Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа
В 1890-е годы Россия по темпам промышленного ро¬ста занимала первое место в мире. В начале XX в. в ход процессов вмешалась политика - война с Японией и по¬следовавшие за ней революционные события. Темпы промышленного роста снизились.
Стабилизация внутренней обстановки после револю¬ции была связана с именем П.А. Столыпина, ставшего в 1906 году главой правительства. Как писал русский фи¬лософ В.В. Розанов, уже сами по себе личные качества нового премьера - порядочность, уравновешенность, масштабность государственного мышления - вели к успокоению общественных страстей.
Столыпин стал инициатором преобразований, имевших высокую экономическую и социальную результативность.
Введение 3
1. Необходимость реформирования сельского хозяйства 4
2. Столыпинская аграрная реформа в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Новые воззрения 6
3. Нетрадиционные выводы о Столыпине и о его реформах 9
Заключение 12
Список литературы 14
Реформы П.А.Столыпина
Контрольная работа
26.11.2011
Оглавление
В 1890-е годы Россия по темпам промышленного роста занимала первое место в мире. В начале XX в. в ход процессов вмешалась политика - война с Японией и последовавшие за ней революционные события. Темпы промышленного роста снизились.
Стабилизация внутренней обстановки после революции была связана с именем П.А. Столыпина, ставшего в 1906 году главой правительства. Как писал русский философ В.В. Розанов, уже сами по себе личные качества нового премьера - порядочность, уравновешенность, масштабность государственного мышления - вели к успокоению общественных страстей.1
Столыпин
стал инициатором преобразований, имевших
высокую экономическую и
Активизация работы крестьянского банка, задачей которого, кроме субсидирования землевладельцев, являлась регламентация землепользования, обеспечивавшая барьеры монополизму и спекуляции землей.
В результате этих мер в России создавалось устойчивое и высокоразвитое земледелие.
Успех аграрных преобразований был возможен лишь при условии внутриполитической стабильности в стране Столыпин, будучи твердым сторонником российской государственности, принимал шаги для обуздания левацкого террора и социальной демагогии.
Трудности состояли в том, что крепостная зависимость, сковывавшая и крестьян и землевладельцев, лишила и тех и других возможности нормального развития, творческого труда, инициативы, желания лучше трудиться, превзойти других в процессе рыночной конкуренции.
Одним из важных компонентов политики правительства П.А. Столыпина в период третьеиюньской системы стал проект преобразования земского самоуправления.
Очевидна его взаимосвязь с аграрной реформой, направленной на коренное изменение уклада крестьянской жизни. В этой связи реализация курса правительства по отношению к российской деревне обусловила необходимость поиска оптимальной формы регулирования взаимоотношений между государством и населением, в качестве которой предлагалась бессословная, самоуправляющаяся волость как низшее звено системы самоуправления.2
На
основании Записки главы
Основные задачи реформы сводились к «усилению в местном самоуправлении общественного начала»; расширению компетенции «выборных учреждений»; привлечению к участию в их деятельности широких слоев населения; упорядочению отношений органов местного самоуправления и исполнительных структур центральной и местной власти».3 Речь шла об упразднении крестьянского сословного самоуправления и замене крестьянской волости всесословной, постепенном переходе от сословных к имущественным куриям при проведении выборов в уездное земство.
В компетенцию волостного самоуправления должны были войти: заведование делами местного благоустройства и благосостояния; устройство и содержание волостной полиции; взимание государственных и земских сборов, отбывание натуральных земских повинностей.
Достаточно четко определялась структура волостного управления: волостное собрание; волостной старшина и волостная управа; наемная волостная стража.4
Проект создания всесословной волости был направлен на снятие перегрузок с уездного земства. Необходимо принимать во внимание и стремление правительства извлечь уроки из событий революции 1905 – 1907 гг., одним из которых являлся достаточно слабый контроль за жизнью деревенского «мира». В этой связи правомерен вопрос об изменении правового статуса дворянства, которое с настороженностью отнеслось к новациям столичных администраторов, опасаясь потерять влияние на крестьянство.
Проект реформы предусматривал включить помещиков в состав волостных гласных, а также учредить должность участкового начальника, подведомственного министерству внутренних дел и способного контролировать ситуацию «сверху».
Реализация замыслов реформаторов могла способствовать участию в принятии решений на местном уровне тех крестьян, которые, порывая с общиной и теряя голоса на общинном сходе, имели право на выдвижение своих кандидатур на выборах в волостное земство.
Намерения
правительства вызвали
В
последнее время появились
Авторы этих исследований полагают, что целью земельной реформы, проводимой П.А. Столыпиным, было, скорее всего, разрушение крестьянской общины, которая сыграла заметную роль в массовых крестьянских выступлениях 19051907 годов.5
Они утверждают, что Столыпин стремился опираться не на зажиточный, а на средний слой крестьянства, т.е. владельцев 8-18 десятин земли. В целом оценка реформы мало изменилась.
Американский историк А. Ейни не согласен с отождествлением столыпинской реформы с насаждением хуторов. Он делит ход реформы на 2 этапа: «Правительство в первую очередь стремилось к «укреплению» посредством единоличного выхода каждого хозяина из общины и продажи Крестьянским банком частной и казенной земли. Однако тактика единоличного выхода не нашла отклика у крестьян.6
В ходе реформы землеустроительные деятели стали широко пользоваться тем, что некоторые принимали приговоры о полном разверстании надельной земли на отрубное владение.
На первый план было поставлено техническое землеустройство. Так выявился общий интерес правительства и крестьян. Упомянутое изменение характера землеустройства завершилось принятием закона от 29 мая 1911 г. о «землеустройсве».
Взгляды отечественных и зарубежных историков на столыпинскую аграрную реформу имеют существенные различия. С.М. Дубровский утверждает, что правительство Столыпина стремилось к тому, чтобы земля перешла к крепким и сильным крестьянам.
Дж. Токмаков, американский историк, проводит мысль о том, что политика П.А. Столыпина была направлена на «дальнейший подрыв глубоко укоренившихся феодальных уз и пробуждение инстинкта частной собственности».7
С.М. Дубровский и Дж. Токмаков едины в том, что первоочередной целью П. А. Столыпина было создание слоя фермеров. По мнению историков нашей страны, этот слой должен был формироваться на основе кулацких хозяйств, а многие западноевропейские и американские историки считают, что на базе всего крестьянства.8
П.Н. Зырянов утверждает, что большинство вышедших из общин домохозяев представляли периферийные группы общинного крестьянства: вдовы, старики, пролетаризованные слои и т.д. По его словам, на начальном этапе реформы продолжалась война с крестьянством с целью вбить клин в общину. Затем, в связи с осуществлением волостной реформы, П.А. Столыпин и Министерство внутренних дел стали возлагать надежды на средних и крепких крестьян.
Однако в 1909 г. инициатива в проведении землеустройства перешла из рук Министерства внутренних дел к Главному управлению землеустройства и земледелия, возглавлявшемуся А. В. Кривошеиным Представители этих ведомств, по словам П.Н. Зырянова, стремились к тому, чтобы все крестьянские земли «разбить на квадратики».9
В результате появилась масса малоземельных отрубов. Местные землеустроительные деятели предпочитали, по мнению этого автора, полное разверстание надельной земли единоличному выходу из общины. Законы от 14 июня 1910 г. и от 29 мая 1911 г. зафиксировали эту тенденцию.
Таким образом, из выводов П.Н. Зырянова следует, что землеустройство, проведенное ГУЗИЗ, не могло способствовать подъему агрикультуры, оно даже задерживало переход к многополью и на «широкие полосы».
Таким образом, так же как великие реформы начались с освобождения крестьян, которое было лишь первым шагом в серии преобразований, сделавшим необходимыми последующие, так и в 1906 г. П.А. Столыпин начал новую аграрную политику, которая неотвратимо повлекла за собой целую серию последующих преобразований.
Столыпинские реформы следует рассматривать именно с точки зрения долгосрочной перспективы.
В итоге, осью всей столыпинской программы была аграрная реформа, не только из-за демографического и политического веса крестьян и прямой угрозы, которую они представляли экономической и политической стабильности, но также и потому, что сами реформаторы были убеждены в том, что здоровое сельское хозяйство является крайне важным фактором экономического и политического развития государства. Сущность реформ заключалась в стремлении найти долговременное решение проблемы повышения производительности сельского хозяйства».10
Нетрадиционные выводы о Столыпине и о его реформах, в особенности земельной, помещены в журнале «Молодая гвардия» в публикации Вс. Иванова «Столыпин». «По всей России закипает новая, небывалая по интенсивности земельная работа. 11
По закону 9 ноября 1906 г. из общины на подворное владение с 1907 г. вышло 88792 десятины, в 1908 г. - 436522 десятины, в 1909 г. - 1222444 десятины, в 1910 г. - 1459389 десятин. Итоги, за первые 4 года существования нового закона - всего освободилось земли из общины и перешло на подворное владение 3207294 десятины, на коих было образовано новых собственнических дворов 319148.
Эта реформа, столь тяжело и враждебно встречаемая в России, была правильно оценена и учтена за границей. Известны слова Вильгельма, что с Россией надо кончать скорее, потому что через 10 лет она будет непобедима, как основанная на правильной форме хозяйства. Эти меры Столыпина способствовали развитию сельского хозяйства.
Урожай 1914 г. дает цифры в 3657000000 пудов. Россия в том же году имеет 52 млн. голов скота и 35000000 лошадей. Одно производство сахара в 1914 г. достигает 104000000 пудов».12
Эти цифры заслуживают внимания. Если они на самом деле имели место, то столыпинская аграрная реформа нуждается в переоценке. «Результаты столыпинских реформ, их экономическое и политическое воздействие обычно определяется на основе статистических данных о созданных хуторах и отрубах. Однако истолковывают эти данные по-разному.
Либеральные западные историки и историки-эмигранты обычно рассматривают цифры в благоприятном свете, отмечая, что для развития реформ не хватило времени. Советские историки, напротив, рассматривая эти же цифры, говорят о провале реформ.
Стремясь в этом разобраться, западные и советские историки теперь начали более пристально изучать то, что известно об использовании силы правительством во время проведения реформ, и крестьянское сопротивление реформам, нашедшее отражение, главным образом, в крестьянских жалобах, и, в меньшей степени, в крестьянском движении в те годы». В большинстве учебников отечественной истории речь идет о том, что столыпинская аграрная реформа проводилась посредством силы, насаждалась «сверху» царским правительством.
Мацузато Кимитака высказывается более сдержанно по данному вопросу. Американский историк Д. Мэйси рассматривает применение силы в целях осуществления реформ как довольно редкое явление.
«Однако, как традиционная оценка истоков реформ и их сущности, подобные характеристики их результатов не только сужают сферу анализа, но и в конечном счете искажают сущность как правительственных усилий, так и реакции крестьян. Разумеется, были отдельные случаи применения и административных методов».13