Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 07:32, реферат

Краткое описание

В начале правления Пётр умножил свои «потешные» полки, плавал по Белому морю. Там он утвердился в мысли овладеть Балтикой. Но сначала требовалось решить вопрос об Азове — война с Турцией, начатая Софьей в 1686 году, еще не завершилась. Азов казался ему наиболее доступным пунктом, но турки при осаде получали все необходимое по морю, и для взятия морской крепости требовался флот. Мобилизационная экономика, как оно и должно быть, началась с выполнения военного заказа. В руководстве во множестве появились новые люди.

Содержимое работы - 1 файл

Петр 1.docx

— 36.64 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

(ГОУ  ВПО)

Иркутский государственный университет

Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему

Реформы Петра I 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Пётр  Великий

   Б.И. Гаврилов пишет в «Истории России»: «На рубеже XVII—XVIII вв. феодальная Россия всё более отставала от Европы, еде развивался капитализм. Причинами отставания были и 240-летнее иго, разорение в «смутное время», огромные неосвоенные пространства, определявшие экстенсивный путь развития, и отсутствие удобных морских портов».

   Ещё до воцарения Петра начались перемены, предвещавшие новый эволюционный этап и рывок. Несколько лет безрезультатно шла война с Турцией. Внутри страны происходили постоянные волнения, — по сути, шел процесс «подбора» личности, которая могла бы возглавить рывок. При царе Федоре Алексеевиче (1661—1682) отменили местничество, сожгли разрядные книги. На первое место стали выдвигаться люди, знаменитые не происхождением и должностями предков, а личными заслугами.

   27 апреля 1682 года царь Федор умер. Остались его братья — Иван, от брака царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской, и Пётр, от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а также семь сестер, в том числе Софья, дочь Милославской. Царем провозгласили Петра. По его малолетству (ему было 10 лет) правила мать и родственники. 15 мая стрельцы подняли мятеж против боярского правления, злоупотреблений и поборов начальства: убивали бояр, требовали смерти Нарышкиных и воцарения старшего брата Ивана, которому было 16 лет.

   Власть  перешла, с одной стороны, к главе  Стрелецкого приказа князю Хованскому и его сыну, с другой — к  царевне Софье к ее любовнику князю В.В. Голицыну.

   Голицын вводил в царском окружений европейские  порядки, приглашал иностранных  специалистов, вообще поддерживал так  называемых «немцев». А Хованский  выдвинул лозунг «за старую веру»  и добивался, как полагают, избрания его царём. Но Дума провозгласила царями обоих братьев Романовых, регентшей — Софью.

   В это время Пётр уже увлекался  «потешными» полками и строительством кораблей в Преображенском, то есть отрабатывал свою будущую военную реформу. После попытки Софьи узурпировать власть (в решительный момент стрельцы Софью не поддержали и перешли на сторону Петра) он велел сестре удалиться в Новодевичий монастырь и стал править вместе с Иваном. Болезненный Иван государственными делами не занимался; он умер в 1696 году.

   В начале правления Пётр умножил свои «потешные» полки, плавал по Белому морю. Там он утвердился в мысли овладеть Балтикой. Но сначала требовалось решить вопрос об Азове — война с Турцией, начатая Софьей в 1686 году, еще не завершилась. Азов казался ему наиболее доступным пунктом, но турки при осаде получали все необходимое по морю, и для взятия морской крепости требовался флот. Мобилизационная экономика, как оно и должно быть, началась с выполнения военного заказа. В руководстве во множестве появились новые люди.

   В Воронеже построили мелкие суда — 23 галеры и большой корабль «Апостол Пётр». Весной 1696 года под командованием Ф.Я. Лефорта они по Дону спустились к Азову; турецкий флот сожгли казаки. Сухопутное войско воеводы А.С. Шеина осадило Азов с суши, и через два месяца крепость сдалась.

   Для создания флота на Азовском море бояр, дворян, духовенство и посадских людей объединили в «кумпанства», которые должны были построить 52 судна, а 60 молодых знатных людей послали в Европу изучить корабельное дело.

   Последовавшая вскоре поездка Петра за границу  убедила его в значении Балтики  как прямого пути на Запад, но берега Балтийского моря принадлежали Швеции. Для борьбы с ней Пётр заключил союз с Речью Посполитой (Польшей) и Данией. Северную войну со Швецией начали саксонские войска польского короля Августа II (он был еще и саксонским курфюрстом). В 1700 году они вступили в Ливонию. Датчане вторглись в Голштинию и изгнали герцога, союзника Швеции. Август II осадил Ригу, 35 тысяч русских — Нарву

   Но  молодой шведский король Карл XII быстро разбил Данию, заключил с ней мир и двинул войска на помощь Нарве. Русская армия не ждала нападения и была плохо обучена. Удар восьми тысяч шведов вызвал панику иностранные офицеры сдались в плен. Только Семеновский и Преображенский «потешные» полки устояли и выговорили условие отступить с оружием. Шведы выпустили медаль с изображением плачущего Петра и обратились против Польши, а Россия получила передышку.

   Под Нарвой Россия потеряла всю артиллерию; взамен отлили за год 300 пушек из колоколов и обучили две новые армии. Первая дважды разбила врага в Лифляндии, а потом присоединилась ко второй, которая направилась к устью Невы. Затем в октябре 1702 года взяли крепость Нотебург (Орешек), а это был ключ к морю, и Пётр переименовал крепость в Шлиссельбург (Ключ-город). 1 мая 1703 года взяли крепость Ниеншанц в устье Невы и вблизи неё, на Заячьем острове, 16 мая 1703 года заложили Санкт-Петербург а на острове Котлин разместилась база русского флота — крепость Кроншлот (впоследствии Кронштадт). Выход к Балтийскому морю был пробит.

   До  Петра I в России отсутствовала единая военная организация, переход к регулярной армии происходил постепенно. Петр, распустив в 1698 году стрелецкие полки, создал регулярную армию на основе полков «нового строя» и «потешных полков». Были унифицированы форма и вооружение; в 1705 году ввели систему рекрутских наборов. Солдат и матросов набирали из крестьян и посадских (одного человека от 20 дворов), а офицерский корпус комплектовался из дворян, причем в 1714 году Пётр издал указ о производстве в офицеры только тех дворян, кто определенное время служил солдатом в гвардии. Первыми гвардейскими полками стали бывшие потешные Преображенский и Семеновский. В 1698 и 1716 годах появились «Уставы воинские», различные наставления по военному делу. Создавались офицерские и унтер-офицерские военные и военно-медицинские школы.

   Историки  говорят, что «непрерывные войны  заставили Россию развивать прежде всего военную промышленность». Нет, и развивать промышленность и вести войны Россию заставлял геополитический вызов.

   Недруги России любят распространять про  неё всякие небылицы; дескать, русские бедны, потому что Россия всегда грозила миру дубиной. В какой-то степени так оно и есть, но ведь внешние опасности, грозившие нашей стране на протяжении всей ее истории, вовсе не надуманы! Россию просто вынуждали хвататься за дубину. Например, с начала XVII века и по XX век включительно, то есть за четыреста лет, мы пережили, если не считать «смутного времени», а до него сожжения Москвы Девлет-Гиреем (1571 год), следующие крупные столкновения:

  • войны с Польшей за Смоленск, Полоцк и Псков, а отнюдь не за Варшаву или Краков;
  • войну со Швецией: её войска были разбиты у Полтавы, а не у Стокгольма;
  • войну с Францией, исход которой был решен у Бородина и Березины, а не у Нанси или Парижа; и горела Москва, а не французская столица.
  • Крымскую войну с европейскими странами, которая велась в Крыму, а не в Нормандии или Лангедоке.
  • Мы также пережили первое германское нашествие в 1914—1918 годах и второе германское нашествие в 1941— 1945 ходах.

   Но  войны были и раньше! За период с 1055 по 1462 годы Сергей Соловьев насчитывает 245 фактов нашествий на Русь и столкновений с её внешними врагами, что даёт в среднем по одному на каждый год или два.

   Чисто завоевательные войны вела, естественно, и Россия, как и все страны. Поход Ермака был, конечно, завоевательным ради выхода к океану. Но применять силу против Польши нам приходилось потому, что на протяжении 700 лет она проводила экспансионистскую политику в отношении нас и осуществляла интервенции. Россия была вынуждена силой преодолевать 150-летнюю блокаду со стороны Польши, Швеции и Ливонского ордена (1551—1703 годы), блокаду намеренную и целенаправленную, рассчитанную на то, чтобы лишить Россию всякого соприкосновения с западом. России пришлось силой ликвидировать блокаду на берегах Черного моря, длившуюся триста сорок лет (с 1475 до 1812 года) и дополненную налетами крымчаков на русскую землю, которые совершались для захвата людей с целью работорговли.

   При Петре I был создан военно-промышленный комплекс, при Петре I расширили и переоборудовали старые тульские заводы; новые оружейные заводы построили в Петербурге и Сестрорецке, железоделательные — в Олонецком крае. Центром металлургии стал Урал, где возник целый промышленный район (заводы Н.А. Демидова). В Забайкалье началась работа на серебряных рудниках; в Нерчинске в 1704 году построили сереброплавильный завод. К 1724 году тульские заводы выпускали 15 тысяч ружей и тысячу пистолетов в год. Всего в 1700—1725 годах возникло около 200 мануфактур; их продукция шла в основном на военные нужды.

   С 1712 года Россия перестала ввозить  оружие.

   С военными заказами связано и открытие полотняных и суконных фабрик. Создавались  новые отрасли фабричного производства: шелковая и кожевенная, бумажная и  шляпная, ковровая, цементная, сахарная, обойная. Военные потребности тянули за собой всю экономику и общественную жизнь.

   Поощрялись  частная инициатива и предпринимательство, правительство давало фабрикантам кредиты. Пётр продолжал политику протекционизма. Например, запретил ввозить заграничные чулки, дабы обеспечить сбыт московской чулочной фабрике. Для иностранных товаров, которые могли производиться в России, вводились высокие пошлины (до 40% в валюте).

   Квалифицированных рабочих не хватало, их выписывали из-за границы, а рынок своей рабочей  силы практически отсутствовал. Мануфактуры создавались в условиях крепостничества, поэтому была возможность посылать туда на работу бродяг и преступников. В практику входила «приписка» к казенным мануфактурам государственных крестьян, которые отрабатывали государственные подати. Эти крестьяне и назывались «приписными». В 1721 году купцам разрешили покупать и приписывать к своим заводам деревни, но крестьяне становились собственностью не купцов, а этих предприятий; такие крестьяне назывались «посессионными».

   Для подготовки специалистов в 1711 году при  мануфактурах учредили ремесленные школы. Позже покровительство государства производству и ремеслу выразилось также в создании в городах в 1722 году цехового устройства: всех ремесленников записали в цехи по профессиям, кстати, строго регламентируя качество продукции.

   Между тем Карл XII захватил Варшаву и низложил Августа II, и война переместилась в Белоруссию. Август II с войском отошел к Гродно, где соединился с Петром. Смелым манёвром Карл отрезал гродненскую армию, но Пётр и АД Меншиков вывели войска из окружения. Тогда шведы опустошили Саксонию, и в 1706 году Августу II пришлось заключить с Карлом XII мир. Летом 1708 года Карл двинулся на Украину, где гетман Иван Мазепа обещал ему помощь и всенародную поддержку. Шведы взяли Могилев. На соединение с ними шёл большой обоз и 16-тысячный отряд генерала Левенгаупта. У деревни Лесной 28 сентября 1708 года русское войско Петра разбило шведский отряд, захватив 7 тысяч повозок с боеприпасами и продовольствием. Пётр назвал эту победу «мать Полтавской баталии». Собранные Мазепой припасы для войны захватил Меншиков.

   25 апреля 1709 года шведы осадили  Полтаву. Затем произошла битва, которая достаточно хорошо описана, и нам нет нужды повторяться. Дело кончилось тем, что шведы бежали, потеряв более 9000 человек убитыми и 3000 пленными. Наши потери составили 1345 убитыми и 3300 ранеными. Карл и Мазепа бежали в Турцию.

   Победа  изменила соотношение сил в Европе и закрепила Прибалтику за Россией. Август II и Дания снова заключили с Петром союз, а в 1714 году к союзу присоединилась Пруссия.

   Средства  для создания промышленности, армии  и флота, для ведения войн были получены путем резкого повышения  налогов. Специальные «прибыльщики» изобретали новые косвенные налоги: на соль и на рыбную ловлю, на мельницы, бороды, бани, на дубовые гробы, мед и т.д. В 1718—1724 гадах была проведена перепись населения, и вместо подворной ввели подушную подать. Её брали не со «двора», а с каждого мужчины: с помещичьих крестьян 74 коп, с государственных 1 руб. 14 коп, с ремесленников и купцов 1 руб. 20 коп. Количество косвенных налогов дошло до сорока. Ввели налоги на содержание армии и флота, уменьшили содержание серебра в монете. Доходы государства выросли к 1724 году в 4 раза.

   Пока  шёл быстрый рост мощи России, Карл сидел в Турции и призывал к войне с Россией, указывая, что она истощена, а её усиление опасно. Осенью 1710 года Турция начала войну. И хотя экономика не достигла ещё пределов роста, сила у страны и армии уже была. Пётр, рассчитывая на помощь христианских народов Балкан, вступил в Молдавию и перешел Прут. Здесь, в Прутском походе, 200 тысяч турок окружили 40 тысяч русских, но разгромить их не смогли. Ловкость дипломата П.П. Шафирова (Шапиро) и подарки визирю ускорили заключение 12 июня 1711 года Прутского мира: Россия возвращала Турции Азов, разрушала крепость в Таганроге, выводила из Польши войска.

   Даже  собрав все силы в рывке, Россия не могла решать все проблемы сразу. Ивану IV удалась целиком лишь попытка выхода по Волге на Каспий, а речной выход к Черному морю не удалось окончательно установить ни Ивану Грозному, ни Петру. Для победы над Турцией надо было сначала решить задачу выхода в Европу.

   Наш первый император, отступив на юге, закрепил военные успехи на севере.

   Русская армия вступила в Померанию и взяла Штеттин, Гельсингфорс и всю Финляндию. 27 июля 1714 года произошло сражение при мысе Гангут, и это была первая победа русских на море. Усиление России обострило её отношения с Англией, которая толкала Турцию на новую войну с Россией и послала свою эскадру на Балтику. В 1718 году Швеция пошла на мирные переговоры с Россией, однако война продолжалась. В 1719-м русский десант высадился, наконец, у Стокгольма. Вместо погибшего при осаде крепости в Норвегии Карла XII переговоры теперь вела его сестра королева Ульрика Элеонора. 27 июля 1720 года Россия одержала крупную морскую победу при острове Гренгам. 30 августа 1721 года в финском городе Ништадт Швеция и Россия подписали мир: Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Карелию и бассейн Невы.

Информация о работе Реформы Петра I