Автор работы: i******@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 20:31, практическая работа
Судебники 1497г. и 1550г. являлись основными источниками права в Русском государстве XV-XVI вв. Оба Судебника представляют собой собрание процессуальных и правовых норм, предназначенных в качестве руководства для судей высших и местных судов и, в меньшей степени, затрагивают нормы материального права – уголовного и гражданского. Фактически Судебник 1550 дополняет и правит Судебник 1497 года.
Сравнительная
характеристика двух
судебников: Судебник
Ивана III и Судебник
Ивана IV
Судебники 1497г. и 1550г. являлись основными источниками права в Русском государстве XV-XVI вв. Оба Судебника представляют собой собрание процессуальных и правовых норм, предназначенных в качестве руководства для судей высших и местных судов и, в меньшей степени, затрагивают нормы материального права – уголовного и гражданского. Фактически Судебник 1550 дополняет и правит Судебник 1497 года.
Судебник 1550г. устанавливает, чтобы в суде назначаемых царем наместников и волостелей присутствовали старосты и дворские и «лучшие мужи» из местного населения: теперь они называются "целовальниками" (т. е. присяжными, поцеловавшими крест) и являются, таким образом, не случайными свидетелями судебного разбирательства, но его постоянными и официальными участниками. Судебник приказывает "без старосты и без целовальников суда не судити" и предписывает повсеместное распространение этого института: "а в которых волостех наперед сего старост и целовальников не было, и ныне в тех во всех волостех быти старостам и целовальникам".
Судебные протоколы должны писать, помимо наместничьих, земские дьяки, а староста и целовальники должны подписывать эти протоколы. Наместники и их тиуны не имеют права арестовать никого из местных людей, не предъявив ("не явя") их старостам и целовальникам, которым они должны объяснить причины ареста.
Таким образом, происходит ограничение судебной власти наместников и волостелей, особенно в сфере уголовного права, и регламентируются размеры и порядок сбора ими пошлин и сборов (ст. 62, 63, 66).
Новый Судебник запрещает судьям дружить и мстить, и брать посулы, но не ограничивается одним общим запрещением, а грозит определенным наказанием в случае ослушания (ст.1). Судебник Ивана III о случаях неправильного решения дела судьями выражается так: «Кого обвинит боярин не по суду и грамоту правую на него с дьяком даст, то эта грамота в неграмоту, взятое отдать назад, а боярину и дьяку в том пени нет». Новый Судебник уже постановляет наказания для бояр, окольничих и дьяков (ст. 2-4).
Расширяется круг регулируемых судебной
властью вопросов, усиливается розыскная
форма судебного процесса (ст.61, 55-60, 99).
-борьба с профессиональными преступниками («ведомыми лихими») обозначена в ст. 38 Судебника 1497 г. и в ст. 52, 56 Судебника 1550 г. В первом прописано, что если обвиненный в воровстве, разбое, убийстве или ином лихом деле окажется «ведомым лихим человеком», то он карается смертной казнью, а из его имущества удовлетворяются убытки, понесенные истцом. В Судебнике же Ивана Грозного говориться, что если приведут кого с поличным впервые и назовут его с обыском «лихим человеком», то его пытать – если признается – казнь, а если не признается – тюрьма пожизненно. Таким образом, практика выработала такую своеобразную форму судебного процесса, как "облихование": если подозреваемого винили в том, что он "ведомо лихой человек", этого было довольно для внедрения к нему пытки. Обвинение предъявляли 15-20 человек "наилучших людей", детей боярских, дворян, представителей верхушки посада либо фермерской общины.
В ст. 97 обговаривается, как следует поступать с делами, рассмотренными по Судебнику 1597 г., а ст. 98 указывает, что решения по новым делам следует вписать в данный Судебник. Эта статья новая, ибо ранее законодательно не обговаривалось внесение судебных прецедентов в текст нормативно-правового акта.
В Судебнике 1550 г. закрепляется
сословный принцип наказания
и одновременно расширяется круг субъектов
преступления – включаются холопы. Также
расширяется сфера уголовного права.
Преступление – не только нанесение материального
или морального ущерба, но и «обида»; это
нарушение установленных норм, предписаний,
воли государя, которая неразрывно связывалась
с интересами государства.
Практика выработала своеобразную форму
судебного процесса – «облихование»:
если подозреваемого обвиняли в том, что
он «ведомо лихой человек», этого было
достаточно для применения к нему пытки.
Судебник 1550 выделяет новые особо опасные
виды преступлений, направленных против
государственной власти. Увеличивается
так же количество видов должностных преступлений
и преступлений против порядка управления
и суда, к которым относится взятка («посул»),
вынесение заведомо несправедливого решения
и казнокрадство. И если в судебнике 1497
года эти преступления просто обозначались,
то во 2 судебнике установлены уже меры
наказания за них (ст. 3, 4, 5), например, торговая
казнь, штраф. Среди имущественных преступлений
можно заметить попытку разграничения
грабежа и разбоя, татьбы и мошенничества.
Появляется новый вид наказаний - тюремное
заключение (тюрем не существовало, но
преступников помещали в погреба или иные
приспособленные для этого места).
Сфера гражданского права в Судебнике 1550 года представлена не очень подробно. Однако он дает более подробную регламентацию правового статуса земельных владений, (ст.85 «Суд о вотчинах»), и закрепляет точные сроки выкупа вотчины, процедура выкупа тщательно прописана, вводится право родового выкупа, позволяющее боярам удержать в своих руках вотчину. Статья 83 накладывает на работодателя ответственность за своего наемного работника, чего не было в Судебнике 1497 г., а статья 82 отделяет договоры займа от личного найма. Ст.84 «суд о земле» впервые предъявляет требования к вышестоящим инстанциям, «Государю, боярам и всем приказным людям…». Торговые сделки были также четче отрегулированы: статьи Судебника 1497 г., касающиеся торгового дела, были дополнены (ст.93-95, 90) в Судебнике Ивана Грозного.
Судебник 1550 г. подтверждает
и развивает статью о крестьянском отказе.
Отражая политику дальнейшего закрепощения
крестьянства, Судебник Ивана Грозного
подробно определил положение холопов,
в том числе кабальных холопов, уточнил
порядок выплаты пожилого и увеличил его,
ввёл новую пошлину "за повоз", которую
платили в случае отказа крестьянина от
выполнения обязанности привезти с поля
урожай землевладельца, подтвердил Юрьев
день.
Судебник Ивана
IV значительно изменил процесс судопроизводства,
ликвидировал судебные привилегии удельных
князей и усилил роль центральных государственных
судебных органов, тем самым сыграв свою
роль в процессе строения централизованного
государства с единой законодательной
системой.