Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:16, реферат
Сергей Павлович Королев (1907 г. – 1966 г.) – теоретик космонавтики, конструктор. Будущий главный конструктор родился 30 декабря 1906 года в городе Житомире. Отец Королева Павел Яковлевич был учителем словесности. Через полтора года после рождения сына Павла Яковлевича перевели в Киев, где он стал преподавателем в гимназии. Мать Сергея, Мария Николаевна, которой было на тот момент двадцать лет, поступила на Киевские высшие женские курсы. Супруг был категорически против. По этой причине молодая женщина вместе с Сергеем Королёвым уехала к родителям в Нежин.
Сергей Павлович Королев
Сергей Павлович Королев (1907 г. – 1966 г.) – теоретик космонавтики, конструктор. Будущий главный конструктор родился 30 декабря 1906 года в городе Житомире. Отец Королева Павел Яковлевич был учителем словесности. Через полтора года после рождения сына Павла Яковлевича перевели в Киев, где он стал преподавателем в гимназии. Мать Сергея, Мария Николаевна, которой было на тот момент двадцать лет, поступила на Киевские высшие женские курсы. Супруг был категорически против. По этой причине молодая женщина вместе с Сергеем Королёвым уехала к родителям в Нежин.
В 1916 году Мария Николаевна все же поступила на Высшие женские курсы. Тогда же она развелась со своим первым мужем и вышла замуж за инженера Григория Михайловича Баланина. У Сергея сложились прекрасные отношения с отчимом. Он стал называть его папой. В самый канун революции Баланин был назначен начальником портовой электростанции в городе Одесса. Семья поехала вместе с ним. В прекрасном приморском городе прошли отрочество и юность Королева. Тогда и началась гражданская война. Одесса постоянно переходила из рук в руки. Школы были закрыты. Дети учились непостоянно, время от времени. В 1922 году, когда стало спокойнее, учебные заведения снова открылись.
Королев в свои 15 лет пошел профессиональную школу № 1 на два года, куда брали и подростков. Там преподавали были очень сильные — профессора и доценты закрывшихся вузов,— и к окончанию обучения Сергей Королёв получил настоящее среднее образование. В одном классе с Сергеем училась симпатичная девочка Ксения Винцентини. Итальянская фамилия досталась ей от дедушки, который однажды приехал в Бессарабию помогать здешним виноградарям. Выпустившись из школы в семнадцать лет, Сергей на Торговом спуске предложил Ксении руку и сердце. Но она отказала ему. Всю ночь Сергея искали по Одессе. В конце концов он успокоился и поехал учиться в Киевский политехнический институт. Выбор был вполне осмысленным: к этому времени Королёв уже создал проект своего первого планера. Ксения поступила в Харьковский медицинский институт. Королёв с ней переписывался, часто ездил в Харьков.
В 1924 году Киевский политехнический институт закрыли, и Королев перевелся на вечернее отделение Московского высшего технического училища имени Баумана. Одновременно с учебой он работал на авиазаводе, а в свободное время строил планеры. Проект легкомоторного двухместного самолета СК-4 (по первым буквам его имени и фамилии) стал дипломным проектом Королева. Аппарат был построен и проходил летные испытания. Научным руководителем Королёва Сергея Павловича был А. Туполев. В 1929 году он окончил МВТУ, где получил профессию инженера-аэромеханика, а в 1930-м он без отрыва от производства окончил Московскую школу летчиков. Важным для Сергея стал 1932 год. В этом году он женился. Шестого августа Ксения приехала в командировку в Москву, они с Сергеем зашли в ЗАГС на Сретенском бульваре и расписались. После обеда в семейном кругу молодая жена уехала в город Алчевск, где работала врачом по распределению. Сергею Павловичу стоило огромных усилий забрать ее в Москву.
И в том же 1932 году Сергей Королев вместе с Ф. Цандером организует одну из первых в СССР ракетных организаций — группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осо-авиахима. Спустя год Сергея Павловича назначают руководителем ГИРДа (шутливо эти буквы расшифровывались как «группа инженеров, работающих даром») и председателем Технического совета. Талантливый военачальник М. Тухачевский, посетив ленинградскую Газодинамическую лабораторию (ГДЛ) и московский ГИРД, делает вывод, что использование ракетной техники в военных целях может быть очень перспективно. 16 мая он представляет Молотову подробный доклад «Об организации Реактивного института». В нем он перечисляет вопросы, которыми, на его взгляд, следует заниматься этому институту. Тухачевский пишет, что ракетный принцип в артиллерии позволит забрасывать снаряд любой мощности на любое расстояние, а в авиации «повлечет за собой резкое увеличение скорости полета и поднятие потолка самолетов в стратосферу и в конечном итоге разрешит задачу полетов в стратосферу».
После долгих бюрократических проволочек в 1933 году Реактивный научно-исследовательский институт (РНИЙ) наконец открыт. В него вошли ГИРД и ГДЛ. Королева был назначен заместителем начальника института, а начальником стал И. Клейменов. Но руководящие лица не сработались. Клейменов, человек военный, думал прежде всего о реактивных снарядах и ракетах, а Королев — о полете человека в стратосферу. Через полтора года Сергея по личному распоряжению Н. Бухарина освобождают от обязанностей замдиректора и направляют старшим инженером в группу. На его место назначили Г. Лангемака. Забегая вперед, скажем, что это спасло Королева в 1938 году, когда и Клейменов, и Лангемак получили смертный приговор, а Королев — «только лишь» срок.
В 1934 году вышла единственная прижизненная книга Сергея Павловича, на обложке которой стояло его имя. Труд назывался «Ракетный полет в стратосфере». Книга попала к К. Циолковскому. Его мнение было таково: «Книжка разумная, содержательная и полезная». А в журнале «Самолет» напечатали рецензию, содержавшую следующие слова: «Впервые в нашей литературе излагается схема современного реактивного мотора и указываются вопросы, разрешение которых позволит осуществить полет человека в стратосферу».
В конце октября 1935 года научно-технический совет РНИИ представил Сергея к званию профессора по специальности «Крылатые и бескрылые ракеты». Но несмотря на ряд положительных отзывов от авторитетных ученых, экспертная машиностроительная комиссия дала такое заключение: «Ввиду отсутствия у инженера Королева научного труда, равноценного кандидатской диссертации, рекомендовать ВАК отклонить присвоение ученого звания профессора».
Конечно, это
удар по самолюбию ученого. Но он не
сдался. В 1936 году Королев проектирует
конструкцию ракетоплана «318-
27 июня 1938 года
за полчаса до полуночи в
квартире Королевых раздается
громкий стук в дверь. Вошли
двое, и с ними управдом в
роли понятого. Предъявили ордер
на обыск и арест. Хозяев
посадили на диван и до шести
часов утра обыскивали
Великий конструктор возил на тачках породу к промывочному прибору. С тех пор он люто возненавидел золото, просто видеть его не мог! Спасла сына решительная и смелая Мария Николаевна. Она обратилась к героям-летчикам, любимцам вождей Михаилу Громову и Валентине Гризодубовой, лично знавшим Сергея Павловича. Громов помог Марии Николаевне попасть на прием к верховному прокурору. Гризодубова обратилась к деятелям международного коммунистического движения, и это также сыграло свою роль. Королев был отозван с Колымы, где его ждала неминуемая смерть. Из Магадана во Владивосток его должны были отправить на пароходе «Индигирка». Писаря запоздали с подготовкой документов, и Сергей Павлович остался в магаданской пересыльной тюрьме дожидаться следующего парохода. Так судьба спасла конструктора: «Индигирка» попала в мощнейший шторм и затонула. Начальник конвоя запретил матросам открывать люки, и почти все заключенные, находившиеся на борту судна, погибли.
На следующем пароходе Королев был доставлен во Владивосток, затем на поезде в Москву. 28 февраля 1940 года он снова оказался в Бутырской тюрьме. Его намеревались по приговору повторного суда отправить под Воркуту в Севлаг, но именно в это время начинают формироваться «шараги» — конструкторские бюро под эгидой НКВД. Одной из таких «шараг» руководит А. Туполев, который сам был арестован в 1937 году. Туда-то и попадает Сергей Королев.
Незадолго до войны он участвует в создании самолета «ТУ-2». Потом туполевскую «шарагу» эвакуируют в Омск. Лишь только в 1944 году Сергея Павловича освобождают из заключения Указом Президиума Верховного Совета СССР и сразу посылают в командировку в Берлин для изучения трофейной ракетной техники. За успешное выполнение в годы войны работ по созданию ракетных ускорителей для боевых самолетов Королев получает свой первый орден «Знак Почета». Хотя Королев и был освобожден еще в июле 1944 года, реабилитируют его лишь перед запуском первого искусственного спутника в мае 1957 года. Теперь он Герой Социалистического Труда, а все еще остается при статусе «освобожден со снятием судимости». По возвращении в Москву в 1947 году Сергей Королев назначают Главным конструктором. Вскоре он переезжает в Подлипки, где был построен засекреченный институт. Через два года семья Королевых распадается: сказались долгая разлука и лишения. И Сергей Павлович, и Ксения Максимилиановна в будущем создадут новые семьи. Знаменитое письмо Королева и коллег, адресованное ЦК КПСС,— в нем предлагалось создать и запустить искусственный спутник Земли,— датировано 1954 годом. Спустя год уже возведены наземные испытательные службы Байконура. В 1956 году Главный конструктор за разработку новых типов боевых ракет был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
4 октября 1957
года на околоземной орбите
появился маленький и изящный
искусственный спутник, в 1959-
12 апреля 1961 года весь мир узнал имя первого человека, побывавшего в космосе. Имя же Главного конструктора так и осталось в тени.
Дважды Комитет по Нобелевским премиям обращался к правительству СССР и, в частности, к Хрущеву с просьбой назвать имя конструктора. Первый раз — когда был запущен спутник, а второй — после полета Гагарина. Хрущев каждый раз отвечал, что в Советском Союзе творцом новой техники является весь народ. Нобелевским лауреатом Королев так и не стал. Вместо этого в 1961 году он получил еще одну звезду Героя Социалистического Труда. Космические корабли взлетают один за другим. В 1964 году Королев подготавливает к полету ракетно-космическую систему для дальних межпланетных перелетов «Зонд» и утверждает проект ракетного комплекса «Союз». Еще через год Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос из корабля «Восход-2».
Восемь «Лун»
и три «Венеры» дают астрономам все
новые сведения о небесных соседках.
Спутник «Молния-1» обещает
14 января 1966 года профессор Пиотровский оперирует Королева. Операция кажется ему не слишком сложной: следует удалить полип прямой кишки. Но вдруг начинается кровотечение, и Пиотровскому приходится перейти к полостной операции. Вскрыв брюшную полость, хирурги обнаруживают большую опухоль, одна из частей которой в просвете кишки и была принята за полип. Целых восемь часов длится тяжелейшая операция. Она осложнена еще и тем, что в 1938 году в Бутырках Сергею Павловичу сломали челюсти, шея у него не отгибается назад, и ему не смогли ввести трубку в трахею, что обычно делалось в таких случаях.
Когда кажется,
что все позади и опухоль удалена,
останавливается сердце. Ослабленное
многолетней напряженной
Прах Сергея Павловича Королева с почестями захоронили в Кремлевской стене. Лишь после смерти его имя было рассекречено.
В 1966 году АН СССР учредила Золотую медаль имени С.П.Королёва за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. Постановлением Правительства РФ в 1996 году именем С.П.Королёва был назван бывший город Калининград Московской области, где находится российский Центр управления полётами (ЦУП).
С.П.Королёву установлены памятники в Байконуре, Житомире, Киеве, Королёве, Москве, Таганроге, на территории ракетно-космической корпорации «Энергия». В Житомире, Москве и на космодроме Байконур открыты мемориальные дома-музеи, в музее РКК «Энергия» создана мемориальная комната-кабинет С.П.Королёва. В Киевском политехническом институте создана мемориальная аудитория. Мемориальные доски установлены в Житомире, Казани, Киеве, Королёве, Москве, Одессе и Северодвинске. Именем главного конструктора названы Самарский государственный аэрокосмический университет, два научно-исследовательских судна, один из высокогорных пиков на Памире и перевал на Тянь-Шане, малая планета, кратер на обратной стороне Луны, улицы во многих городах СНГ.
Вклад Королёва
Сергей Павлович Королёв был родоначальником первоклассных конструкторских коллективов в области ракетно-космической техники и автором множества гениальных идей. Поистине великим и решающим был его вклад в развитие отечественной и мировой космонавтики. Не возможно не удивляться его нескончаемой творческой энергии и многогранности таланта. Он является первооткрывателем большинства передовых направлений в области отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Каких бы высот достигла ракетно-строительная промышленность, если бы безвременная кончина Сергея Павловича не прервала полёт его творческой мысли невозможно себе даже представить.