Сословное законодательство второй половины XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 07:57, реферат

Краткое описание

Наиболее важными актами, подтвердившими особое положение дворянского сословия в обществе и осуществившими его правовую консолидацию, являются Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской» и Жалованная грамота дворянству 1785г. Эти документы закрепили следующие привилегии дворянства: положение о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства

Содержимое работы - 1 файл

10.docx

— 20.76 Кб (Скачать файл)

10.5. Сословное законодательство  второй половины XVIII в.  

     Наиболее  важными актами, подтвердившими особое положение дворянского сословия в обществе и осуществившими его правовую консолидацию, являются Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской» и Жалованная грамота дворянству 1785г. Эти документы закрепили следующие привилегии дворянства: положение о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Для лишения дворянского звания требовались веские основания: совершение уголовно наказуемого деяния, в котором проявились моральное падение и нечестность преступника. Вводились политические корпоративные права дворянства: право созывать провинциальные съезды и участвовать в них, право избирать судей для дворянских судов.

     В число личных прав дворян входили: право  на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и т.д.

     К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; исключительное право на покупку деревни и владения землей и крестьянами; право открытия промышленных предприятий в своих имениях; право на ведение торговли и др.

     Особые  судебные права дворянства состояли из сословных привилегий: личные и  имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только дворянский сословный суд.

     Сословное самоуправление дворянства выглядело  следующим образом. Дворяне создавали общество — Дворянское собрание, которое наделялось правами юридического лица и политическими правами. В состав Собрания входили дворяне, у которых были имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства раз в три года Собранием избирались кандидаты в губернские предводители дворянства. К выборам не допускались дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста.

     В 1785 г. была принята Жалованная грамота  городам. Она закрепляла единый сословный  статус городского населения независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

     Принадлежность  к мещанскому сословию рассматривалась  как потомственная и наследственная. Она основывалась на трудолюбии и  добронравии. Лишение мещанских  прав и сословных привилегий происходило в случаях совершения некоторых уголовно наказуемых деяний.

     В состав личных прав мещан входили: право  на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение, право  на выезд за границу и др.

     Среди имущественных прав мещанства можно  выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование  и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями  и промыслами, право на ведение  торговли и т.д.

     В соответствии с Жалованной грамотой городам все городское население делилось на шесть разрядов по их имущественному и социальному положению: городские обыватели, владеющие недвижимостью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремесленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, музыканты, банкиры и др.); прочие жители городов.

     Горожане  имели свой сословный суд.

     Создавалась новая система городского самоуправления: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т. д.

     Крестьянское  население подразделялось на государственных крестьян; свободных крестьян; крепостных крестьян.

     Крепостная  зависимость носила вечный характер. Основную массу крепостных крестьян составляли следующие категории:

      владельческие и посессионные крестьяне;

      полные и кабальные холопы;

      зависимые люди, проживавшие на земле владельца и уплачивавшие подушную подать.

     Государственные и свободные крестьяне имели  право на защиту в суде, право  владения предоставленными землями, право  собственности на движимое имущество.

     Крепостные  крестьяне были лишены большинства  имущественных прав: им запрещалось приобретать недвижимость в городах, вступать в подряды, обязываться векселями и т.д.

     Все категории крестьян могли нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей, заниматься торговлей и кустарными промыслами.

     Развитие  сословного строя в XVIII в. характеризовалось исчезновением промежуточных слоев, которые постепенно включались в то или иное сословие.

     Оформление  сословного строя немыслимо без  издания надлежащих законов.

     Работа  многочисленных уложенных комиссий XVIII в. не может считаться результативной, однако кодификация законодательства по отдельным проблемам имела заметные результаты. Сюда относится и кодификация законов о сословиях. Большое значение имели жалованные грамоты дворянству и городам, изданные в 1785 г.

     С 1725 по 1801 г. о крестьянстве было издано 2253 разного рода: правовых акта. Однако это законодательство не было кодифицировано. Издавались лишь специальные указы, регламентирующие статус определенных групп крестьянского населения.

     Если  сословие дворян не было единым и однородным, то в значительно в большей мере это относилось к крестьянству. Консолидация крестьянства в класс-сословие не привела, как уже отмечалось, к устранению его деления на внутрисословные группы, порой значительно различающиеся по правовому режиму. Только теперь это было не то деление, которое мы видели в прежней России.

     Самой многочисленной и самой бесправной группой были частновладельческие крестьяне. Их положение резко ухудшилось во второй половине XVII — XVIII в. Крепостное право в России достигло своего апогея, превратившись в нечто похожее на рабство.

     От  частновладельческих крестьян заметно  отличались государственные, обладавшие известной личной свободой: никто их не продавал и не закладывал, как это делалось с владельческими крестьянами, они могли арендовать и покупать земли, содержать промыслы.

     Допускались смена места жительства и даже переход государственных крестьян в другие сословия. Не случайно одним из лозунгов крестьянской войны 1773 — 1775 гг. было превращение крестьян помещичьих в государственные.

     Вместе  с тем государственных крестьян можно было насильственно переселять, приписывать к заводам и другими путями распоряжаться их судьбой. Государственные крестьяне составляли большую группу, причем в XVIII в. их число выросло, составив более 40% всего крестьянства России.

     Секуляризация церковных земель, т.е. отобрание  их у церкви, привели к возникновению категории «экономическое крестьянство». Крестьяне духовных феодалов и прежде подвергались несколько меньшей эксплуатации, чем владельческие. Теперь же экономические крестьяне, которых насчитывалось около миллиона, приблизились по своему статусу к государственным.

     Бывшие  служилые люди «по прибору» и даже некоторая часть служилых «по отечеству», сторожившие засечные черты, по исчезновении надобности в обороне южных рубежей превратились в «однодворцев» — верхушку государственных крестьян. Привилегии однодворцев доходили до того, что им разрешалось иметь крепостных крестьян.

     К государственным крестьянам были приравнены и ясачные народы Поволжья, Приуралья и Сибири. К ним можно отнести также половников, казахов, ямщиков и др. Несколько категорий включали в себя и дворцовые крестьяне.

     Четкая  структура классов-сословий, достигнув  апогея, уже со второй половины XVIII в. начинает размываться. Зародившийся и развивающийся капиталистический уклад постепенно вносит коррективы в социальную структуру общества.

     Дворянство, хотя и в небольшой своей части, вступает на путь обуржуазивания. Все больше тянется к буржуазным формам эксплуатации городская верхушка. Широко развивается крестьянское предпринимательство. Все это подготавливает формирование класса буржуазии в рамках прежнего сословного строя. В то же время крестьяне-бедняки, городские низы закладывают основу будущего пролетариата.

     Следует помнить, что Россия в это время  в еще большей мере становится полиэтническим государством. Расширение ее территории приводит к включению в число подданных все новых и новых народов, добровольно присоединяющихся к России или освобождаемых от иноземного господства. Новые подданные включаются в общую сословную структуру российского общества в соответствии со своей прежней классовой принадлежностью, иногда создавая особые сословные группы.

     Положение человека в сословной группе чаще всего не зависело от его национальности. Во всяком случае русские не имели никаких преимуществ перед нерусским дворянством. Так, например, украинская старшина добивалась включения в российское дворянство, а будучи включенной при Екатерине II, получила те же права и привилегии, что и все русские дворяне. Еще до этого, при Анне Иоанновне, из украинской шляхты был сформирован Измайловский гвардейский полк, а гвардейские полки были, как известно, элитарными организациями дворянства.

     В российском дворянстве была группа, которая  обладала привилегиями даже по сравнению с коренными представителями русской знати. Эту группу составляло остзейское дворянство, которое благодаря близости к трону имело особые преимущества. В.О. Ключевский называл придворных немцев «голодными кошками около горшка с кашей». Некоторые из придворных немцев не знали даже русского языка. В силу этого, например, к члену Верховного тайного совета при Екатерине I герцогу Голштинскому был приставлен переводчиком князь Долгорукий.

     Что же касается городского населения, то Жалованная грамота городам прямо  предусмотрела привилегии иногородним  и иностранным купцам.

     То  же следует сказать и о крестьянстве. Положение русского крестьянина было ничем не лучше в сравнении с нерусским. Скорее наоборот. Поскольку основную массу владельческих крестьян составляли русские, то именно на их долю приходилась большая тяжесть. Эксплуатируемое население присоединенных народов включалось в разряд государственных, т. е. наиболее свободных крестьян.

     Вместе  с тем и русские, и нерусские  трудящиеся, подвергаясь эксплуатации и угнетению, уже в XVIII в. включаются в совместную борьбу против эксплуататоров. Не случайно в крестьянской войне под руководством Пугачева участвовали представители различных народов Поволжья и Приуралья.

Информация о работе Сословное законодательство второй половины XVIII в