Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:14, доклад
Екатери́на II Великая (Екатерина Алексе́евна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская (1762—1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.
Российские историки дают различную оценку правлению Екатерины Великой. Действительно, она была очень противоречивой личностью, её взгляды часто не соответствовали её действиям. Вклад Екатерины в историю России также неоднозначен, потому что в её время сильно ужесточилось крепостное право, народ обнищал. Её время отмечено чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки. Это время падения нравов, обесценивания моральных принципов. Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, время значительных внутренних преобразований и небывалого расцвета культуры.
Существует множество противоречивых оценок и самой императрицы. Одни считают ее притворщицей, легко поддающейся чужому влиянию. Другие видят в ней сильную натуру, очень образованного человека, трудолюбивого, энергичного, необычайно работоспособного.
По мнению доктора исторических наук М. Рахматуллина, правление Екатерины II - это и начало бурного расцвета литературы, искусств и наук. Он приводит один конкретный пример непосредственного влияния просвещенной императрицы на развитие интеллектуальной жизни страны. 15 января 1783 года был обнародован указ, разрешавший всем желающим открывать типографии, для чего необходимо было только поставить в известность полицию. И с января 1783 года по сентябрь 1796-го в обеих столицах открылось по 13 типографий и еще 11 были учреждены в провинции и даже в далеком Тобольске. Именно с появлением этого указа в России наступила "эра интеллектуальной жизни", когда интеллигенция стала превращаться "в независимую, творческую, влиятельную силу". Начало этому процессу тоже положила сама императрица: в 1767 году она перевела со своими помощниками осужденную во Франции по цензурным соображениям книгу Мармонтеля "Велизарий". И после того стала активно поощрять переводы иностранной художественной литературы, научных и философских трудов .
В исторической литературе давно уже отмечено основное противоречие екатерининского "века Просвещения" (правда, не всеми специалистами разделяемое): императрица "хотела столько просвещения и такого света, чтобы не страшиться его "неминуемого следствия". Иначе говоря, Екатерина II оказалась перед взрывоопасной дилеммой: просвещение или рабство? А поскольку она так и не разрешила сию проблему, оставив в неприкосновенности крепостное право, то вроде бы дала повод для последующих недоумений по поводу того, почему она этого не сделала. Но приведенная выше формула ("просвещение - рабство") вызывает естественные вопросы: а были ли в ту пору в России соответствующие условия для уничтожения "рабства" и осознавало ли тогдашнее общество необходимость радикального изменения социальных отношений в стране?
Впрочем, далеко не все российские историки согласны с тем, что Екатерина II действительно всерьез разделяла идеалы Просвещения. Эти воззрения наложились на представления императрицы о национальных интересах и нуждах России. Прежде всего Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась в славе. Вместе с тем, считая главной заслугой Петра европеизацию России, она относилась весьма критично к современной ей Европе и вовсе не считала необходимым заимствовать оттуда все подряд. Более того, став с годами истинной патриоткой, она была убеждена, что это Европе следует во многом брать пример с России.