Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:12, реферат
С древнейших времен римская семья была моногамной и патриархальной. Как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Семья – это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства. В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены, а также все другие лица1.
По семейному положению римские граждане делились на лиц своего права и лиц чужого права. К первым относились домовладыки, ко вторым - остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки.
1. Виды родства и формы брака в римском праве
1.1. Виды родства в римском праве
С древнейших времен римская семья
была моногамной и патриархальной.
Как устойчивое объединение она
возникает с разложением
По семейному положению римские граждане делились на лиц своего права и лиц чужого права. К первым относились домовладыки, ко вторым - остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.
Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, т.е. агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями. Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки2.
Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого - родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын - агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры - агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник - агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника - агнаты второй степени плюс племянник - третье рождение. После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество.
Развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами3.
Кровные родственники — это:
1. Родственники по прямой или боковой линии:
– родственники по прямой линии – лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей или нисходящей в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;
– родственники по боковой линии – лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);
2. Брачные и внебрачные родственники;
3. Полнородные или полуродные родственники:
– полнородные родственники происходят от одних и тех же предков;
– полуродные родственники происходят от одного отца и разных матерей, или наоборот, от одной матери и разных отцов.
Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии – количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии – количество рождений от общего предка. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию.
С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», они могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.
Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.
1.2. Формы брака в римском праве
Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. От брака следует отличать конкубинат – дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой4.
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак обрядовый – «с рукой», что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи и попадала во власть мужа или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством. Однако она могла принимать участие в праздничных обедах, ходить в театр и на игры, в термы, имела доступ к искусству, образованию и науке.
К этой форме брака относились следующие ритуалы:
– конфарреация – торжественный ритуал, проводившийся в основном в семьях патрициев. Обряд совершали главный жрец и фламин Юпитера: зачитывались прошения к богам, в жертву приносился хлеб из полбяной муки. В ходе церемонии в жертву Церере и Теллусу приносились также овца и фрукты. Обязательным было присутствие десяти свидетелей. Установление этой традиции Дионисий Галикарнасский приписывал Ромулу. Плиний писал, что «Ничего не было священнее уз брака, заключённого таким образом». Невеста передавалась из рук отца в руки жениха — это подчёркивало полную зависимость римской патрицианки. Этот обряд не допускал развода — на труднейшую процедуру расторжения подобного брака решались только тогда, когда не оставалось никакого другого выхода. При заключении других видов брака женщина получала больше прав и возможностей. По этим причинам такая форма брака постепенно вышла из употребления, и в 23 году н. э., по словам Тацита, нельзя было найти даже трёх кандидатов на должность жреца Юпитера, которые должны были происходить от родителей, сочетавшихся путём конфарреации, и сами находиться в браке, заключённом таким же образом;
– купля – при этом ритуале для более простых граждан и плебеев времён начала республики, девушка в присутствии пяти свидетелей символически «выкупалась» женихом у её отца за один асс, при этом женщина становилась как бы собственностью мужа, причём мужчина спрашивал, хочет ли женщина стать матерью семейства; она отвечала, что хочет. Также и женщина спрашивала, хочет ли мужчина стать отцом семейства. Эта форма брака также исчезла к середине I века до н. э.;
– при браке в форме «по привычке, давности», женщина, прожившая безотлучно в доме своего фактического мужа один год, признавалась его законной женой5. При этом важное значение имело само выражение намерения стать мужем и женой, иначе такое совместное проживание считалось конкубинатом. Такая форма заключения брака была особенно популярна у римлянок, так как женщина очень просто и законно могла освободиться от господства своего мужа: ей стоило провести три ночи в году вне дома. Брак в такой форме редко заключался уже при Цицероне, и законами Августа был формально упразднён.
Второй вид брака – неформальный – «без руки», при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыки либо была самостоятельным лицом. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.
Создавая различный строй отношений между мужем и женой, обе формы брака резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака «с рукой» требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака «без руки» было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Процедура прекращения браков также была различна. Брак «без руки» мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке «с рукой» мог произойти лишь по инициативе мужа.
2. Практическое задание
2.1. Задача
А. А. Заказал портному тогу за 10 сестерциев. Портной принес готовую тогу в отсутствие заказчика. Заказчик, примерив, нашел ее слишком длинной. Портной взялся за переделку и по окончании известил заказчика, что отдаст тогу не ранее получения условленной суммы.
Заказчик не согласился с портным и потребовал возвращения тоги под тем предлогом, что портной уже передал ее в собственность добровольно, а значит, имела место традиция и он, заказчик, сделался собственником платья. Что касается уплаты, заказчик заявил, что было достигнуто соглашение о цене, но не о сроках уплаты. Решите казус.
2.2. Решение задачи
Из условия задачи видно, что А.А. и портной заключили договор найма. В соответствии со статьей 142 книги 3 Институций Гая договор найма признаётся заключенным тогда, когда точно определена наёмная плата6.
Они определили наёмную плату в 10 сестерциев. Договор найма имел три разновидности. В данном случае договор найма работ, по которому одна сторона – нанявшийся принимает на себя обязательство исполнять в пользу другой стороны – нанимателя определенную работу, а наниматель принимает на себя обязательство платить за эту работу условленное вознаграждение7. Тога здесь выступает как законченный результат. То есть, если работа выполнена и заказчик одобрил её результат, вещь передаётся заказчику и он обязан заплатить условленную сумму. А.А. примерив тогу, обнаружил ее не отвечающей своим требованиям и не принял тогу в свою собственность. Традиции здесь быть не может, так как имела место несогласованность воли портного и заказчика. Традиция предполагает переход права собственности только тогда, когда вещь передаётся и принимается с намерением передать и получить её в собственность8. Соответствующее намерение было только у заказчика, а портной намеревался передать тогу в собственность не ранее получения им 10 сестерциев. Таким образом, заказчик не становится собственником тоги. Из условия задачи так же видно, что между ними не было доверия и у портного не может быть уверенности относительно получения денег, если он отдаст тогу раньше. Портной имеет право отдать тогу в обмен на деньги. Таким образом, до уплаты 10 сестерциев заказчик не станет собственником тоги.
А отсутствие условий о сроках уплаты порождает недействительность договора и может так же подразумевать отсутствие сроков выполнения работы портным.
1 Основы римского частного права. – М., 2006. – С. 137.
2 Римское право. – М., 2006. – С. 93.
3 Основы римского права. – М., 2008. – С. 269.
4 Брак и семья в восприятии римлян. – М., 2005. – С. 169.
5 Римское право. – М., 2007. – С. 245.
6 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. – 2008. – № 4. – С.54.
7 Римское частное право. – М., 2005. – С. 386.
8 Там же, С. 214.