Ричард Кантильон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:29, реферат

Краткое описание

Наиболее часто специфической функцией предпринимателя считалось несение риска или неопределенности. Первым представителем этой точки зрения был выдающийся экономист Ричард Кантильон (1680|—1734). Ирландец по происхождению, он значительную часть жизни провел во Франции, где был известен как банкир и удачливый денежный игрок эпохи первых финансовых пирамид.

Содержимое работы - 1 файл

Ричард Кантильон.docx

— 19.62 Кб (Скачать файл)

Ричард Кантильон (англ. Richard Cantillon) (ок. 1680, Беллихейг — 14 мая 1734, Лондон) — экономист, банкир и демограф

Биография

Наиболее часто специфической  функцией предпринимателя считалось  несение риска или неопределенности. Первым представителем этой точки зрения был выдающийся экономист Ричард Кантильон (1680|—1734). Ирландец по происхождению, он значительную часть жизни провел во Франции, где был известен как банкир и удачливый денежный игрок эпохи первых финансовых пирамид. Ричард Кантильон работал коммерсантом в Лондоне. Потом он переехал в Париж, где работал в банке своего дяди. Банк после смерти дяди в 1717 году перешёл Кантильону. Ричард Кантильон в это время интересуется системой Ло (фр.)русск. и становится её членом. Клиенты банка «Кантильон» предлагали в качестве гарантии акции на предъявителя Вест-Индской компании, курс  которых в то время рос. Кантильон принимал эти акции, но он понимал, что курс акций в ближайшее время упадёт, и поэтому перепродал акции по более высокой цене, а полученную от перепродажи прибыль разместил в банках Лондона и Амстердама. В 1720 году произошло обвальное падение курса акций и финансовое учреждение Джона Ло потерпело крах. Кантильон становится богатым человеком, клиенты банка, гарантии которых теперь ничего не стоят, должны погасить свои долги. Почти во всех судебных процессах против Кантильона победа была за ним. Кантильон был заядлым путешественником, он посетил Вест-Индию, Дальний Восток, Бразилию и другие страны. Умер он в Лондоне во время пожара в собственном доме, вероятнее всего устроенного недовольным увольнением слугой.

 Вклад в экономическую  науку

Основным вкладом Кантильона в экономическую науку является его работа «Очерк о природе торговли в целом» (фр. Essai sur la nature du commerce en général). Книга была издана в 1755 году в Лондоне на французском языке. В своём «Очерке» Кантильон размышляет о богатстве и его распределении, подробно описывает теорию населения и теорию денежного обращения, особенно выделяет главенствующую роль предпринимателей. Книга оказала значительное влияние на французских физиократов, в особенности на Мирабо, сочинение которого «L'ami des hommes» представляет комментарий на книгу Кантильона. Адам Смит цитирует Кантильона, и в «Богатстве народов» можно отыскать явственные следы влияния Кантильона. В целом политическая экономия Кантильона является как бы связующим звеном между меркантилизмом, физиократией и теорией Адама Смита и сочетает в себе элементы всех этих трёх направлений.

 

 

 

"Очерк  о природе торговли" Р. Кантильона

"Очерк  о природе торговли" (1755) — по праву считают первой попыткой систематического изложением экономической теории. Книга долгое время ходила в рукописи и была издана спустя много лет после трагической смерти автора.

Задача  теоретика сопоставима с задачей ваятеля: чтобы выделить главное в объекте своего исследования, он должен отсечь все второстепенные, необязательное. Именно такую работу по разработке базовой системы научных абстракций, описывающих экономическую систему, проделал Кантильон в своем "Очерке...". Ключевые элементы его подхода:

  • разграничение натурального, обменного и денежного хозяйства;
  • выделение теории "внутренней ценности" благ наряду и в отличие от теории рыночной цены;
  • структуризация общества на классы.

Аналитическая структура "Очерка..." строится на восхождении от простого к сложному. Этот процесс включает четыре стадии:

а) сначала  экономика представлена как одно большое натуральное хозяйство, руководимое одним хозяином (своего рода модель командной экономики);

б) затем  она трансформируется в экономику, построенную на натуральном (бартерном) обмене;

в) далее  вводятся деньги и происходит переход от реальной экономики к денежной;

г) наконец, вводится фактор внешнего рынка, так  что замкнутая экономика трансформируется в открытую.

Базовый каркас экономики составляет у Кантильона производство, настроенное на удовлетворение потребностей. Этот каркас остается неизменным по мере усложнения форм организации хозяйства. Что, например, изменится при переходе от натурального хозяйства, где производство и потребности согласуются прямыми распоряжениями хозяина, к децентрализованному меновому хозяйству? В конечном счете - ничего, отвечает Кантильон, разве что нужный результат получится не сразу, если децентрализованный производитель ошибется с объемом выпуска и потребуется время для корректирующею воздействия рынка. Без изменения воли хозяев-землевладельцев не изменится главное - конечная структура выпуска, которая зависит только от потребностей (но не от способа координации деятельности). Здесь Кантильон следует логике Буагильбера, полагая, что все доходы, кроме ренты землевладельца, балансируются расходами и потому мало зависят от воли их владельцев (потребность в сырье предопределена технически, спрос на потребительские блага — силой обычая). Единственный источник неопределенности - сами землевладельцы, чьи расходы подвержены влиянию "настроения, моды и стиля жизни".

Опора на производственный каркас экономики  проявилась и в другом важнейшем  достижении Кантильона - более четком (чем у Петти и других предшественников) разграничении рыночной цены товара, регулируемой спросом и предложением, с одной стороны, и "внутренней ценности" как характеристики товара самого по себе, независимо от переменчивого спроса на него - с другой. И здесь речь шла о выявлении устойчивых, закономерных связей между элементами экономической структуры, "Внутреннюю ценность" товара Кантильон, вслед за Петти, связывал с затратами земли и труда, необходимыми для его производства. Правда, в отличие от Петти, он развивал "земельную теорию ценности", предлагая в качестве единой меры богатства землю". Земля для Кантильона первична по отношению к труду, поскольку количество труда ограничено наличием средств пропитания, т.е. продуктом земли. Он исходил из того, что количество населения "приспосабливается" к наличным средствам жизни. С этим связано скандальное высказывание Кантильона о том, что "люди размножаются, как мыши в амбаре" — одно из тех, что побудили английского мыслителя Т. Карлейля (1795-1881) назвать политическую экономию "мрачной наукой".

Наконец, именно Кантильон внес в экономическую науку привычное ныне деление общества на три основных класса: земельных собственников, наемных работников и предпринимателей. Две последние категории он различал по типу дохода: фиксированный доход -у наемных работников (здесь имелись в виду прежде всего государственные служащие и домашняя прислуга); нефиксированный (неопределенный) доход - у предпринимателей (эта группа охватывала весьма разнородную публику: лиц, ведущих свое дело; тех, кто продает услуги собственного труда; и даже попрошаек и грабителей).

Класс предпринимателей Кантильон вводит на втором этапе своего анализа, при переходе от единого натурального хозяйства к обменному (бартерному). Этот класс приходит на смену классу надсмотрщиков, которые в натуральном хозяйстве доводили волю хозяина до непосредственных работников. Характерно, что превращение надсмотрщиков в предпринимателей не противоречит, по мысли Кантильона, интересам землевладельцев, напротив, это избавляет их "от чрезмерных забот и хлопот", Кантильону принадлежит замечательное определение предпринимателя как того, кто "даст определенную цену в месте и времени покупки, с тем чтобы затем перепродать по неопределенной цене".

Трем  классам общества Кантильон ставит в соответствие три вида доходов ("теория трех рент"). Согласно этой теории, фермер как первичный получатель источника всех доходов — продукта земли, выступает одновременно и первым плательщиком доходов (рент): первую (или собственно) ренту он платит земельному собственнику, вторую ренту — городским предпринимателям за их товары и услуги, третья рента составляет его собственный доход. Фиксация структуры общества и связей между ее элементами, возникающих в процессе создания и распределения общественного продукта, стала впоследствии стандартным способом описания экономической системы, причем не только в классической политэкономии. Вплоть до наших дней его широко используют экономисты, историки и социологи разных направлений.


Информация о работе Ричард Кантильон