Роль Красноярска в освоении Приенисейского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:52, реферат

Краткое описание

До прихода русских здесь обитали немногочисленные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни. Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы — потомки новгородских ушкуйников — добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента. Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV — первой трети XVII вв.

Содержание работы

Введение
1. Освоение Приенисейского края
2. Красноярск: территориальное и политическое положение в Енисейской губернии
3. Экономика Красноярска в XVIII в.
Заключение
Литература

Содержимое работы - 1 файл

История Красноярска В5.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)


История Красноярска

Вариант 5, Тема 5: Роль Красноярска в освоении Приенисейского края.

К 14.10.2009 сессия с 6.11.2009

Ст-ть 600

Заказ 3991

Исполнитель Лариса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

Введение

1. Освоение Приенисейского края

2. Красноярск: территориальное и политическое положение в Енисейской губернии

3. Экономика Красноярска в  XVIII в.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества.

До прихода русских здесь обитали немногочисленные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни. Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы — потомки новгородских ушкуйников — добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента. Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV — первой трети XVII вв. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина) — важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI - XVII вв.

Енисейский воевода Яков Игнатьевич Хрипунов, один из первых зачинателей горнорудного изучения бассейна Енисея и Ангары, оказался крестным отцом Красноярска. Он первым поставил перед правительством вопрос о строительстве на среднем Енисее нового острога, чтобы обезопасить Енисейский, Томский и Кузнецкий остроги и объясачить местные племена. Посланный им в 1623 г. Андрей Ануфриевич Дубенский выбрал место для нового острога в 4-х днях конного пути от Енисейска, у северного рубежа собственно киргизских кочевий, на высоком плоском ровном мысу (стрелке), образовавшемся между устьем реки Изыр-су (Качи) и Енисеем. С юго-запада стрелка ограничивалась Черной сопкой, поросшей, как и сам мыс, сосновым лесом. Ног только в 1627 г.. то есть через два года после первого указа Москвы, экспедиция Дубенского выступила из Тобольска. Такова история основания города, призванного сыграть в дальнейшем немалую роль в освоении Приенисейского края.


1. Освоение Приенисейского края

В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI - XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями. Пробираясь с севера со стороны «златокипящей Мангазеи», казаки в 1607 г. основали в устье Турухана первое постоянное поселение в крае — зимовье «у Николы на Турухане». Так первым из «небожителей» на берега Енисея пришел Николай Чудотворец — самый популярный на русских посадах «покровитель» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (нынешнее село Старотуруханск)[1].

С освоением Маковского волока было положено начало активному продвижению русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь - Кеть - Кемь - Енисей - Ангара - Лена. В конце волока у входа в Ангару в 1619 г. поставлен Енисейский острог, который в течение более 150 лет был главным товарно-распределительным и ремесленным центром Восточной Сибири. Для защиты с юга подступов к Енисейску и водному пути были основаны Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.) остроги, получившие названия Красноярской засечной черты. Территории к югу от нее были присоединены лишь в начале XVIII столетия, когда с постановкой Абаканского (1707 г.) и Саянского (1718 г.) острогов на берегах Енисея окончательно утвердилась русская власть. Определенную роль в заселении юга края стал играть Яновский волок, соединивший бассейны Верхнего Чулыма и Енисея на территории нынешнего Новоселовского района.

В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, после Верхотурско-Тобольского, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.

С проведением Московского (Сибирского) тракта в середине XVIII в. открывается новый этап заселения и развития Приенисейского края. Во много раз ускорилась, по сравнению с водным путем, доставка товаров из России на Восток и в обратном направлении, активизировалась торговля (зимний санный обоз поспевал из Ирбита на Урале до Кяхты в Забайкалье всего за два месяца, вместо двухлетнего пути по рекам и волокам Сибири с продолжительными изнурительными зимовками). Обслуживание тракта (извозный промысел, ямщина) способствовало формированию ремесленных и торгово-транспортных функций городов, пришедших на смену их военно-оборонительным функциям.

Экономическая жизнь постепенно перемещается с севера в зону Московского, Ачинского, Енисейского и Тасеевского трактов. Поток вольных переселенцев направляется в Минусинский, Ачинский и Красноярский округа как наиболее благоприятные для земледелия. Рост численности русского населения на юге губернии был ускорен созданием медной и железоделательной промышленности (Луказский и Ирбинский заводы) в 30-х годах XVIII в. Развиваются города Красноярск, Ачинск, Канск, Минусинск. Учреждение в 1822 г. Енисейской губернии послужило новым мощным импульсом развития Приенисейского края под единым управлением. В силу удобств транспортно-географического положения административным центром губернии стал г.Красноярск, хотя в экономическом отношении он значительно уступал Енисейску. Население губернии ко дню ее основания составило 158,7 тыс. человек с явным преобладанием русских.

К середине ХIX в. Енисейская губерния становится крупнейшим золотодобывающим районом России. В период апогея «золотой лихорадки» (1847г.) в заангарской тайге было намыто 1212 из 1270 пудов всего добытого в Российской империи золота. Золотодобыча ускорила развитие судоходства на Енисее, рост земледелия и животноводства, всколыхнула быт и уклад жизни приенисейских деревень, вписала славные и трагические страницы в экономическую историю Енисейской губернии и всей России.[2]

К концу ХIХ в. в губернии сложилась сеть старожильческих поселений, до сих пор являющихся «каркасом» поселенческой сети Красноярского края. С проведением по территории губернии в 1895-1897 гг. Транссибирской железной дороги и внедрением капиталистических отношений здесь развивается фабрично-заводская промышленность, основная доля которой приходилась на предприятия железной дороги (железнодорожные мастерские в Красноярске, Иланске, Боготоле), дражную добычу золота, винокурение, лесную и железоделательную промышленность. На территорию губернии устремился переселенческий поток из Центральной России, особенно с проведением новой аграрной политики П.А.Столыпина, составивший до революции около 400 тыс. человек. Население губернии, в 1897 г. достигшее 570,2 тыс. человек, к 1914 г. возросло до 1119,2 тыс. жителей.[3]

2. Красноярск: территориальное и политическое положение в Енисейской губернии

Выгодное положение Красноярска на Енисее доставляло и ему "важность коммерческую". В 1760-е из Красноярска на плотах и барках сплавляли хлеб вниз по Енисею к Енисейску - правда, "по немногому числу". В 1820-х г. в Красноярск ежегодно приходило на пристань 2 судна; в Енисейске насчитывалось 30, в Ачинске - 4 частных судна, принадлежавших местным жителям. С началом в 1860-х гг. пароходства по Енисею, Красноярск стал крупнейшим речным портом края, связующим звеном между Туруханском и Минусинском.

Со временем улучшалась и внутренняя инфраструктура края: во второй половине XVIII в. были проведены дороги между Ачинском и Минусинском, Красноярском и Енисейском. Улучшалось также сообщение городов с окружавшими их селениями, а возникновение новых населенных пунктов сопровождалось ростом сети дорог, активно использовавшихся сельскими жителями для продажи в городах сельскохозяйственных продуктов. Проживавшие в 1760-х гг. в Красноярском уезде крестьяне возили излишки хлеба "зимою и летом в разные времена сухим путем для продажи в город Красноярск". Во второй половине XVIII в. возникли Ужур, Боготол, Назарово и другие селения. В 1830 г. в Енисейской губернии (без Туруханского края), насчитывалось уже 750, а в 1861 г. - 787 селений. Особенно заметно, почти в 2 раза (с 82 до 153) возросло число селений в южной части губернии - Минусинском округе[4].

Интенсивное заселение южной территории Приенисейского края во многом было следствием продолжавшейся в течение XVIII - первой половины XIX в. миграции населения, двигавшегося с севера на юг, в новые сельскохозяйственные районы. Большое значение здесь сыграло и насильственное переселение местных жителей, организованное властями для освоения новых, малообжитых территорий. В частности, на развитие Енисейска во второй половине XVIII в. отрицательно повлияло массовое принудительное переселение жителей Енисейского уезда на Алтай, в Забайкалье и на Московско-Сибирский тракт. Во многом именно за счет принудительного переселения людей заселялся и развивался Ачинск.

  Впрочем, процесс миграции населения с севера на юг не был односторонним - параллельно все же происходило и некоторое увеличение за счет пришлых численности русского сельского населения северного Енисейского уезда, продолжавшееся вплоть до второй четверти XIX в.  Миграция населения вызывалась также и "природными" факторами. В течение рассматриваемого периода наблюдалось два явления, несомненно, сильно сказавшихся на социально-экономическом развитии приенисейских городов: с одной стороны, резкое сокращение количества добываемой пушнины вследствие почти полного истребления промыслового зверя и, с другой стороны, открытие и начало разработки богатейших в Сибири золотых россыпей. Если последнее обстоятельство имело как положительные, так и отрицательные стороны, то уменьшение численности пушных зверей, без сомнения, было крайне негативным.

Довольно рано стали ощущаться следы экологического дисбаланса: уже в середине XVII в. коренные народности стали жаловаться на катастрофическое уменьшение пушного зверя и дичи в окрестностях Красноярска. В XIX в. произошло углубление экологического кризиса, и к началу ХХ в. неумеренное и нерасчетливое использование пушных богатств края, а также расширение сельскохозяйственных площадей привели не только к резкому сокращению численности промыслового зверя, но и к полному исчезновению отдельных видов: бобров на всей территории края, соболя в некоторых районах.[5]

Открытие в крае и начало разработки богатейших в Сибири залежей золота, напротив, стало своего рода катализатором социально-экономического развития Приенисейского края. В период расцвета золотодобычи (1840-е годы) произошел рост численности населения практически во всех рассматриваемых городах, кроме Туруханска, который золотая лихорадка обошла стороной. В 1830-1840-е гг. крупнейшим центром золотопромышленности стал Красноярск.

Именно в это время происходит оживление местной жизни, а население края пополняется большим числом приезжих из различных мест Центральной России и Западной Сибири. Так, в 1863 г. на 151 промыслах в Енисейской губернии было занято 16279 мещан, крестьян и ссыльнопоселенцев сибирских губерний, 1936 мещан, крестьян великороссийских губерний и разночинцев. Впрочем, золотопромышленность имела и свои отрицательные стороны - распространение пьянства и разврата, а также угнетение местных ремесел. По выражению В.В. Воробьева, в Енисейске золотопромышленность "убила все ремесла, в том числе и производство железа"[6].

Не могли не сказаться на темпах роста приенисейских городов и постигавшие многие из них стихийные бедствия. Как и другие города с деревянной застройкой, приенисейские города часто горели, но затем довольно быстро восстанавливались. Так, например, в Красноярске после пожара 25 июня 1773 г., уничтожившего большинство зданий, осталось лишь 30 домов. Тогда же сгорел и деревянный острог, который уже никогда не был отстроен вновь. После этого происшествия 41 красноярский купец и цеховой подали прошение о разрешении им построить новые дома. Через шестнадцать лет, в 1789 г., в городе насчитывалось уже 475 жилых строений.

Енисейская губерния, вошедшая в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, была официально открыта 12 декабря 1822 г. генерал-губернатором Восточной Сибири А.С. Лавинским.[7]

Главным городом губернии стал Красноярск. Енисейск, Ачинск, Минусинск и Канск получили статус окружных городов, а Туруханск - заштатного. Красноярск тоже не мог сам справиться с материальными затруднениями, возникшими при возведении его в ранг губернского города. Для обеспечения города денежными средствами, необходимыми для преобразования его в губернский центр, предлагалось три варианта: ввести дополнительный сбор с проходивших через Красноярск обозов, финансировать строительство за счет государственной казны или за счет земских повинностей. В конце концов, решено было остановиться именно на последнем варианте, причем, для облегчения красноярцев, новый сбор собирали с жителей всей Восточной Сибири в течение не одного, а двух трехлетий. Кроме того, для производства необходимых строительных работ решили привлечь ссыльных.

За сорок лет существования Енисейской губернии ее городское население увеличилось в 1,6 раза. Наиболее высокими темпы роста были в Минусинске, население которого возросло в 2,3 раза. Число жителей в Красноярске и Канске увеличилось в 2,2 раза. К 1863 г. Красноярск по величине занял второе, после Иркутска, место среди городов Восточной Сибири.[8]

3. Экономика Красноярска в  XVIII в.

Итак, в условиях острого кризиса феодализма и бурного развития капиталистических отношений Красноярск оказался среди быстрорастущих населенных пунктов, став самым крупным городом Приенисейского края. К 1861 году его население и число дворов по сравнению с XVIII веком увеличилось в четыре раза (4560 душ мужского пола в 1375 дворах). Вновь, как и в далеком XVII веке, пришлые численно стали преобладать над местными горожанами. Такое резкое изменение жизни бывшего тихого уездного городка было обусловлено рядом причин демографического, этнографического и административного характера. С начала XIX века в Сибирь хлынули российские казенные крестьяне, которым правительство впервые, хотя и сравнительно ненадолго, разрешило свободно переселяться за Урал. Более массовой стала ссылка. Ежегодно в пределах Енисейской губернии власти помещали в среднем по две тысячи ссыльнопоселенцев, часть из которых оседала в Красноярске.[9]

Представители самых различных сословных групп и состояний оказались в Приенисейском крае в связи с бурным развитием с середины 1830-х годов золотопромышленности.

Быстро растущее население, особенно в неземледельческом секторе экономики Енисейской губернии, ускорило развитие торговли и ремесел, способствовало увеличению числа горожан.

Информация о работе Роль Красноярска в освоении Приенисейского края