Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – раскрыть сущность реформ и контрреформ в России во второй половине 19 века, в чем заключалось их содержание, а также рассмотреть контрреформы, что они с собой несли; изучить современную историографию о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 г

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в………….5
1.1 Крестьянская и городская реформы………………………………………..5
1.2 Земская реформа………………………………………………………….….9
1.3 Судебная реформа…………………………………………………………..12
1.4 Военная реформа……………………………………………………….…...13
1.5 Реформы в области образования…………………………………………..14
1.6 Реформы в области печати…………………………………………………16
1.7 Контрреформы……………………………………………………………...18
2. Современная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 г………..20
Заключение…………………………………………………………………...…30
Список использованных источников…………………………………………31

Содержимое работы - 1 файл

история.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержа­вие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к ним с уважением относились многие земские деятели, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители “третьего элемента” испытывали тяготение к левым, демократическим течениям об­щественной мысли.

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Люди, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

 

 

 

 

 

 

1.3 Судебная реформа


                   Судебная реформа была проведена в 1864 г. Это была самая радикальная из всех реформ, так как отражала самые последние тенденции в мировой судебной практике [7].

Прежний суд - сословный, закрытый, был отменён. Вводились всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность судебного процесса. Судебный процесс стал устным, состязательным. Судебные заседания стали открытыми для публики. Обвинял подсудимого прокурор, защищал - присяжный поверенный. Вопрос о виновности подсудимого решался присяжными заседателями - представителями общества. Присяжные заседатели - 12 человек - назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт: "виновен", "невиновен", "виновен, но заслуживает снисхождения". На основании вердикта присяжных заседателей суд выносил приговор.

Устанавливались разные судебные инстанции со строго разграниченной компетенцией. Низшей судебной инстанцией был мировой суд, состоявший из одного человека - мирового судьи. Мировой судья избирался на три года уездным земским собранием или городской думой. Мировой суд разбирал мелкие проступки и гражданские дела с иском до 500 рублей. Судопроизводство в мировом суде было упрощено.

Следующей судебной инстанцией был окружной суд. В его компетенции были уголовные и тяжкие дела. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. В то время в русском общеуголовном законодательстве не было такой меры наказания как смертная казнь. Приговорить к смерти могли только специальные судебные органы - военные суды, Особое присутствие Сената. Для разбора конфликтов среди крестьян был сохранён сословный волостной суд, состоящий из местных крестьян. Это объяснялось тем, что правовые понятия крестьян сильно отличались от общегражданских. Волостной суд судил на основании существовавших в данной местности обычаев. Широко распространённой мерой наказания волостного суда были телесные наказания. Они существовали до 1904 г.

 

1.4 Военная реформа


                   Военная реформа. В 1861 г. военным министром стал Д.А. Милютин. Он пробыл на своём посту 20 лет, и в 1861 - 1874 гг. под его руководством была проведена целая серия военных реформ. Д.А. Милютин стал творцом новой русской армии. Цель реформ - создать боеспособную армию, обладающую обученным личным составом, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. В 1874 г. был издан указ о всеобщей воинской повинности. Он отменял рекрутский набор и вводил всесословную воинскую повинность мужчин, достигших 21 года. Правительство каждый год определяло количество новобранцев, и из числа призывников по жребию брало только это число. Обычно на службу призывалось не более 20 - 25% призывников. Призванные на службу состояли на ней: в сухопутных войсках 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе; на флоте - 7 лет на действительной службе и 3 года в запасе.

Срок действительной службы в значительной степени сокращался в зависимости от образовательного ценза. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до 4 лет, окончивших городскую школу - до 3 лет; гимназию - до полутора лет. Лица, имевшие высшее образование, служили полгода. В 60-х гг. началось перевооружение армии - замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Строились железные дороги к западным и южным границам России. Особенное значение придавалось развитию военного парового флота. Для повышения общеобразовательного уровня офицеров создавались двухгодичные юнкерские училища и военные гимназии. В целях развития высшего военного образования были созданы военные академии: Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Совершенствовалась система военного управления войсками. В годы проведения реформ было создано первоначально девять, затем ещё четыре военных округа. Во главе военных округов были поставлены командующие военными округами. Постепенно сокращалась численность армии. К концу XIX в. она сократилась с 1млн.100 тыс. чел. до 742 тыс. на 130 млн. населения.

В результате военной реформы значительно была повышена боеспособность русской армии, существенно сокращалась её численность в мирное время. При этом хорошо подготовленный резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать сильную армию[7].

 

1.5    Реформы в области образования


                  Реформы в области образования. В 1863 г. был издан новый общеуниверситетский устав, в выработке которого участвовали профессора Петербургского университета. Согласно новому уставу, университетам была предоставлена широкая автономия: право выбирать ректора, деканов, профессоров. Университетские советы получили право самостоятельно решать все научные, учебные, административно - финансовые вопросы. Что касается студенческого самоуправления, то ещё в начале правления Александра II было разрешено посещать лекционные занятия в университетах "вольнослушателям" как мужчинам, так и женщинам. Это привело к беспорядкам в ряде университетов. Поэтому по университетскому уставу 1863 г. студентам были даны не такие широкие права, как профессорско-преподавательскому составу. По уставу студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали дисциплинарному суду, в члены которого избирались из состава профессоров университетским советом. При поступлении в университет студенты давали подписку подчиняться установленным университетским правилам.

С целью предотвращения студенческих волнений в дальнейшем было решено реформировать среднее и начальное образование. 14 июня 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, согласно которому отныне образованием народа должны были заниматься государство, Церковь и общество (земства). 19 ноября 1864 г. появился "Устав гимназий и прогимназий". Устав провозглашал принцип доступности среднего образования для всех сословий. Но была установлена довольно высокая плата за обучение, что, конечно же, давало право поступления только детям из обеспеченных семей.

Гимназии были разделены на два типа:

- классические;

- реальные (и те, и другие - семиклассные).

Классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних языков: латыни, греческого языка. В реальных гимназиях увеличивался объём преподавания математики и естествознания за счёт сокращения часов на изучение гуманитарных наук.
                   Цель реальных гимназий - дать общее образование выходцам из всех сословий с определёнными практическими навыками в какой - либо профессии.
                   В 1871 был издан новый устав гимназии, согласно которому окончившие классические гимназии имели право поступления в университет без экзаменов. Окончившие реальные гимназии могли преимущественно поступать в высшие технические учебные заведения. Им доступ в университеты был затруднён. По уставу 1864 г. учреждались также прогимназии - четырёхклассные учебные заведения, соответствующие первым четырём классам семилетней классической гимназии. Окончившие прогимназию могли поступать в пятый класс классической гимназии.

Были осуществлены мероприятия по развитию женского образования. До реформ Александра II в России существовали только закрытые институты и частные пансионы для девушек "из благородных сословий" (из семей дворян). В 1870 г. появилось Положение Министерства народного просвещения о женских гимназиях и прогимназиях. Стали появляться открытые женские гимназии для девочек из всех сословий. Одновременно Церковь стала открывать епархиальные женские училища. С целью развития высшего женского образования в ряде городов - Петербурге, Москве, Казани, Киеве, Одессе - были открыты педагогические и высшие женские курсы [7].
    

 

1.6 Реформы в области печати

 

 Реформы в области печати. Период буржуазных реформ имел свои особенности и в вопросе об отношении к печати. В условиях, когда внутри России в печать почти не допускались политические сочинения, возросший общественный интерес к этим проблемам стал удовлетворяться за счет вольной русской прессы за рубежом. Широкое распространение получают издания А. И. Гер­цена. За рубежом нередко издавались и сочинения либерального направления. Внутри страны получает распространение рукописная литература. В условиях нарастания революционной ситуации пра­вительство только проигрывало от запретов на печать. Оказавшись под давлением общедемократических сил, оно пошло на уступки.

Вскоре после появления рескрипта В. И. Назимову было раз­решено обсуждать в печати материалы по крестьянскому вопросу. Однако в целях пресечения революционной пропаганды специаль­но оговаривалось, что разрешение касается “только ученых статей, специально разбирающих хозяйственно-практические вопросы”. Разрешено было также обсуждение основ будущей судебной рефор­мы. Данные меры не вызвали большого удовлетворения, так как они не распространялись на интересующие читателей политические воп­росы. В условиях всеобщего недовольства правительство в начале 1858 г. вынуждено было пойти на новые уступки, допустив на страницы печати “сочинения о современной общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельностью”.

Предпринятые послабления и огромный читательский интерес в обществе проявились прежде всего в резком увеличении числа периодических изданий. К 1860 г. их число возросло до 230 наиме­нований. Одновременно росли тиражи и число наименований книг. Только в 1860 г. вышло 2085 книг. Издательская и книготорговая деятельность получают развитие не только в культурных центрах, но и в провинции. Правительство с большой тревогой следило за развитием печати. Эти настроения хорошо отражены в словах Алек­сандра II: “Теперь не время гладить наших журналистов по голо­ве”. Однако в условиях революционной ситуации было невозможно пойти на запретительные меры. Поэтому правительство предприни­мает усилия “сделать печать средством влияния и элементом влас­ти”. Этому курсу соответствовали издания известного реакционного публициста М. Н. Каткова. В верховных кругах считалось полез­ным “разоблачать” в печати “крайние увлечения” Герцена и Ога­рева. Одновременно с этим администрация стремилась ограничить появление новых журналов[2] .

Как только наметился спад революционной ситуации, царизм предпринимает осторожные шаги по наступлению на печать. 12 мая 1862 г. были утверждены “Временные правила” по печати. На пер­вый взгляд они носили благожелательный характер по отношению к изданиям, но стремились дозировать меру критики для разных слоев населения. Так, материалы о “несовершенстве законов”, “не­достатках и злоупотреблениях администрации” разрешалось по­мещать только в изданиях с подписной ценой не ниже 7 руб. в год, так как эти дорогие издания недоступны для народа. Подобный же порядок был установлен и для книг. Были установлены санкции по отношению к издателям: министрам внутренних дел и народ­ного просвещения в административном порядке предоставлялось право приостанавливать любые издания сроком до 8 месяцев. Широ­ковещательные декларации “Временных правил” существенно ог­раничивались особыми секретными приложениями, предусматривав­шими проверку сочинений.

6 апреля 1865 г. вышел новый закон о “некоторых облегчениях и удобствах отечественной печати”. Внешне он также носил весьма либеральный характер. В нем получили развитие некоторые поло­жения “Временных правил”. От предварительной цензуры освобож­дались все периодические издания, но при этом особо оговаривал­ся порядок судебных преследований за нарушение законов о печати. Характерно, что царизм намеренно запутал законодательство по из­дательским делам: новый закон был издан как дополнение к закону 1828 г. Это означало, что все частные указы, принятые за четыре десятилетия, включая реакционные меры второй четверти XIX в., продолжали действовать, создавая неразбериху и внося противо­речия, но облегчая тем самым преследования. Характерно и дру­гое — административная деятельность часто расходилась с законо­дательством, не считалась с ним. Например, при закрытии журнала “Современник” царизм даже формально не прибегнул к судебному разбирательству, предусмотренному законодательством. Вопреки установленным правилам, около половины периодических изданий остались под надзором предварительной цензуры. Либеральное заигрывание продолжалось недолго. Во второй половине 60-х — на­чале 70-х гг. правительство начало открыто вводить ограничения в отношении газет и журналов.

Информация о работе Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в