Реформы Ивана IV

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:30, реферат

Краткое описание

Иоа́нн IV Васи́льевич — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).Содержание [убрать]
Василий III, отец Ивана IV (прослеживается явное сходство[12] с парсунным портретом сына (см. ниже), за исключением того, что Василий был более плотного телосложения)

Содержимое работы - 1 файл

Иван Грозный.docx

— 18.91 Кб (Скачать файл)
 

Иоа́нн IV Васи́льевич — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).Содержание [убрать] 

Василий III, отец Ивана IV (прослеживается явное сходство[12] с парсунным портретом сына (см. ниже), за исключением того, что Василий был более плотного телосложения) 

Согласно бытовавшему  на Руси праву престолонаследия великокняжеский  престол переходил к старшему сыну монарха, однако Ивану («прямое  имя» по дню рождения — Тит) было всего три года, когда его отец великий князь Василий серьёзно заболел. Ближайшими претендентами  на трон, кроме малолетнего Ивана, были младшие братья Василия. Из шестерых сыновей Ивана III осталось двое —  князь Старицкий Андрей и князь  Дмитровский Юрий. 

Предвидя скорую смерть, Василий III сформировал для  управления государством «седьмочисленную» боярскую комиссию (именно к опекунскому совету при малолетнем великом князе впервые стало применяться название "Семибоярщина", чаще в современности ассоциирующееся исключительно с олигархическим боярским правительством эпохи Смутного Времени в период после свержения царя Василия Шуйского[13]). Опекуны должны были беречь Ивана, пока он не достигнет 15 лет. В опекунский совет вошли князь Андрей Старицкий — младший брат отца Ивана, М. Л. Глинский — дядя великой княгини Елены и советники: братья Шуйские (Василий и Иван), Михаил Захарьин, Михаил Тучков, Михаил Воронцов. По замыслу великого князя, этим должны были сохраниться порядок правления страной доверенными людьми и уменьшиться распри в аристократической Боярской думе[14]. Существование регентского совета признаётся не всеми историками, так по версии историка А. А. Зимина, Василий передал ведение государственных дел Боярской думе, а опекунами наследника назначил М. Л. Глинского и Д. Ф. Бельского[15]. Мамкой для Ивана была назначена А. Ф. Челяднина. 

Василий III умер 3 декабря 1533 года, а уже через 8 дней бояре  избавились от основного претендента  на трон — дмитровского князя Юрия[16]. 

Опекунский совет  управлял страной меньше года, после  чего его власть начала рушиться. В  августе 1534 года произошёл ряд перестановок в правящих кругах. 3 августа князь  Семён Бельский и опытный военачальник окольничий Иван Ляцкий оставили Серпухов и отъехали на службу к литовскому князю. 5 августа был арестован один из опекунов малолетнего Ивана — Михаил Глинский, который тогда же умер в тюрьме[16]. За соумышленничество с перебежчиками были схвачены[17] брат Семёна Бельского Иван и князь Иван Воротынский с детьми. В этом же месяце был арестован и ещё один член опекунского совета — Михаил Воронцов. Анализируя события августа 1534 года, историк С. М. Соловьёв делает вывод, что «все это было следствием общего негодования вельмож на Елену и ее любимца Оболенского».

 

Внутренняя политика

Реформы Ивана IV

 

В. М. Васнецов Царь Иван Грозный, 1897 

С 1549 года вместе с  Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который ужесточил правила перехода крестьян (размер пожилого был увеличен) . В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1555—1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. 

Судебник и царские  грамоты предоставляли крестьянским общинам право самоуправления, раскладки  податей и надзора за порядком. 

Как писал А. В. Чернов, стрельцы были поголовно вооружены  огнестрельным оружием, что ставило  их выше пехоты западных государств, где  часть пехотинцев (пикинеры) имела только холодное оружие[32]. С точки зрения автора, всё это свидетельствует о том, что в образовании пехоты Московия, в лице царя Иоанна Грозного, намного опередила Европу. В то же самое время, известно, что уже в начале XVII века в России стали формировать так называемые полки «Иноземного строя» по образцу шведской и нидерландской пехоты, впечатлившей русских военачальников своей эффективностью. Полки «Иноземного строя» имели в своем распоряжении и пикинеров (копейщиков), прикрывавших мушкетёров от кавалерии, о чём упоминает и сам А. В. Чернов[33]. 

«Приговор о местничестве»  способствовал значительному укреплению дисциплины в войске, повышению авторитета воевод, особенно не знатного происхождения, и улучшению боеспособности русского войска, хотя и встретил большое  сопротивление родовой знати[34]. 

При Иване Грозном  был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал»[35], поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали»[36][37]. 

С целью устроить типографию в Москве царь обратился  к Кристиану II с просьбой выслать книгопечатников, и тот прислал в 1552 году в Москву через Ганса Миссингейма Библию в переводе Лютера и два лютеранских катехизиса[38], но по настоянию русских иерархов план короля по распространению переводов в нескольких тысячах экземпляров был отвергнут[39]. 

В начале 1560-х годов  Иван Васильевич произвел знаковую реформу  государственной сфрагистики. С  этого момента в России появляется устойчивый тип государственной  печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник  — герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной: «Того же году (1562) февраля в третий день Царь и Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавый, а среди его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди его инърог». Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года[40].

 

 Иоанн Васильевич  Великий, император Руссии, князь Московский. С карты Ортелия 1574 года 

По мнению советских  историков А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной[41]. В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» (в особенности, Адашева) о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе[42]. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 г.»[43] и в итоге был отправлен в отставку. Следует отметить, что подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Н. И. Костомаров видит истинную подоплеку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады» напротив оценивает весьма высоко[44]. В. Б. Кобрин также полагает, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады»[45].

Информация о работе Реформы Ивана IV