Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:07, контрольная работа
В сентябре 1945 г. был упразднен чрезвычайный орган партийного и государственного руководства - Государственный Комитет Обороны. Его функции вновь были распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Однако такая реорганизация носила во многом формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И.В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат. По окончании войны он был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома.
В-третьих, победа над фашизмом
обострила у советских людей
чувства национального и
(И.И. Минц, И.М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества, в том, что они принижают роль СССР в мировом историческом процессе. Все это сопровождалось административными мерами и «проработками» известных ученых. Подобные «дискуссии» ЦК партии провел по вопросам философии, политэкономии и языкознания. А.А. Жданов - «главный идеолог партии» - призывал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии». Идеологический нажим на интеллигенцию в конце 1940-х годов по имени его организатора получил название «ждановщины». В 1946-1948 гг. был принят ряд постановлений ЦК по вопросам литературы и искусства. В августе 1946 г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В нем оскорбительной критике было подвергнуто творчество А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Поводом для него послужила публикация в журнале «Мурзилка» рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литературным журналом «Звезда». Творчество этих авторов было признано несовместимым с социалистическим мировоззрением, в их адрес звучали политические обвинения. На судьбах многих деятелей культуры тяжело отразились и такие постановления ЦК партии, как «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» и др. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, политические оценки художественного творчества способствовали укреплению авторитарного режима.
В-четвертых, трудности послевоенного развития, просчеты политического руководства зачастую объяснялись происками и вредительством «врагов народа». В 40 - начале 50-х гг. были сфабрикованы так называемые «дело Еврейского антифашистского комитета», «дело «врачей-вредителей». Рассматривались дела лиц, якобы занимающихся вредительством в автомобилестроении и т.п. Люди, проходившие по этим делам, обвинялись в причастности к шпионским организациям и в подготовке террористических актов против руководства страны.
В-пятых, при освобождении Красной Армией стран Восточной Европы и во время боевых действий в Маньчжурии было захвачено немало бывших белогвардейцев и деятелей антисоветских организаций, среди которых были активные пособники немцев и японцев. В 1946 - 1947 гг. прошли судебные процессы по делу генералов - белогвардейцев, служивших в вермахте, Г.М. Семенова, П.Н. Краснова, А.Г. Шкуро и др. Они были приговорены к смертной казни. Большой резонанс в стране получили и показательные процессы, проведенные в декабре 1945 г. - январе 1946 г. в Киеве, Минске, Риге, Смоленске и других городах над немецкими военными преступниками, виновными в злодеяниях на советской земле, и над пособниками оккупантов. Из 88 обвиняемых, среди которых были 18 генералов вермахта и СС, 66 были повешены. Суд состоялся и над руководителями «Русской освободительной армии» - бывшими советскими генералами А.А. Власовым, В.Ф. Малышкиным, М.Н. Жиленковым и девятью другими предателями Родины. Все они по приговору суда были казнены. Одновременно репрессиям подверглись десятки тысяч попавших в плен советских офицеров, которые из фашистских лагерей были отправлены в советские лагеря.
Все это обусловило возрастание в государстве роли карательных органов. Влияние этих структур на внутриполитическую жизнь страны в 40-е - начале 50-х гг. было огромным. Изменились методы работы репрессивного аппарата. Он превратился в отлаженный карательный механизм, послушное орудие верховной власти. Хотя Указом Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. была отменена смертная казнь, все же по большинству вышеназванных процессов она применялась. Вновь вводилась выборность судей и судебных заседателей, сокращалось количество трибуналов, которые сохранились после войны в армии, на флоте, в МВД, МГБ и частично на транспорте. Однако суды всех ступеней были на деле послушными органами административно-репрессивного аппарата, а выносимые ими приговоры были заранее согласованы и предопределены.
В 1946 г. НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Меркулов, затем - В.С. Абакумов) были переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР.
В сферу компетенции НКВД (МВД) и НКГБ (МГБ) официально входило не только обеспечение государственной безопасности, охрана общественного порядка и социалистической собственности. Задачи этих ведомств состояли также в управлении автомобильным транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами, в руководстве многими научными исследованиями, геосъемкой и картографией, лесной охраной, переселенческим делом, пожарной охраной, органами ЗАГС, даже архивами и др.
Но главное то, что в ведении МВД и МГБ по-прежнему находилась огромная система ГУЛАГа, где день и ночь трудились сотни тысяч абсолютно бесправных и безымянных заключенных. После войны их имена даже были заменены номерами. 19 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР по указанию Сталина ввел особый вид наказания - «каторжные работы» сроком до 20 лет. Фактически этот вид существовал с 1934 г. по сентябрь 1953 г. Особое совещание при министре внутренних дел СССР - внесудебный репрессивный орган, все решения которого принимались с ведома и одобрения «вождя» - взяло на себя после войны прерогативы военно-полевых судов и активно использовало каторжные работы как меру наказания, постоянно пополняя армию бесплатных работников.
Выявлением злоупотреблений,
поиском виновных и привлечением
их к судебной ответственности занималась
также система органов
5 марта 1953 г. от кровоизлияния
в мозг умер Сталин. Его смерть
оказала огромное влияние на
политическую жизнь страны. Сразу
же произошли существенные
Хотя «наследники» Сталина заявили о своей приверженности к коллективному руководству, с первых дней пребывания у власти начинается борьба за политическое лидерство. В результате этой борьбы от власти был отстранен Л.П. Берия. В июне 1953 г. его арестовали, исключили из партии, сместили со всех постов и как «врага Коммунистической партии и советского народа» отдали под суд. В результате проведенного расследования, Специальное Судебное Присутствие Верховного Суда СССР 23 декабря 1953 г. вынесло приговор о расстреле Берии, а также его ближайших «сообщников» В.Н. Меркулова, В.Г. Деканозова, Б.3. Кобулова, С.А. Гоглидзе, П.Я. Мешика и Л.Е. Влодзимерского. Отстранение Берии способствовало укреплению позиций Н.С. Хрущева, который 13 сентября 1953 г. на очередном пленуме ЦК был избран Первым секретарем ЦК КПСС.
После устранения Берии наследники «вождя» постарались прежде всего поставить под свой контроль деятельность репрессивного аппарата государства, понимая, какую опасность для них может представлять эта гигантская карательная машина, действовавшая долгие годы только по личным указаниям и распоряжениям Сталина. Летом 1953 г. было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел, ликвидированы трибуналы в войсках МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного рассмотрения дел. 13 марта 1954 г. произошло разукрупнение МВД СССР - был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, председателем которого стал сторонник Хрущева И.А. Серов. В ведении МВД СССР осталась только охрана общественного порядка (административный надзор, милиция, пожарная охрана, ЗАГС и т. п.). Таким образом, репрессивные органы опять перешли под строгий контроль партии.
Информация о работе Советский Союз во второй половине 1940 - начале 1950-х гг