Реформаторская деятельность Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью данной работы является изучение преобразований Петра I и проявление капиталистических отношений в России

Для достижения указанной цели необходимо поставить перед работой следующие задачи:

1. Исследовать содержание реформаторской деятельности Петра I.

2. Изучить проявление капиталистических отношений в России и их особенности

3. Рассмотреть вопрос «Петр I — отец или могильщик российского капитализма?»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Содержание реформаторской деятельности Петра I………………...5
1.1 Военная реформа………………………………………….…….6

1.2 Реформа органов власти и управления……………….………..7

1.3 Реформы промышленности и торговли………………………..8

1.4 Реформа сословного устройства русского общества…………9

1.5 Церковная реформа……………………………………………..11

1.6 Реформа в области культуры и быта…………………………..12

1.7 Значения, результаты и последствия Петровских реформ…..13

Проявление капиталистических отношений в России и их особенности……………………………………………………………………...16
Петр I — отец или могильщик российского капитализма?................18
Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………………………...…21

Приложение

Содержимое работы - 1 файл

ГОТОВО.docx

— 151.98 Кб (Скачать файл)

     1.7. Значения, результаты и последствия Петровских реформ 

     Известно, что Петр фактически осуществил индустриализацию страны. В крайне сжатые сроки была создана тяжелая промышленность, дававшая армии пушки, ядра, якоря. Десятки  вновь созданных мануфактур обеспечивали полки сукном, обувью, порохом —  всем необходимым. Но любопытно посмотреть, как создавалась эта промышленность.

       Метод Петра — государство  предоставляло инициативным предпринимателям  все необходимое — землю, деньги, крепостных, приписывало целые населенные  волости заводам. Все было подчинено  высшей цели — победе. Более  того, металлургия в России достигла  невиданных успехов — к середине  восемнадцатого века Россия обогнала  Англию по выпуску металла. Но посмотрим на ту цену, которую заплатило русское общество за эту, нужную стране, индустриализацию. Во-первых, была создана однобокая экономика: почти вся она работала только на нужды армии и флота и на вывоз из страны сырья: железа, чугуна, пеньки, селитры, леса. Все остальные предприятия, не работающие на армию и экспорт, не поддерживались государством, они влачили жалкое существование и конкурентоспособность их продукции была почти нулевой. Во-вторых, поддерживая предпринимателей, государство делало их своими рабами. Они не имели право изменять профиль производства, они не обладали и собственностью на построенные ими заводы. В любой момент, при нарушении договора с государством, их заводы конфисковали без всякой пощады. В-третьих, индустриализация привела к резкому изменению социальных отношений. Если в допетровской России образовывался рынок свободных рабочих рук, которые использовали, на условиях найма, первые русские предприниматели, то в петровскую эпоху это процесс был надолго прерван. К середине XVIII века только 1,5 % работных людей принадлежали к числу «свободных», все остальные были крепостными людьми владельцев мануфактур. Наконец, в-четвертых (и здесь мы возвращаемся к проблеме «социального одиночества» народа). Такие условия развития экономики, в сочетании с отсутствием автономии жизни русского города, привели к тому, что в России не создалось условий для образования третьего сословия, для возникновения буржуазного, построенного на принципах свободы и конкуренции, общества. В России не появилось зачатков гражданского общества.13

       Петр, в своем естественном и созвучном его времени желании построить светское общество, провел такую церковную реформу, которая фактически уничтожила тысячелетний институт Русской православной церкви, превратила ее в государственную контору, сделала русского священника на триста лет агентом политического сыска. Ведь известно, что законом от 17 мая 1722 года, Петр предписал духовным отцам, во имя государственной безопасности и под страхом смерти, раскрывать одно из священных таинств христианства — таинство исповеди своего духовного сына. Последствия этого и в целом церковной реформы Петра были поистине катастрофичны для России, потому, что церковь утратила моральный авторитет, она никогда не могла претендовать на роль защитника народа. Особенно ожесточенно Петр преследовал монахов. К 1724 г. Относится проект уничтожения монастырей, превращения их в лазареты и дома инвалидов для солдат. Истоки ненависти Петра к монахам в том, что он не мог спокойно думать, что где-то, в его государстве есть люди независимые от него, подчиненные не власти его — земного царя, а высшей власти Духа Святого. И он стремился уничтожить таких людей.14

       Мы живем плохо — считал Петр, потому, что у нас нет разумных законов, нет «правильной» бюрократии. Эти законы должны регулировать все в жизни людей, от формы крыши над головой до книг, которые они читают. Много времени царь посвятил написанию таких законов. Среди них были сложные регламенты целых учреждений и краткие инструкции мелким чиновникам. Одна из инструкций формулирует так обязанности чиновника-профоса: «Смотреть, чтобы никто не испражнялся мимо отхожих мест, а нарушителей ловить и на месте наказывать плетью». И это вся должность… И вот уже триста лет продолжается эта неравная борьба профоса со своим народом.

       Причина этой борьбы заложена внутри, точнее, в основе государственности Петра. Эти реформы лишь унифицировали, закрепили ту систему единовластия, которая задолго до Петра сложилась в России. Государственные преобразования придали самодержавию такие формы, которые надолго обеспечили его существование без всяких изменений. Эта государственность была построена только на самодержавном и бюрократическом начале.15 (См. Приложение №2)

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Проявление  капиталистических  отношений в России и их особенности
 

     Петр  намеревался ослабить влияние на экономику господствующей системы власти, т.е. неосознанно способствовал развитию капиталистических форм и приемов производства, получивших широкое распространение в это время в Западной Европе.

     Суть  происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Давая "послабление" мануфактуристам и купцам, государство Петра не собиралось устраняться из экономики и даже ослаблять свое воздействие на нее. Теперь вся сила тяжести была перенесена с открытых форм принуждения на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины, которая могла направлять экономическую (да и не только ее!) жизнь страны через тщательно продуманную систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении. Именно эта работа и была поручена вновь созданным специальным государственным учреждениям.

     Следует отметить, что до этого времени  Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

     Организация или передача новых предприятий  компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятия. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов; только излишки сверх того, что теперь называется "госзаказом", предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение конкуренции как вечного двигателя предпринимательства.

     Активное  воздействие государства на экономическую жизнь страны - это лишь один аспект проблемы. Социальные отношения в государстве деформировали черты мануфактур как потенциально капиталистических предприятий. Речь прежде всего об использовании рабочей силы.

     Во  время Северной войны государство  и владельцы мануфактур использовали как вольнонаемную рабочую силу, так и "приписных" крестьян. Однако в конце 10 – начале 20-х годов произошли важные преобразования социального характера: была резко усилена борьба с побегами крестьян, была осуществлена детальная ревизия наличного населения с последующей фиксацией их социального статуса и закреплением навечно к месту записи в налоговый кадастр.

     Резкий  поворот в политике правительства  отразился на промышленности, под  сомнение ставилась возможность  поставок продукции в казну. 18 января 1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам, вне зависимости от их социальной принадлежности, покупать к своим заводам крепостных крестьян, чтобы использовать их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности _ своеобразную вотчинную мануфактуру. Промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем крепостнический, пути. Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии. Крепостническая деформация коснулась и сферы общественного сознания. Став душе владельцами, мануфактуристы не ощущали своего социального своеобразия, а стремились повысить свой статус путем получения дворянства.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Петр I — отец или могильщик  российского капитализма?
 

     Считается, что в царствование Петра I Россия совершила гигантский прыжок в своем  экономическом развитии. Это была не просто модернизация, а промышленная революция. Не было ни одного предприятия, а стали сотни. Во время его  правления в стране были заложены основы капиталистической собственности, которые позволили ей сравняться с европейскими странами.

     На  самом деле все обстояло несколько  иначе.

     Действительно, согласно Берг-привилегии (указу Петра, определявшему политику в области горнорудной промышленности), каждый человек, нашедший руды, имел право занять эти земли, основать фабрику или завод и стать владельцем-мануфактуристом. И государство всячески помогало ему: давало земли, везло с Запада спецов, обеспечивало техникой, защищало протекционистскими пошлинами.  

     Петр  всячески поощрял успешных предпринимателей. Как-то раз царь увидел, как замечательно работают архангельские кораблестроители братья Баженины, залез с ними на колокольню и, обведя рукой видимое с высоты огромное пространство с деревнями, лесами, озерами, сказал: «Все, что видно с сей колокольни, ваше! Дарю, только стройте отечеству корабли!» А в 1721 году он вообще разрешил покупать крепостных к заводам.

     И результат, действительно, был феноменальный: как по мановению волшебной палочки  возникли заводы, поплыли корабли, русское  уральское железо рвали из рук  во всех странах Европы. Начался  промышленный бум — в 1740-х годах  спрос на уральское железо составлял 100% его выпуска. Только работай! Но, странное дело, среди работных людей  Урала лично свободных — всего 4%, а остальные — либо крепостные мануфактуриста, либо приписные к  заводам крестьяне, обязанные отработать на заводе свои налоги. Свободных рабочих  рук не стало.

     Если  до Петра шел медленный процесс  формирования капиталистических отношений  за счет людей, свободных от тягла, службы и крепостной зависимости, разрастался  рынок рабочих рук, то после начала его реформ нарождающийся капитализм в России фактически исчез. Почему так  произошло?

     Во-первых, сверху властно было сказано, что  «вольных в России нынче нет!». Понятие  «вольный, свободный человек» вообще исчезло из права. Пойманный вольный, то есть свободный от повинностей, службы или крепости человек признавался  беглым и после наказания отсылался  на мануфактуру или к помещику. Для всех остальных в 1724 году были введены паспорта. С тех пор  без паспорта человек не имел права  выйти из дома, пойти на заработки. 

     Во-вторых, тяжела была рука так радеющего о  предпринимателе государства. За предприятиями  был установлен жесточайший контроль, определяемый тогдашним госзаказом (все для армии и флота). Количество, качество, номенклатура продукции свирепо  контролировались. При нарушении  регламента завод конфисковывали со словами: «Мы вас породили, мы вас и уничтожим». Ничего не напоминает?

     Конечно, порой с чиновником Мануфактур-коллегии можно было договориться — чай, и  там люди работают и семьи имеют! Но в целом положение предпринимателя  было униженное, несвободное. Он мечтал получить дворянство, купить имение и  уйти, а лучше уехать подальше. Примечательна  судьба наших первых капиталистов —  Демидовых и Строгановых, которые  во втором-третьем поколении оторвались от своего нарождающегося класса, стали  баронами и графами и зажили в  Италии, подальше от дымных домен и  крепостных рабов. Они всегда помнили, что в России все государево. А  мы до сих пор дивимся, отчего это  у нас в России буржуазия такая  беспомощная, сервильная, все в Кремль бегает…

     Результатом петровской промышленной политики стало  почти полное исчезновение вольнонаемного труда. Он был распространен всего  на нескольких предприятиях России, занимавшихся производством шелковых лент и сахара, — армии и флоту эти товары были не очень нужны. Неудивительно, что к концу восемнадцатого столетия Россия со своей крепостнической  экономикой стала замедлять стремительный  бег, а в Европе началась промышленная революция.  

     Количеством крепостных работников и их ручным трудом удержать первенство по выпуску  чугуна стало невозможно — страна задыхалась от крепостничества и  капризов городничего и Ляпкина-Тяпкина. Впрочем, толщина накопленного за «золотой восемнадцатый век» общественного  жирка была велика, народ терпелив, а поэтому дотянули до Крымской катастрофы. Нашей консервативной модернизации, построенной на сохранении крепостного  права, безмерном расширении государственного монополизма и безграничной самодержавной  власти пришел конец. И только потом  взялись за ум. Это у нас всегда так бывает: если до дна не дойдем, то ничего путного делать не начнем.17 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     На  мой взгляд, следует признать, что  Россия в XVIII в. - эпоху Петра I стала  более развитой и культурной страной. Огромный вклад он внес во все сферы  жизни государства. Россия открыла  для себя новые возможности. Проанализировав  основные реформы Петра Великого можно сделать вывод, что главным  итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало  изменение в 1721 г. титула российского  монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено  то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства  со стройной системой управления, сильной  армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную  политику. В результате Петровских реформ государство не было связано  ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих  целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся  подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль  из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели. Россия стала  самодержавным, военно-бюрократическим  государством, центральная роль в  котором принадлежала дворянскому  сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и  принуждения. Роль Петра Великого в  истории России трудно переоценить. Как бы ни относиться к методам  и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур  мировой истории. В заключение можно  привести слова современника Петра - Нартова: "... и хотя нет более  Петра Великого с нами, однако дух  его в душах наших живет, и  мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Реформаторская деятельность Петра I