Создание новой бюрократической модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:24, доклад

Краткое описание

Камер-коллегия — центральное государственное учреждение в Российской империи. Учреждена в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства (земледелием, скотоводством и др.); впоследствии часть её дел перешла к другим коллегиям.

Содержимое работы - 1 файл

история.docx

— 24.91 Кб (Скачать файл)

Романовы петр1[1672, Москва —1725, Санкт-Петербург], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Бюрократическая система - то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым)

Боярская Дума - высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии[.она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть

Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи. Коллегии существовали вплоть до 1802 года, когда им на смену пришли министерства.

Губе́рния — высшая единица административно-территориального деления в России 9 губерний образованы по указу Петра I в ходе Областной реформы, 29 декабря 1708 года:Ингерманландская (в 1710 году преобразована в Санкт-Петербургскую) Московская Архангелогородская Киевская Казанская Астраханская Азовская Сибирская Рижская В ходе реформы все уезды были отменены, губернии составлялись из городов и прилегающих к ним земель. Вследствие этого границы губерний были достаточно условными. Губернии возглавлялись губернаторами или генерал-губернаторами, которые выполняли административную, полицейскую, финансовую, судебную функции. В 1710—1713 году губернии были разделены на доли, управляемые ландратом.

Камер-коллегия — центральное государственное учреждение в Российской империи. Учреждена в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства (земледелием, скотоводством и др.); впоследствии часть её дел перешла к другим коллегиям.

Штатс-конторы – коллегия, на которую возлагался надзор за всеми государственными расходами

 

новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание новой бюрократической  модели

 Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии. (Отдел учреждения, ведающий делопроизводством)

Была проведена областная реформа, которая явилась следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.

В начале XVIII в. фактически прекращается деятельность Боярской думы, управление центральным и местным аппаратом  переходит к так называемой "консилии министров" — временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления — все это свидетельствовало  о возрастании значения бюрократических  принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

Петр I считал, что "правительственный" закон, вовремя изданный и последовательно проведенный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство петровской эпохи отличалось тенденциями к регламентации, бесцеремонным вмешательствам в сферу частной и личной жизни.

Идея Петра была направлена: во-первых, на создание такого совершенного законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных.

Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через  которую могло бы реализовываться  законодательство.

Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся  к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого  насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической  машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции.

Петр прилагал огромные усилия к  налаживанию эффективной работы созданных им учреждений и главное внимание уделял разработке многочисленных регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата.

Обобщив опыт шведов с учетом некоторых  специфических сторон русской действительности, 28 февраля 1720 г. был издан Генеральный регламент, по которому в законодательном порядке была определена внутренняя организация коллегий, их структура, штатный состав, должностные обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка и поведения чиновников, убранство «камор» — присутственных мест. Организация работы с документами: правила регистрации, контроля за исполнением документов, порядок их составления, удостоверения. Генеральный регламент состоит из небольшого введения и 56 глав. К нему также приложено толкование иностранных слов, в него вошедших.

Сенат занял ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху.

 Аппарат коллегии включал присутствие, канцелярию, контору

Присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Президент  мог иметь личного секретаря.

Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, регистратора, актуариуса, канцеляристов, копиистов, переводчиков, толмачей и вахмистра.

Конторы создавались для ведения  «счетных дел». Возглавлял контору  камерир, в его подчинении находились камор-шрейберы.

В коллегиях также предусматривались  должности вахмистра, фискала. 

Заседания происходили в каждой коллегии по понедельникам, вторникам, средам и пятницам, а по четвергам  президенты всех коллегий должны были съезжаться в сенатскую палату, где  им положено было находиться пять часов. По особенно важным делам они обязаны  были съезжаться, несмотря ни на дни, ни на часы.

За неприбытие в должность член коллегии наказывался за каждый просроченный час вычетом из жалованья, следуемого ему за неделю.

Царский указ должен исполняться немедля, не далее как через неделю, исключая случаев, когда необходимыми окажутся справки с губерниями и провинциями, но и тут было рассчитано время  и пространство: положено было считать  по два дня на 100 верст, и во всяком случае более шести недель не протягивать справки.

 Дела челобитчиков (тот, кто подает челобитную; проситель) следовало вершить по реестру (Книга для регистрации деловыхдокументов, имущества) не долее шести месяцев, под опасением штрафа 30-ти рублей за день.

Дела казенные разбирались прежде частных.

Все дела решались большинством голосов, а когда голоса разделялись поровну, то голос президента давал перевес.

Генеральный регламент ввел понятие  об архивах. В 44-й главе установлено, что архивы делятся на три категории:

  • текущие, создаваемые при канцеляриях;
  • ведомственные (архивы коллегий);
  • государственные (исторические), в которые всеми коллегиями передавались документы, нужны для справок.

Документы хранились в текущем  архиве три года и помещались в  обложку, на которой указывалось  краткое содержание дела, даты его  начала и окончания.

Отсутствие члена, хотя бы самого президента, не останавливало дела.

Коллегиям давалось вакационное время(свободное от занятий время): среди лета на четыре недели, зимние Святки, начиная с праздника Рождества Христова до праздника Богоявления, первая и последняя недели Великого Поста, неделя сырная и неделя пасхальная. Но все члены не могли отлучаться разом. В другое время, по мере надобности, президенты и вице-президенты получали отпуски более чем на восемь дней от государя, другие же служащие в коллегиях – от президента.

Хозяином всего делопроизводства в коллегии был секретарь или  начальник канцелярии, но при решении  дел он голоса не имел. Нотариус вел  протоколы, актуариус заведовал  корреспонденцией, регистратор вел  реестры входящих и исходящих  дел, и при коллегии был еще  особый переводчик. Канцелярские служители  занимались письмоводством по указанию секретаря. У президента каждой коллегии была своя особая комната и свой особый секретарь, зависевший только от президента.

Все коллегии находились под ведением сената, без его одобрения не могли  печатать своих приговоров и указов, а если полагали, что сенат требовал исполнения чего-нибудь противного интересам  царского величества, то должны были учинить  письменное представление самому государю.

В случае смерти или выбытия члена, место его замещалось баллотировкою  в сенате. Служащие в коллегиях  за преступления, содеянные ими, судились в тех же коллегиях.

Каждая коллегия имела свою собственную  печать, а в коллегии иностранных  дел хранилась государственная  печать, которою печатались грамоты  к иностранным государям.

Прошение следовало подавать непременно в здании коллегии, а не на домах  у президентов. Над каждой коллегией  наблюдал особо назначенный фискал, сообщавший свои доносы генеральному фискалу. 
  

Коллегии и канцелярии, учрежденные  Петром на иностранный образец и  даже с иностранными названиями, оказались  дикими и чуждыми русскому народу, что он долго не мог понять хитрого  и сложного механизма их. Челобитчики, нуждавшиеся в подаче просьб, становились  в тупик – в какую коллегию или в какое место следовало  подавать. Это побудило Петра 13-го мая 1720 года определить «знатную особу», а  с нею секретаря, для приема челобитных, которых после принятия надлежало рассылать по коллегиям и канцеляриям.

Первый, навеявший Петру мысль  о коллегиях, был Лейбниц, который  выражался, что хорошее управление государством, подобное божескому управлению вселенной, может существовать только при коллегиях, которых внутреннее строение напоминало бы устройство часов, где колеса взаимно приводят в  движение одно другое. Петру глубоко  запали в ум наставления немецкого  мудреца, и, через многие годы после  бесед с ним, Петр устроил коллегии, приблизительно в тех основных формах, в каких наметил Лейбниц. Но вскоре оказалось, что не все удается  сразу на практике, что кажется  хорошим в предположениях. 
   Учредивши коллегии, государь скоро стал выражать недовольство на старинную медленность в делах. Иногда предписание высшего начальства оставалось и без исполнения, и без ответа. Царь повелел немедленно отвечать на другой день после получения бумаги, и только в важных делах давался недельный срок для ответа. За неисполнение указа царь угрожал разорением, ссылкою и даже лишением живота. Несмотря на такую угрозу, Петру беспрестанно приходилось слышать жалобы на неисполнение предписаний. Так, например, камер-коллегия и штатс-контора жаловались, что, после неоднократных требований, из губерний не присылаются к ним ведомости окладных и неокладных податей (совокупность платежей в княжескую) о приходах и расходах. Местные власти между собой не ладили; камериры жаловались на воевод, что они полагают им всякие препятствия, мешают отправлению их обязанностей и не отвечают на их требования. Юстиц-коллегия замечала, что в подведомственных ей местах в поместном приказе и расправной палате происходят медленность в ведении дел и упущения. Все делалось как будто в насмешку над изданным недавно генеральным регламентом, по которому все правительственные и судебные места должны были оказывать друг другу взаимное вспоможение.

Чтобы положить пределы беззакониям, в начале 1720 года царь указал вперед посылать не письменные, как прежде бывало, а печатные указы и прочитывать  их народу в церквах.


Информация о работе Создание новой бюрократической модели