Советское общество: либеральные реформы и консервативные тенденции. 1953-1985 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

Некоторое время это их не удивляло. Однако после того как обычный распорядок жизни «ближней дачи» был нарушен, один из его «прикрепленных», М. Старостин, решил проверить и, под предлогом передать почту, зашел в комнату Сталина. То, что он увидел, его потрясло. На полу лежал Сталин и хрипел. Говорить он не мог. На часах было 11 ночи. Охранник бросился к телефону и начал вызывать начальство. Прямой начальник — министр госбезопасности Игнатьев велел звонить «выше», членам Президиума ЦК Г. М. Маленкову и Л. П. Берии. Берия и Маленков прибыли на сталинскую дачу в 2 часа ночи 2 марта. Осмотрев перенесенного к этому времени на диван Сталина, велели его не беспокоить и уехали.

Содержание работы

I. Смерть Сталина и борьба за власть. Начало десталинизации общества. 4
II. Реформы Хрущева: планы, противоречия, итоги 12
Аграрная политика Хрущева 12
Промышленная политика Хрущева 14
Социальная политика Хрущева 16
Смещение Хрущева 17
III. Политическое, социально экономическое и духовно-нравственное развитие страны: конец 60-х – начало 80-х гг. 18
Список литературы 26

Содержимое работы - 1 файл

История.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

 

 

 

Кафедра «История Отечества, государства и права»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Вариант № 9

 

Тема

«Советское  общество: либеральные реформы и  консервативные тенденции. 1953-1985 гг.»

 

 

Выполнил: студент группы М(б)з-21

заочной формы  обучения

Трунин Михаил Павлович

Зачетная книжка № 120430159

 

                           Проверил:

 

 

 

Хабаровск 2013

Оглавление

 

 

 

I. Смерть Сталина и борьба за власть. Начало десталинизации общества.

1 марта 1953г. Сталин был на даче, в Кунцево. Он уже две недели не появлялся в Кремле. В последний раз он был там 17 февраля, когда принимал посла Индии Менона.

Охрана не видела Сталина. Некоторое время это их не удивляло. Однако после того как обычный распорядок жизни «ближней дачи» был нарушен, один из его «прикрепленных», М. Старостин, решил проверить и, под предлогом передать почту, зашел в комнату Сталина. То, что он увидел, его потрясло. На полу лежал Сталин и хрипел. Говорить он не мог. На часах было 11 ночи. Охранник бросился к телефону и начал вызывать начальство. Прямой начальник — министр госбезопасности Игнатьев велел звонить «выше», членам Президиума ЦК Г. М. Маленкову и Л. П. Берии. Берия и Маленков прибыли на сталинскую дачу в 2 часа ночи 2 марта. Осмотрев перенесенного к этому времени на диван Сталина, велели его не беспокоить и уехали.

То, что Сталин умирает, было ясно. Вечером того же дня Берия и следом за ним —  другие соратники по КПСС собрались в сталинском кабинете. Из «чужих» там были только Куперин и новый министр здравоохранения, также назначенный после «дела врачей», А. Ф. Третьяков.

3 марта из  Москвы был разослан срочный  вызов ко всем членам ЦК  срочно прибыть в столицу для участия в пленуме. Повестка пленума не была объявлена. Главные решения, предопределившие политическое развитие на несколько лет вперед, подготавливались 3 и 4 марта. Обстоятельства подготовки этих решений стали через несколько лет объектом специальных, хотя и небеспристрастных расследований. В ходе этих расследований было установлено, что 4 марта Берия подготовил и согласовал с Маленковым записку, в которой были заранее распределены важнейшие государственные посты.

«Совместное заседание  Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР» началось в 20 часов 5 марта. Председательствовал на этом совещании Хрущев. После информации министра здравоохранения СССР Третьякова о состоянии здоровья Сталина слово было передано Берии. Процитируем запись его выступления: «Бюро Президиума ЦК тщательно обсудило создавшуюся обстановку в нашей стране в связи с тем, что в руководстве партией и страной отсутствует товарищ Сталин. Бюро Президиума ЦК считает необходимым теперь же назначить Председателя Совета Министров СССР. Бюро вносит предложение назначить Председателем Совета Министров СССР тов. Маленкова Г. М.» Получив, таким образом, поддержку, Маленков начал выступать. Он объявил, что на должность первых заместителей Председателя Совета Министров рекомендованы Берия, Молотов, Булганин, Каганович. Маленков внес пакет кадровых перемещений и назначений. Среди них — о слиянии министерств внутренних дел и госбезопасности в одно — МВД и о назначении министром внутренних дел Л. П. Берии; о назначении министром иностранных дел В. М. Молотова, министром Вооруженных Сил — Н. А. Булганина. Им были внесены предложения об объединении значительного числа министерств. Принципиальное значение имело также его предложение «иметь в Центральном Комитете КПСС вместо двух органов ЦК — Президиума и Бюро Президиума один орган — Президиум Центрального Комитета КПСС, как это определено Уставом партии».

Н. С. Хрущев, в  отличие от своих коллег, не получил  никаких государственных должностей, оставшись «только» секретарем ЦК КПСС и членом Президиума ЦК КПСС.

Изменения, которые  произошли на совещании 5 марта, настолько же важны, как и незаконны с точки зрения Устава КПСС. Незаконность таких перемен была столь очевидна, что принятые на этом заседании решения потребовалось оформить как совместное решение Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Причина столь беспрецедентного объединения партийных и государственных органов связана с желанием придать видимость законности, легитимности столь радикальному пересмотру решений XIX съезда КПСС.

Отметим, что  перестановки в высшем партийном руководстве отличались своеобразной последовательностью: с одной стороны, они укрепляли позиции сталинского партийного руководства послевоенной поры, с другой — сохраняли все старые противоречия, которые были между «заклятыми друзьями» в сталинском окружении. В этой связи заслуживает быть отмеченным заявление Маленкова, сделанное на том же заседании 5 марта, о том, что Бюро Президиума ЦК «поручило тт. Маленкову, Берия и Хрущеву принять меры к тому, чтобы документы и бумаги товарища Сталина, как действующие, так и архивные, были приведены в должный порядок». Доступ к сталинскому архиву — это возможность воспользоваться теми рычагами власти, которые остались в сталинском наследстве. Это право получили три человека в стране. Казалось, частный вопрос — кому распорядиться сталинским архивом — стал индикатором принадлежности к подлинной власти в послесталинском СССР.

Совместный  пленум продолжался недолго — 40 минут, закончился в 20 часов 40 минут. А через час с небольшим — в 21 час 50 минут — врачи констатировали: Сталин умер.

Скорбь в  стране была подлинной. Сталин олицетворял  власть в стране и, как нередко бывало в отечественной истории, саму страну. Его смерть порождала тревогу — что в будущем? Десятки и сотни тысяч москвичей шли в Колонный зал Дома Союзов попрощаться со Сталиным. 9 марта 1953 г. под залпы артиллерийского салюта тело Сталина было внесено в Мавзолей. На траурной церемонии выступали Хрущев, Маленков, Молотов и Берия, каждый на свой лад поклявшийся в верности делу Ленина — Сталина.

Первой заботой новых руководителей было успокоить страну. Кампания против "врагов народа" была разом прекращена. Были провозглашены амнистии по всем незначительным преступлениям и сокращены сроки по приговорам к более длительному заключению. 4 апреля МВД было сделано сенсационное заявление о том, что "враги народа" невиновны. Это произвело огромное впечатление. Берия стремился получить популярность. Однако спустя три месяца он был обвинен в заговоре с целью установления своей личной власти. Жестокий и циничный, он был окружен общей ненавистью. Главным его стремлением было: поставить МВД над партией и правительством. Для изменения положения не было другого пути, кроме решительной борьбы с Берией и его аппаратом.

Крушение, арест  Берии 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС произошли в результате договоренности между Маленковым и Хрущевым, связанными, кстати, тесными личными и дружескими отношениями. К ним, главным действующим лицам, присоединились министр Вооруженных Сил Булганин, маршал Жуков, ряд членов Президиума ЦК. Берию арестовали на заседании Президиума ЦК, а в роли технических исполнителей выступили представители генералитета, среди которых были командующий войсками Московского военного округа генерал Москаленко и маршал Жуков.

Арест Берии  вынудил политическое руководство страны определить ряд важнейших направлений во внутренней политике. Ими стали официально прозвучавшие из уст Хрущева и Маленкова на июльском (1953 г.) Пленуме ЦК критика культа личности Сталина, осуждение «необоснованных репрессий», ответственность за которые всецело возлагалась на Берию, который был не без успеха превращен в символ этих репрессий.

Итак, Берия  арестован. Не дожидаясь приговора  суда, Президиум Верховного Совета СССР за подписью его Председателя К. Е. Ворошилова уже 26 июня, в день ареста Берии, издал указ, которым его лишили полномочий депутата Верховного Совета, сняли с должности первого заместителя Предсовмина СССР, лишили всех званий и наград, а самого отдали под суд. В результате проведенного расследования Верховный Суд СССР 23 декабря 1953 г. вынес приговор о расстреле Берии, а также его ближайших подручных.

Устранение  Берии способствовало дальнейшему  росту роли партаппарата в руководстве  страны и укреплению позиций Н. С. Хрущева, который 13 сентября 1953 г. на очередном пленуме ЦК был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Под строгий контроль партии перешли и органы госбезопасности, выведенные из состава МВД. Председателем образованного в марте 1954 г. КГБ стал сторонник Хрущева И. А. Серов.

Устранение Берии ослабило позиции Маленкова перед его политическим конкурентом — Хрущевым. Органы МВД — МГБ были поставлены под контроль партии. Председатель Совета Министров Маленков в отличие от Сталина не мог использовать их как опору своей власти. В то же время Хрущев, став в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС, получил существенно расширившиеся полномочия. Уже на июльском (1953 г.) Пленуме ЦК отмечалась необходимость укреплять партийное руководство во всех звеньях и пресекать любые попытки выхода из-под партийного контроля ведомств и конкретных лиц.

Вместе с тем Маленков обладал еще значительными полномочиями, пользовался поддержкой военных  и с их помощью мог попытаться получить единоличную власть. Однако по этому пути Маленков не пошел. Любые  попытки установления диктатуры натолкнулись бы на решительное сопротивление остальных членов руководства, понимавших, что только ограниченная, контролируемая власть могла гарантировать их от репрессий со стороны более сильного и удачливого «соратника». Произошло складывание нового «триумвирата» — Маленков, Хрущев, Булганин.

Уже на первом после похорон  Сталина Президиуме ЦК 10 марта 1953 г. Маленков заявил о необходимости  прекращения «политики культа личности». Первоначально вопрос преодоления  культа свелся к перестройке пропаганды, и ЦК хотел этим ограничиться. Но в июле на пленуме ЦК Маленков заявил, что «дело не только в пропаганде», а в самих принципах руководства.

Трудно сказать, стал бы Маленков реформатором, окажись  он у государственного руля в более спокойный момент. Но ситуация 53-го года, несмотря на внешнюю устойчивость, требовала решительных и незамедлительных действий. Источник социальной напряженности создавали ГУЛАГ и колхозная деревня.

B августе 1953 г. Маленков предложил новый курс:

  • развитие легкой промышленности, производства товаров народного потребления, сокращение производства средств производства;
  • решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из затяжного кризиса. Для этого предусматривалось снижение сельхозналога (на 1954 г. — в 2,5 раза), списание по нему недоимок, увеличение размеров приусадебных хозяйств колхозников, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, расширение возможностей для развития колхозного рынка, а также значительное увеличение капиталовложений и поставок техники в деревню. Важным средством быстрого увеличения производства зерна было признано (под влиянием Хрущева) освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири и в Поволжье.

Помимо социально-экономического эффекта, этот курс имел и большой политический резонанс. Газету с докладом Маленкова, вспоминали современники, «в деревне зачитывали до дыр, и крестьянине говорили: «Вот этот за нас». Даже спустя четверть века (несмотря на замалчивание в официальной пропаганде) в массовом сознании колхозников, да и рабочих сохранились высокие оценки политики Маленкова, его стремления улучшить жизнь народа.

В 1953 г. Маленков в своем  «установочном» докладе на совещании  партийных и хозяйственных работников в ЦК подверг аппарат небывало жесткой критике за бюрократизм, пренебрежение нуждами народа, моральное разложение и взяточничество.

Этот просчет, в конечном счете, стоил Маленкову политической карьеры. Хрущев вовремя учел его  промах, используя поддержку аппарата для укрепления своих собственных позиций.

Непрочное положение Маленкова стремительно ухудшалось. На январском (1955 г.) Пленуме ЦК КПСС Хрущев обвинил Маленкова в том, что тот не проявил себя «достаточно зрелым и твердым большевистским руководителем», «претендовал не только на руководство деятельностью правительства, но и на руководство Президиумом ЦК» и стремился к «дешевой популярности» среди народа. Вспомнились и близкие отношения с Берией, и участие в «Ленинградском деле».

В феврале 1955 г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков официально «попросил» об отставке. Просьба была, естественно, удовлетворена. На посту Председателя Совета Министров его сменил Н. А. Булганин. Хотя Маленков и был назначен министром электростанций, а одновременно — заместителем Председателя Совмина СССР, его политическая карьера была завершена.

Таким образом, трагедия реформатора Маленкова заключалась  прежде всего в просчетах в  борьбе за власть. Его политике не доставало  стратегического стержня, а главное — надежной политической опоры. Однако некоторые идеи, рожденные государственным умом Маленкова, на десятки лет опередили свое время. Во многом благодаря его усилиям в середине 50-х гг. стабильно развивалось сельское хозяйство, налаживались международные отношения.

Хрущев, шагнув гораздо  дальше Маленкова в либерализации  общества, в развенчании Сталина, тем не менее не сумел сохранить некоторых важных начинаний Маленкова в социально- экономической сфере.

До весны 1956 г. перемены в политической сфере советского общества были малозаметны. В 1954—1955 гг. было освобождено всего несколько тысяч политзаключенных. Некоторые перемены произошли в аппарате управления, где развернулась борьба против бюрократических методов управления. На регулярной основе стали работать Президиумы Верховных Советов союзных республик, была восстановлена роль Пленумов ЦК.

Информация о работе Советское общество: либеральные реформы и консервативные тенденции. 1953-1985 гг