Общая задолженность России на начало 1997 года превысила 127 млрд. долларов США.

      Таким образом, начавшаяся в 1985 г. перестройка  выявила неготовность и беспомощность государственных структур власти, ее лидеров к эффективному решению основных проблем, поставленных жизнью.  

      Следует сразу отметить, что распад СССР не был фатальной неизбежностью. Он обусловлен в большей мере субъективными, нежели объективными факторами. Ведь, как уже говорилось, на всесоюзном референдуме по вопросу сохранения СССР 78% голосовавших выступило «за».  Это говорит о том, что на поставленные жизнью вопросы ответы были неоднозначны, противоречивы, субъективны и неполны по своей сущности.

Говоря  о судьбе Советского Союза, Горбачев считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его  глубокого реформирования, другие –  против. Но депутаты Верховных Советов, поддержавших развал СССР, выступали вопреки воле своего народа. По сути, это была борьба за власть. Но все же народ не молчал. Свободу маневров центра стесняли забастовки многих трудовых коллективов, выдвинувших лозунги отставки М.С. Горбачева, отмены всех привилегий, упразднения КГБ, проведения альтернативных выборов на основе многопартийности, департизации предприятий и передачи их под республиканскую юрисдикцию. В апреле 1991 г. число бастующих перевалило за миллион. Забастовки продолжались в течение нескольких недель и были приостановлены, лишь когда власти приняли требования рабочих в части перехода предприятий под юрисдикцию республик и прекращения перечислений прибыли (особенно валютной) в союзный бюджет. К лету перестройка подошла к своему решающему рубежу.

      К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить  компромиссный и согласованный лишь в общих чертах проект Союзного договора. Согласно ему, республики получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально у него в руках оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел и в урезанном виде — налоговой и социальной политики. Часть вопросов находилась в совместном ведении (принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчислений в пользу центра и основных направлений их расходования). Все остальные властные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств получали возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь «языком межнационального общения», утрачивал функцию «государственного языка». 

      Подписание  договора было намечено на 22 августа. Но оно так и не состоялось. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло памятное выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивали проект Союзного договора, наделявший центр призрачной властью, утрата действенного контроля над республиканскими Верховными Советами и правительствами. В отсутствие М.С. Горбачева (он отдыхал в Крыму) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков и ряд других ответственных работников. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.

      Население страны в целом сохраняло спокойствие. Продолжалась работа шахт, заводов, фабрик, учреждений, транспорта, в деревне – уборка скудного урожая. Лишь в Москве, а затем и в некоторых других крупных городах России Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину (избран на этот пост всенародным голосованием в  июне 1991 г.) удалось организовать тысячи своих сторонников на активное сопротивление мерам ГКЧП (митинги протеста, строительство баррикад у здания Верховного Совета РСФСР и т.д.). Ряд воинских частей и военачальников отказались подчиниться «путчистам». Главнокомандующий ВВС маршал авиации Е.И. Шапошников, например, не выполнил приказ Д.Т. Язова о приведении ВВС в повышенную боевую готовность. Однозначно проельцинские позиции заняли представители частного сектора экономики. В условиях, когда ГКЧП практически бездействовал, этого оказалось достаточным для ликвидации «путча». 22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Через несколько дней аресту подвергся председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов.

Информация о работе СССР в период перестройки: ее причины, содержание М.С. Горбачев