Поземельные отношения франков по "Салической правде"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей контрольной работы является исследование темы «Поземельные отношения франков по «Салической правде» («Салический закон» - Lex Salica). Принятая датировка этого памятника: 508—511 г. Его источником была народная традиция, право, утвержденное обычаем. Согласно Прологу I к тексту сборника, записанному, вероятно, в VIII в., Салический закон был коллективным творчеством четырех старейшин Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста. Король Хлодвиг был первым его издателем и редактором. Подлинный текст Правды не сохранился, имеются только позднейшие латинские копии. Очевидно, судьи или кто-либо из их помощников делали эти списки для руководства. Начальный текст закона состоял из 65 глав (титулов). Затем в него вносились дополнения сыновьями Хлодвига Хильдебертом и Хлотарем.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Характеристика хозяйства франков по данным «Салической правды» 6
Глава 2. Поземельные отношения франков по «Салической правде» 7
Вывод 13
Литература 14

Содержимое работы - 1 файл

Поземельные отношения франков по.docx

— 35.53 Кб (Скачать файл)

Поземельные отношения франков по "Салической правде"

Содержание

Введение 4

Глава 1. Характеристика хозяйства  франков по данным «Салической правды»  6

Глава 2. Поземельные отношения  франков по «Салической правде»  7

Вывод 13

Литература 14

 

Введение

 

Целью моей контрольной работы является исследование темы «Поземельные отношения франков  по «Салической правде» («Салический закон» - Lex Salica). Принятая датировка этого памятника: 508—511 г. Его источником была народная традиция, право, утвержденное обычаем. Согласно Прологу I к тексту сборника, записанному, вероятно, в VIII в., Салический закон был коллективным творчеством четырех старейшин Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста. Король Хлодвиг был первым его издателем и редактором. Подлинный текст Правды не сохранился, имеются только позднейшие латинские копии. Очевидно, судьи или кто-либо из их помощников делали эти списки для руководства. Начальный текст закона состоял из 65 глав (титулов). Затем в него вносились дополнения сыновьями Хлодвига Хильдебертом и Хлотарем. Эти и последующие дополнения даны в виде 7 капитуляриев. В Каролингский период к Правде прибавлялись новые титулы, общее число которых достигло 99—100. Последнее издание Салического закона было сделано в 798 г. при Карле Великом. Это т.н. Lex Emendata, т.е. исправленный закон. «Салическая правда» основной и важнейший источник по изучению общественного строя франков меровингского периода. Она представляет собой запись судебных обычаев салических франков1.

«Салическая правда» характеризуется отсутствием  общих, абстрактных понятий, правовые действия и акты, описанные в «Салической  правде», отличаются формализмом. Основное содержание «Салической правды» - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные  правонарушения.

Текст законов  разбит на главы (титулы) и на параграфы, к некоторым параграфам имеются  прибавления. Статьи законов изложены в произвольном порядке. Государственные  учреждения называются совершенно случайно. Явно преобладает карательная часть. Высшие судебные функции имеют король и графы. Для вынесения судебных решений на местах привлекаются присяжные  судьи. Обычная форма наказания  — денежный штраф (указываются две  суммы в денариях и солидах). Заметны еще некоторые символические обряды, такие как бросание колосьев, земли и проч.

«Салическая правда» в более или менее  чистом виде отражает архаические порядки  первобытнообщинного строя, существовавшие у франков еще до завоевания. Но в ней находятся и новые  данные – сведения о зарождении имущественного и социального неравенства, частной собственности на недвижимость, права наследования на землю, и, наконец, государства. Она отражает эволюцию франкского общества от первобытнообщинного строя до феодальных отношений2.

 

Глава 1. Характеристика хозяйства  франков по данным «Салической правды»

 

Так как  юридические обычаи, зафиксированные  в «Салической правде», касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни, то изучая этот документ можно получить представление об основных занятиях франков и уровне их хозяйственной  жизни.

Ряд статей говорит о полях, о различных  сельскохозяйственных орудиях, рабочем  скоте, полевых злаках, устанавливаются  штрафы за кражу домашних птиц и  скота, за кражу пчел и ульев с  пасеки3, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада, за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

Так, например, в «Салической правде» писалось:

  • «Если кто украдет молочного поросенка, и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.»;
  • «Если кто украдет молочного теленка, и будет уличен, присуждатеся к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.»;
  • «Если кто украдет молочного ягненка, и будет уличен, присуждается к уплате 7 ден., что составляет половину трети солида.»;
  • «Если кто застанет на своей ниве рогатых животных, или лошадь, или какой-нибудь мелкий скот, не должен бить его до изувечия. Если же он сделает это и сознается, обязан возместить стоимость, а изувеченную скотину взять себе. если же не сознается и будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол., не считая стоимости и возмещения убытков.»

Таким образом, исходя из данных «Салической правды»  можно сделать вывод, что основным занятием франков было земледелие и животноводство. Повсеместное распространение получает плуг с железным лемехом4, Для обработки почвы использовались: двух- или трехкратная вспашка, проводившаяся на быках, бороньба, прополка посевов, молотьба с помощью цепов. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей, урожай складывался в амбары и риги5. В сельском хозяйстве использовали различные виды рабочего скота: быки, мулы, ослы.

В те времена  у франков преобладали такие  зерновые культуры6 как рожь, пшеница, овёс, ячмень. Широкое распространение получили бобовые культуры7 и лен8. Активно возделывались сады9, виноградники10, огороды11 – садили горох, капусту, репу. Значительно развилось и скотоводство. Франки разводили в большом количестве крупный рогатый12 и мелкий скот - овец13, коз14, а также свиней15 и разные виды домашней птицы16 - куры, петухи, гуси.

Среди обычных  занятий следует назвать охоту17, рыболовство18, пчеловодство.

Существовали  различные крестьянские ремесла: кузнецы, плотники19, ювелиры20 и др. В хозяйстве франков были нередки водяные мельницы21.

 

Глава 2. Поземельные отношения франков по «Салической правде»

 

До завоевательных походов собственником земли  у франков являлся род, распадавшийся  на отдельные большие семьи, которые  обрабатывали сообща, предоставленную  им землю, подвергавшуюся переделу из года в год.

Продолжительные военные походы, завоевание новых  территорий и расселение на них ускорили ослабление и распад родовых и  складывание новых, территориальных  связей, на которых сложилась соседская  община-марка.

Община-марка  отказалась от права периодического передела пахотной земли, но передала свои земли отдельным лицам только с целью использования их в  качестве пашен и лугов, но не для  какой-нибудь другой цели. На то, что  выходило за эти пределы (найденные  в земле сокровища, право добычи руд и т.д.) частный владелец не имел никакого права, все это принадлежало общине22.

Однако  пользование полем и лугом  строго контролировалось и регулировалось общиной. Там, где господствовало трехполье, - а это было почти везде, - вся  пахотная земля делилась на три одинаковых по размеру поля. Каждое из них попеременно  предназначалось один год для  озимых посевов, второй год для яровых, а третий год шло «под пар». Таким  образом, село каждый год имело свое озимое, яровое и паровое поле. При  распределении земли заботились о том, чтобы каждый член общины получал  одинаковую долю во всех трех полях  и мог бы, без ущерба подчиняться  принудительному севообороту общины. В соответствии с этим, озимые он мог сеять только на своем участке  озимого поля и т.д. А паровое  поле являлось общим владением и  использовалось всей общиной под  пастбища. Участок в известное время огораживался, чтобы защитить его от скота. Когда заканчивалась уборка на двух других полях, они также становились общим владением до нового посева. Тоже самое относится и к лугам, после осеннего сенокоса. На всех полях, где должен был пастись скот владелец обязан был удалить изгороди. Вся остальная земля - леса, пастбища, пустоши, болота, реки, пруды, озера, дороги, места охоты и рыбной ловли, - оставались собственностью общины, предназначенной для совместного использования и доля пользования каждого члена общины этими общими угодьями была одинакова23.

Таким образом, по «Салической правде» в этот период у франков существовала вполне развитая частная собственность  на движимое имущество. Например, «Салическая  правда» устанавливает высокие  штрафы за кражу хлеба, скота, птицы, лодок, сетей. Но она ничего не говорит  о купле и продаже земли, о  дарении или передаче по наследству постороннему человеку, т.е. частной  собственности на землю у франков  в ту пору еще не было. Собственником  земли являлась община, отдельный  франк лишь пользовался своим  земельным участком.

Анализируя  положения «Салической правды», сопоставив размеры штрафов взыскиваемых за нарушение прав владения отдельными земельными угодьями (в рамках домохозяйства  – пахотное поле, жатва, сад, виноградник) конкретным лицом, А. И. Неусыхин в своем исследовании делает вывод о том, что «…Салическая правда лучше всего ограждает права каждого домохозяйства на его жатву или пахотное поле. Это вполне естественно, ибо оно представляет наибольшую ценность для членов земледельческого племени. Однако ограждение прав на пахотное поле и жатву объясняется, по-видимому, не только их большей хозяйственной ценностью, но и большей определённостью владения ими. Недаром, Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля и налагает различные штрафы за разные стадии его освоения захватчиком…»24. Собственником же основного земельного фонда каждой деревни являлись все ее жители — свободные мелкие земледельцы, составлявшие общину.

Однако  впоследствии появилась проблема возникновения  аллода – свободно отчуждаемой земельной  собственности, права наследования которой передавались во времена короля Хлодвига – мужчинам25 (сыновьям и братьям), а во времена короля Хильперика, согласно его эдикту – еще и женщинам26.

В связи  с положением «Салической правды» (титул LIX, § 5), характеризующим наследование земли по мужской линии, А. И. Неусыхин поясняет следующее: «Какими бы особенностями родового строя ни объяснялось исключение женщины из числа возможных претендентов на земельное наследство, в интересующей нас связи важно прежде всего то, что в главе «Об аллодах», устанавливающей этот порядок, даже не поставлен вопрос о том, кому же доставалась земля в случае отсутствия сыновей у умершего домохозяина. Очевидно, что до фиксации прав сыновей на наследование земли подобные вопросы вовсе не возникали по отношению к недвижимости, а после предоставления им этого права они не возникали по отношению к выморочным земельным участкам. До этого вообще не было представления о наследовании земли, а когда оно появилось, то старая традиция продолжала сохранять свою силу применительно к выморочным участкам. Сам институт передачи недвижимости по наследству только еще зарождается, поэтому его действие и ограничено кругом прямых мужских потомков. Таким образом, возникновение аллода в форме наследования недвижимости сыновьями представляет собой первый крупный шаг в сторону выделения собственности отдельных домохозяйств на землю из общей собственности виллы (деревни)»27.

Уже чуть позже, процесс выделения земельной  собственности был частью закреплен  эдиктом внука Хлодвига, который имел своей целью устранить общинно-родовую связь в этом отношении. Эдикт Хильперика распространяет права наследования земли на дочерей, братьев и сестер умершего и вместе с тем отменяя притязания соседей, он тем самым юридически оформляет тот процесс выделения индивидуально-семейной собственности, который начался еще задолго до того и отражен уже в «Салической правде». Отмена притязаний соседей вполне естественна: они могли считаться обоснованными лишь до тех пор, пока эти соседи были сородичами; т.к. их право на участок коренилось в том, что ко времени фиксации главы «Об аллодах» право наследования земли предоставлялось только сыновьям, и тем самым в случае их отсутствия земельный участок вовсе не становился объектом индивидуального наследования в пределах семьи и оставался в пределах рода28.

Таким образом, на протяжении VI века во внутреннем строе  франкского общества произошли большие  изменения сравнительно с тем, что  было во времена Хлодвига. С дальнейшим разложением родовых отношений появилась частная собственность на землю, давно уже существовавшая среди населения завоеванных франками галло-римских областей.

Завоевание  ускорило процесс перехода и самого франкского общества от родовой поземельной  собственности к частной. Землю стали отчуждать и передавать по наследству не только по мужской, но и по женской линии; право родичей на выморочное имущество уничтожалось; оно стало переходить к другим родственникам, а за отсутствием таковых поступало в казну (капитулярий II, 1)29. Родовая община превращалась в соседскую, члены которой имели право собственности на усадьбу и пахотное поле, но сообща пользовались лугами, лесами, водами, считавшимися собственностью марки.

В конце VI века наследственный надел свободных  франков превращается в полную, свободно отчуждаемую земельную собственность  малых индивидуальных семей –  аллод. Ранее, в «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод  в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле —  только как наследственный надел, которым  нельзя свободно распоряжаться. Но эдикт  короля Хильперика, значительно расширив право индивидуального наследования общинников, по существу, отнял у общины право распоряжаться надельной землей ее членов. Она становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, т.е. превращается в собственность общинника, а тем самым и в товар. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению30.

С возникновением аллода завершается превращение  земледельческой общины в соседскую или территориальную, обычно называемую общиной-маркой, которая состоит уже не из родственников, а из соседей. Каждый из них – глава малой индивидуальной семьи и выступает как собственник своего надела – аллода. Права общины распространяются лишь на неподеленные угодья (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т.п.), которые продолжают оставаться в коллективном пользовании всех ее членов. К концу VI века луговые и лесные участки нередко также переходят в аллодиальную собственность отдельных общинников.

Община  – марка, сложившаяся у франков  к концу VI века, представляет собой  последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается  разложение первобытнообщинного строя  и зарождаются феодальные отношения.

Информация о работе Поземельные отношения франков по "Салической правде"