Северная Африка на рубеже ХХ-ХХI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:23, реферат

Краткое описание

Африка уникальна своей сказочно богатой природой: здесь буйная тропическая растительность соседствует с бескрайней, выжженной солнцем пустыней. Во многом это континент-загадка: современная цивилизация уживается вместе с язычеством, архаика неистово сопротивляется прогрессу.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………….. 3
2. Северная Африка на рубеже ХХ-ХХI века…………………....................................... 4
2.1. Общая характеристика стран Северной Африки………………………………… 4
2.2. Промышленность, сельское хозяйство и население стран Северной Африки… 6
2.3. Политическая жизнь Северной Африки………………………………………….. 8
2.4. Отношение с Россией………………………………………………………………. 12
3. Заключение………………………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы………………………………………………….. 17

Содержимое работы - 1 файл

ДокАНДРЕЙMicrosoft Office Word.docx

— 50.85 Кб (Скачать файл)

    Африка  выделяется во всём мире самыми высокими темпами воспроизводства населения. Несмотря на то, что Африка это регион самой высокой смертности, население её растёт очень быстро. Это означает сохранение очень высокой доли детских возрастов, дальнейшее обострение проблем занятости, образования, здравоохранения. Что в ближайшем будущем ведёт к многочисленной эмиграции населения. К тому же качество населения в Африке самое низкое: свыше половины взрослых неграмотны, всё больше людей заболевает СПИДом. В Северной Африке из этнического состава населения сложились крупные нации, но сохраняется и пережитки родоплеменного строя. В этом регионе из-за этнического разнообразия, время от времени вспыхивают этнополитические конфликты.

    В целом по уровню своего социально-экономического развития среди крупных регионов мира Африка занимает последнее место. По доле в мировом ВВП – 4,5% огромный материк с населением более 800 млн.человек опережает только малонаселенную Австралию.

 

2.3. Политическая жизнь Северной Африки 

    Включение стран Северной Африки в систему  современных международных отношений, характеризующуюся принципом открытости внешнему миру и глобализации процессов  экономического, политического, культурного  и поведенческого характера, произвело мощнейший эффект на магрибское общество. Новые веяния, постепенно укореняющиеся в сознании магрибинцев, начиная от принципов демократии и гражданского общества, института выборов и экономической либерализации и заканчивая средствами массовой информации, спутниковым телевидением и мобильной связью, невозможно однозначно отнести к положительным или отрицательным результатам развития стран Северной Африки.

    Наряду  с механическим переносом новых  для традиционного общества принципов  и идей, а также предметов потребления, в Магрибе имеет место тенденция  к углублению общественного раскола. Часть населения, разделяющая западные ценности и причисляющая себя к современному обществу, это в основном молодежь, многие представители интеллигенции и преуспевающие бизнесмены, находится в конфликте с обществом традиционным. Поскольку модернизация общественных структур переживается сторонниками сохранения традиций очень тяжело и прочно связана в сознании этой части населения с эффектом отчуждения, потери идентичности, деперсонализации. Настороженное, в крайних случаях негативное, отношение к евро-средиземноморскому сотрудничеству этой категории людей, которая составляет существенную часть населения стран Магриба, не может не беспокоить инициаторов интеграционного процесса. Поэтому основными действующими лицами сотрудничества предпринимаются меры, направленные на подробное разъяснение идеи региональной интеграции для широких масс населения, с целью заручиться их поддержкой.

      Более того прагматичных европейцев совсем не прельщает в будущем соседство с нестабильным и неблагополучным регионом. Поэтому, вспоминая, насколько интеллектуальный и культурный обмен на протяжении многих веков взаимно обогащал оба берега Средиземноморья, начиная от трудов Аристотеля, которые попали в Европу в арабском переводе до современной передачи европейских знаний и технологий в Магриб. Участники политико-экономической интеграции стремятся обратить серьезное внимание на неэкономическую сторону сотрудничества.

    По  мере развития евро-средиземноморского диалога стороны постепенно приходят к пониманию того, что, несмотря на религиозную и этническую неоднородность региона, разницу в подходах к организации общественно-политической жизни, они разделяют одни и те же гуманистические принципы такие, как стремление к миру и стабильности, взаимной терпимости, уважению человеческого достоинства и прав личности. Так называемое "человеческое измерение" сотрудничества в последние годы становится все более актуальным, а хорошие личные контакты, как показывает практика, благотворно влияют на общий климат переговорного процесса.

    Обеспечение стабильности в средиземноморском  регионе во многом зависит от наличия  позитивной оценки предпринимаемых  инициатив и заинтересованности каждого отдельного участника в хороших результатах сотрудничества. Крис Паттен, член европейского парламента, ответственный за внешнюю политику Евросоюза, излагая в апреле 2000 года основные направления стратегии Евро Союза в Средиземноморье, отметил, что работа, проводимая в ходе развития многостороннего партнерства "касается не только правительств, но и каждого гражданина. Словарь определяет понятие "мира", как "отсутствие войны или военных действий", однако это также означает наличие «гармонии между людьми». Для этого в рамках Барселонского процесса предусмотрены меры по улучшению взаимопонимания между культурами и гражданскими обществами.

    Представляется  чрезвычайно важным для обеспечения  безопасности в регионе стремление партнеров расширять рамки широкомасштабного культурного сотрудничества, результатом которого будет рост взаимопонимания, терпимости и уважения друг к другу.

    Основные  проекты Средиземноморской гуманитарной инициативы касаются сохранения богатейшего  культурного наследия региона (Euromed Heritage), развития сотрудничества в сфере  телекоммуникаций и кинематографа (Euromed Audivisuel), а также вопросов образования  и воспитания подрастающего поколения, с целью оказания помощи молодежи плавно интегрироваться в социальную и профессиональную среду (Euromed Jeunesse).

    Программа Euromed Jeunesse главной своей задачей  считает стимулирование демократических  процессов и построение в перспективе  стабильного гражданского общества во всех странах средиземноморского бассейна. Развитие инициатив, направленных на улучшение взаимопонимания и установления дружеских отношений среди молодежи послужит в дальнейшем бесконфрантационному развитию региона.

    Подводя итоги политического сотрудничества и интеграции стран Западного Средиземноморья на рубеже ХХ-ХХI веков, хотелось бы выделить несколько узловых моментов.

    Во-первых, политическая интеграция внутри западно-средиземноморского региона развивается на двух основных уровнях: в рамках Союза Арабского  Магриба, а также между государствами  Северной Африки и Европейского Союза в рамках евро-средиземноморского сотрудничества.

    Во-вторых, главной целью партнерства западно-средиземноморских  стран является создание бесконфликтного  региона и зоны процветания для  всех участников интеграции.

    В-третьих, социально-экономическое развитие, политический диалог и культурный обмен между двумя берегами Средиземноморья являются основными ориентирами для широкомасштабного сотрудничества и формирования благоприятного климата для международного взаимодействия.

    Современное состояние развития Союза Арабского Магриба (САМ) и уровня межмагрибинской интеграции не позволяет странам Северной Африки самостоятельно справляться с амбициозными социально-экономическими проектами. Поэтому основное внимание стран Магриба сосредоточено на развитии партнерских связей с Европой и получении финансово-экономической помощи ЕС. Тем более что североафриканские страны в экономическом плане существенно ориентированы на страны ЕС.

    Основной  особенностью интеграции стран Западного Средиземноморья в рамках ЕС является доминирование политико-прагматического и культурноцивилизационного видения сотрудничества со стороны Европы. Что же касается Магриба, то страны Северной Африки делают больший акцент на его узкопрактической составляющей в виде финансово-экономической помощи, хотя стратегическое видение интеграционного процесса в целом является единым как для севера, так и для юга Средиземноморья. Подобная разница в подходах свидетельствует о том, что каждый из участников евросредиземноморской интеграции стремится использовать партнерство для решения своих собственных задач, принимая во внимание разные уровни социально-экономического развития и, соответственно, разные цели.

    По  мнению ЕС, важнейшими задачами государств Северной Африки в современном региональном контексте являются: создание условий для формирования и функционирования гражданского общества, развитие реальной демократии, институтов рыночной экономики, соблюдение прав человека, признание существования культурных, языковых и социальных различий, терпимое к ним отношение как внутри самого Магриба, так и за его пределами.

    С этими целями Европейский Союз осуществляет финансирование различных гуманитарных инициатив, способствующих распространению знаний и представлений друг о друге, проводятся дни магрибинской и европейской культур, организуются научно-практические конференции по сохранению богатейшего Средиземноморского наследия в виде исторических, архитектурных и письменных памятников; только в рамках программы "Культура за мир и права человека" Еврокомиссией было выделено в 2001 г. 1млн. евро. Специальные семинары-тренинги для молодых дипломатов стран-участниц призваны улучшить взаимопонимание в сфере политики, сделать ее более эффективной. Важнейшим направлением политики ЕС в Средиземноморье является создание такого геополитического пространства, где мирное сосуществование, безопасное и стабильное развитие, экономический и социальный прогресс, культурный и гуманитарный обмен являлись бы основными ориентирами сотрудничества для всех участников региональной интеграции. Таким образом, определяется концепция современных отношений севера и юга Средиземноморья в рамках Барселонского процесса.

    Странами  Магриба полностью разделяется  этот многоуровневый подход, однако, существующая реальность заставляет их. в первую очередь, уделять большее внимание решению внутренних локальных, территориальных, национальных и других проблем. В таком контексте участие стран Северной Африки в региональной интеграции продиктовано стремлением повысить свой статус на международной арене в качестве партнеров ЕС, не затеряться на обочине процесса глобализации (этому магрибинцы придают очень большое значение), и, не в последнюю очередь, попыткой решить возникающие проблемы за счет внешних ресурсов. Таким образом, происходит своего рода перенос наиболее остро возникающих вопросов с национального уровня, где государство очень часто оказывается не в состоянии проводить эффективную политику, на уровень международный, в рамках совместной с Европой борьбы против терроризма, незаконной транспортировки наркотиков, бедности, проявлений ксенофобии и расизма и т. д.

    В последнее время отсутствие ощутимых позитивных сдвигов в направлении  решения вышеперечисленных проблем  со стороны магрибинских стран, в  целом стагнация общего процесса региональной интеграции, дают основания  говорить о медленно затухающем процессе, требующем если не нового содержания, то хотя бы новой формы взаимоотношений. Здесь нам бы хотелось особо подчеркнуть  тот факт, что Европа не отказывается от сотрудничества в Западном Средиземноморье в том виде, в котором оно существует сегодня, это было бы просто невозможно, принимая во внимание европейский прагматизм, однако, начинаем проявляться тенденция к снижению активности ЕС на этом направлении. Иногда создается впечатление, что страны Северной Африки, ввиду их сравнительно скромных показателей развития, высокого уровня безработицы, наличия большого количества нерешенных социальных проблем, только по этим причинам оттесняются более успешными конкурентами в борьбе за внимание и, в том числе, за финансирование со стороны Евросоюза. Однако одна из причин замедления хода сотрудничества между странами Западного Средиземноморья в рамках Барселоны кроется в недостаточной готовности, в отсутствии необходимого количества политических и экономических ресурсов у стран Магриба для полноценных партнерских отношений, как то было задумано ЕС.

    В начале ХХI века государства Северной Африки находятся на стадии определения такого внешнеполитического ориентира, который позволил бы органично вписаться в активно меняющуюся современную систему международных отношений, так и удовлетворить внутренние, национальные ожидания, не ущемляя ни правящие элиты, ни меньшинства, претендующие на расширение политического и культурного влияния.

    Поиск вектора развития приводит к тому, что помимо сотрудничества с ЕС, страны Магриба принимают участие  и в других региональных инициативах, число которых постоянно растет, в частности, на африканском континенте. Помимо Союза Арабского Магриба (UMA), это - Африканский Союз (UA), Новое Партнерство за Развитие Африки (NEPAD), Сообщество Сахело-Сахарских государств (Cen-Sad).

 

Отношения с Россией 

     История отношений между африканскими странами и Россией насчитывает многие десятилетия.

     Первые  дипломатические отношения возникли ещё при Екатерине II – с Марокко, в конце ХIX века – с Эфиопией.

     Во  второй половине ХХ века после освободительной борьбы африканских стран против колониальной зависимости СССР оказывал этим странам большую военную, политическую и экономическую помощь. Советскими специалистами были построены Асуанская плотина на реке Нил, десятки горнодобывающих и перерабатывающий предприятий, множество больниц и учебных заведений. В Москве был открыт Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы для подготовки специалистов из африканских стран. Были установлены дипломатические отношения между независимыми государствами и СССР (РФ как правопреемницей). После распада СССР актуальность проблемы российско-африканских экономических отношений оказалась задвинутой в самый дальний угол российской внешней политики. Это место они, практически, занимают до сих пор, поскольку считается, что африканский рынок не имеет важного значения для российской экономики.

     В последние три года, после периода  потери интереса к Африканскому континенту, Россия вновь активизирует африканское  направление своей глобальной политики. Главными сдвигами здесь стали успешные пилотные проекты российского бизнеса и целый пакет торгово-экономических межгосударственных соглашений. Но налаживание нового формата взаимодействия между Россией и Африкой - процесс медленный и непростой...

Информация о работе Северная Африка на рубеже ХХ-ХХI века