Расширение территории Русского государства в XVI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:36, реферат

Краткое описание

Что мы помним из истории Русского государства 16 века? Иван Грозный, опричнина, разруха Московского княжества, поражение в Ливонской войне, начало Смутного времени… Но ведь именно тогда в начале 16 веке Василий III завершил объединение русских княжеств-земель вокруг Москвы, тогда, мы все помним, жил казак Ермак Тимофеевич, который положил начало освоению территории, занимающей сейчас более половины Российской Федерации – Сибири, тогда река Волга стала русской рекой с присоединением Казанских и Астраханских земель

Содержание работы

Вступление. Хронология. 2
Начало века. Правление Ивана III. 4
1505 – 1533 гг – правление Василия III. 4
Иван IV Грозный. Внешняя политика. 5
Казанские походы. 5
Астраханские походы. 7
Крымские походы. 7
Война со Швецией. 9
Итоги Ливонской войны. 11
Строгановы. 11
Ермак Тимофеевич. Покорение Сибири. 12
Дальнейшее расширение территории Русского государства. 13
Карта «Расширение территории Русского государства в 16 веке» 14
Список используемой литературы 15

Содержимое работы - 1 файл

МГУ географический факультет.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

«Вотчина господ баронов Строгановых» (в северо-восточном углу карты — нынешний Пермский край), 1745 г

Фёдор Лукич Строганов (в иночестве Феодосий; † 17 марта 1497) обосновался в Соли-Вычегодской. Здесь его сын Аникей (Аника, Аникий, Иоанникий — в иночестве Иоасаф) Строганов (4 ноября 1497—2 сентября 1569) завёл в 1515 году солеваренный промысел. При нём промысловые владения Строгановых значительно расширились.

В 1558 году, по ходатайству Григория Строганова (его сына), царь (Иван IV) подарил ему, ниже Перми в 88 верстах, по обе стороны Камы до Чусовой, пустое пространство на 146 верст, с правом населять его пришлыми людьми, но только не тяглыми (тяглые – неслужилые, платили налоги и отправляли повинности) и не письменными (т.е. значившимися по каким-нибудь спискам), не ворами и не разбойниками, со льготой для новых поселенцев от государственных налогов и повинностей на двенадцать лет; дозволял ему также построить город, снарядить его пушками и пищалями, прибрать военных людей и открыть в нем для проезжающих купцов беспошлинный торг. (Костомаров)

Земли быстро заселялись.

Новые поселения Строгановых не оставались в покое; на них начали нападать разные инородцы: остяки, вогуличи, черемисы, нагаи, и в 1572 году царь позволил Строгановым набирать себе охочих казаков и ходить войной против враждебных инородцев. Вскоре Строгановы вошли в столкновение с зауральским краем.

Ермак на памятнике «1000-летие России»


После нападения на русских данников в 1573 году сына Сибирского хана Кучума царевича Махметкула Иван IV издает грамоту, «по которой Строгановы должны перейти за Урал, строить крепости на реке Тобол и населять тамошнюю страну русскими со льготою на двадцать лет. Казаки были самыми подручными людьми для такого предприятия…» (Костомаров).

Что касается до Ермака Тимофеевича, то нет основания предполагать, чтобы он принадлежал к разряду волжских удальцов, навлекших на себя опалу своими разбоями. Напротив, оказывается, что в качестве казацкого атамана он находился на царской службе и в конце 1581 вместе с русскими силами был под Могилевом на Днепре.

1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка. По другой версии, предложенной историком Р. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется следующим — 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 года Ермак всё ещё воевал с литовцами.

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений[источник не указан 297 дней].

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин.

Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы, и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце XVII века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. коренных народов, насильно собранных им в 1581 году для отражения казацкого вторжения.

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремезовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.


Лишь весной 1582 года, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но 1 августа и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.

26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык). Через четыре дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.

В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но 23 февраля казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.

Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Ивана Кольцо.

Иван Грозный  принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Болховского  и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские  воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 года татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума.

6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.

Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск. 
  

Практически с самого начала освоения Сибири на восток двинулось  и население русского Севера “попытать счастья за Камнем”. Вначале это были жители Великого Устюга — устюжане. Как и казаки, они именовали себя землепроходцами. Для организации новых территорий вслед за землепроходцами направлялись и царские воеводы, строившие русские города. (Первый город начали строить уже в 1585 г., и вскоре появились Тюмень, Тобольск, Пелым, Сур гут, Нарым и Березов.)

Уже в 17 веке казаки будут двигаться из Западной Сибири на Дальний Восток через Забайкалье, а устюжане — через Мангазею. В 1645 г. В.Д. Поярков достигнет Охотского моря.

Следовательно, всего лишь за один век землепроходцы прошли расстояние от Урала до Тихого океана, и Россия весьма быстро и прочно закрепилась на новом огромном пространстве. При этом русские осваивали привычный  ландшафт — преимущественно речные долины. Если в европейской части  страны русские предпочитали селиться по берегам Волги, Оки и Днепра, то в Сибири они оседали по берегам  Енисея, Ангары и Оби, а также множества  других сибирских рек.

Землепроходцы, а затем  и русская администрация в  большинстве своем без труда  устанавливали необходимые контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. Именно поэтому сопротивление русской  миграции было незначительным, а если на первых порах и возникали конфликты, то они улаживались быстро и не имели далеко идущих последствий. Так  что известное выражение “покорение Сибири” — это скорее эмоциональный  образ, запечатлевший освоение бескрайних просторов и нелегкой природной  среды, а не подчинение этносов, живших на этих территориях. В результате освоения русскими сибирских пространств и установления там власти московского царя образ жизни местного населения никак не изменился, потому что никто не собирался его ломать и делать из аборигенов русских. В ряде случаев сами русские, усвоив язык соседей и их обычаи, более приближались к их быту. Не было никаких преград для соблюдения местных языческих обрядов. Безусловно, среди них распространяли христианство, однако чаще всего безуспешно. А результаты миссионерской деятельности больше интересовали только священников. Поэтому русские люди прочно закрепились в Сибири и еще раз подтвердили преимущества уважительного отношения к праву других людей жить по своим обычаям и законам.

Впрочем, когда землепроходцы  дошли до Чукотки, чукчи не пустили  их на свою землю. Тогда русские двинулись  дальше на восток другим путем —  через цепочку Алеутских островов на Аляску, куда вскоре устремились  охотники, рыболовы, торговцы и поселенцы. Коренное население этих северных территорий — алеуты, эскимосы, индейцы и  другие этносы — были язычниками, не имевшими письменности. Русские монахи и священники принесли сюда письменность и православие. По сей день на Алеутских  островах и на Аляске существуют православные церкви, а многие эскимосы носят  русские имена.

Позже влияние России распространилось на юг, в Калифорнию. Здесь был  основан Форт Росс — форпост российской компании, который создали поселенцы  и торговцы мехами и рыбой; позже  они снабжали Аляску и фруктами. Немногим известно, что группа отважных искателей приключений отправилась  даже на Гавайские острова, намереваясь  основать там русскую колонию. (Одно из легендарных истолкований событий  в русской Калифорнии — история  любви русского камергера Николая  Резанова и прекрасной испанки Кончить: Аргуэлло — послужило сюжетом поэмы и А. Вознесенского, и рок-оперы А. Рыбникова “Юнона и Авось”.)

 


Список  используемой литературы

 

  1. Н. И. Костомаров «Русская история в жизнеописании  ее главнейших деятелей»;
  2. Айплатов Г. Н. «Навеки с тобой, Россия. О присоединении Марийского края к Русскому государству»;
  3. Вереин Л. Е. «Присоединение Нижнего Поволжья к Русскому государству. – Начало строительства Русской Астрахани»;
  4. Л. Н. Гумилев «От Руси к России»;
  5. «Сказания о царстве Казанском»;
  6. Справочник школьника нового типа. Том 1;
  7. Конспект лекций Е.Н. Ткаченко;
  8. Сайт http://www.hrono.ru;
  9. Сайт http://ru.wikipedia.org.

 


Информация о работе Расширение территории Русского государства в XVI веке