Репрессии и Конституция СССР 1936 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:06, статья

Краткое описание

Конституционная реформа второй половины 30-х годов до сих пор практически не привлекала внимания историков. За последние 30 лет данной проблемы касались И.Б. Берхин, В.В. Кабанов, О.В. Хлевнюк, П. Соломон. Однако, все названные авторы не рассматривали вопросы конституционной реформы.

Содержимое работы - 1 файл

История).docx

— 20.89 Кб (Скачать файл)

Статья «Репрессии и Конституция СССР 1936 года».

Автор Юрий Николаевич Жуков -  доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории (РАН).

 

Конституционная реформа  второй половины 30-х годов до сих  пор практически не привлекала внимания историков. За последние 30 лет данной проблемы касались И.Б. Берхин, В.В. Кабанов, О.В. Хлевнюк, П. Соломон. Однако, все названные авторы не рассматривали вопросы конституционной реформы. Ю.Н. Жуков, прежде всего, попытался выяснить: случайно или нет совпали по времени с конституционной реформой массовые репрессии, и вместе с тем он постарался установить истинную цель конституционной реформы.

29 мая 1934г. секретарь Президиума ЦИК СССР А.С. Енукидзе направил в политбюро письмо, в котором отмечалось, что «партгруппа ВКП(б) президиума ЦИК наметила созыв 7 съезда Советов на 15 января 1935 года и приняла следующий порядок дня, где 6 пунктом значились Конституционные вопросы». Двумя днями позже появилось еще одно аналогичное по содержанию обращение в политбюро. М.И. Калинин и секретарь партгруппы президиума ВЦИК Н. Новиков просили утвердить созыв съезда Советов республики 5 января 1935 г. и повестку дня, в которой шестым пунктом также значился «доклад об изменениях и дополнениях конституции РСФСР». Почти месяц оба документа лежали «без движения», решение последовало только 25 июня. По мнению автора статьи, Сталин, скорее всего именно в этот день и внес в оба документа незначительные поправки: был вычеркнут 2 пункт – доклад о втором пятилетнем плане, а два схожих по смыслу пятых пункта объединили – доклад по конституционным вопросам. Полная идентичность обращений партгрупп президиумов ЦИК СССР и ВЦИК позволяет утверждать, что Енукидзе и Калинин готовили их вдвоем, тщательно согласуя содержание и последовательность докладов. Наверняка при прямом участии Сталина.

Подготовку доклада по конституционным вопросам поручили Енукидзе. Для выполнения задания в распоряжении Енукидзе было 6 месяцев. Однако, судя по всему, работа над дополнениями, которые предстояло утвердить в январе 1935г. началась только в конце ноября или в начале декабря 1934г. Стоит заметить, что взгляды Енукидзе и Сталина по вопросу об изменении избирательной системы были различны. Енукидзе предлагал введение прямых выборов, равенство прав городского и сельского населения или рабочих и крестьян, что фактически вело к отказу от диктатуры пролетариата.

В связи с этим 14 января Сталин перепоручил подготовку проекта  Молотову. 5 февраля с докладом о поправках и изменениях конституции выступил Енукидзе, а на следующий день - Молотов. Молотов сделал все как сказал Сталин, он дал оценку классовых сил в стране, которые вынуждали изменить конституцию, затем перешел к изменениям, названным «демократизация советской избирательной системы», которая выражалась в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных - прямыми, открытых - закрытыми.

7 съезд Советов СССР  единогласно, как и пленум, без  каких-либо поправок или замечаний  принял постановление, сформулированное Сталиным 25 января. Конституционную комиссию сформировали сразу же, 7 февраля. По решению комиссии подкомиссии должны были подготовить свои предложения к середине сентября. Но первые наброски статей новой конституции начали поступать лишь полтора месяца спустя после назначенного срока, задержка объяснялась серьёзными расхождениями о пределах отступлений от конституции 1918 и 1924гг.  Так Крыленко резко выступал против разделения власти, а также выборности судей. Бухарин требовал не предоставлять избирательные права всем без исключения гражданам.

В общем, в феврале 1936г. Стецкому, Талю и Яковлеву удалось создать «черновой набросок», который вполне устраивал Сталина. Он включал в себя все те основополагающие разделы и статьи, на которых настаивал Сталин и которые практически без изменений вошли в утвержденную новую Конституции СССР:

  • система выборов;
  • предоставление избирательных прав всем гражданам страны;
  • разделение власти на две самостоятельных ветви -  законодательную, Верховный Совет, и образуемый им Совнраком, власть исполнительную;
  • выборность народных судей;
  • ликвидация ЗСФСР и вхождение Азербайджана, Армении, Грузии непосредственно в Союз;
  • переименование советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в советы депутатов трудящихся.

В середине апреля Сталин вернулся к работе над текстом конституции. Вместе с Молотовым 22 апреля он закончил редактировать «черновой набросок», уточнив формулировки ряда статей и окончательно согласовав их между собой, после чего передал его в редакционную подкомиссию. Последняя, не внеся в текст никаких изменений или дополнений, 28 апреля утвердила его, назвав «первоначальным проектом». 15 мая конституционная комиссия согласилась с представленным документом и единогласно «постановила вынести его на рассмотрение ближайшей сессии» ЦИК СССР.

Через две недели, 1 июня 1936 г., открылся очередной пленум ЦК ВКП(б). Открылся докладом Сталина «Конституция Союза Советских Социалистических Республик». Он остановился на пяти проблемах:

  1. изменениях в области экономики,
  2. классовой структуры,
  3. взаимоотношений народов СССР,
  4. изменениях в условиях работы высших органов власти и управления,
  5. внутреннем и международном значении новой конституции.

Союзным республикам было предложено приступить к выработке  проектов своих конституций.

Складывалась парадоксальная ситуация. С одной стороны, все  члены ЦК дружно, единогласно проголосовали  за проект конституции, но с другой никто из них не выступил открыто в ее поддержку, пропагандируя достоинства демократии и парламентаризма по-советски.

В январе с арестом В.П. Ольберга  и обвинения в контрреволюционной и террористической деятельности более ста человек из Горького, Москвы, Ленинграда, Киева, началась волна репрессий. Не предавая огласке шедшие аресты троцкистов и зиновьевцев, не проводя ни одного нового открытого политические процесса, Сталин весьма активно и результативно продолжал борьбу с оппозицией, одновременно пытаясь как-либо смягчить последствия репрессивных мер. Своеобразной массовой реабилитации подверглись крестьянство, казачество, интеллигенция. Всеми этими решениями и постановлениями Сталин стремился к главной своей цели: принципиально изменить массовую базу избирателей. Загодя, еще до принятия новой конституции и основанного на ней избирательного закона, он хотел предельно расширить круг лиц, кому вернули гражданские права, отбиравшиеся начиная с 1918 года. Продолжая одновременно репрессии по отношению к «врагам» партии и государства (зиновьецы – Зиновьев, Каменев, Евдокимов, трокцисты – Смирнов, Мрачковский, бывшие оппозиционеры – Пикель, Гольцман, политэмигранты). Сталин проводил перестановки, чистки и партийных работников, высшего и старшего начсостава РККА (Артузов, Тухачевский, Якир и др.)

В заключении стоит сказать, что все это делалось Сталиным для того чтобы не утратить власть, попытаться сохранить контроль за развитием событий, направляя их, пока это было еще возможным, в нужное русло. Тем более предстояли перевыборы в Верховный Совет СССР и в Советы депутатов трудящихся.

 


Информация о работе Репрессии и Конституция СССР 1936 года