Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:52, контрольная работа
Самобытная культура Древнего Египта («Страны Большого Хапи») с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества.
Введение
1.Общий обзор положения народа в эпоху Среднего царства по данным древнеегипетской литературы
2.Песни, сказки, поучения.
3.Светская и религиозно-философская поэзия.
Заключение
Тема:
Положение народных
масс в Египте в эпоху
среднего царства по
данным древнеегипетской
литературы.
План:
Введение
Заключение
Введение
Самобытная культура Древнего Египта («Страны Большого Хапи») с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Минули тысячелетия, живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена-иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. «Вырезанные на камне изображения — это магические знаки,» — говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры. «Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу», — предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. После дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом. Сейчас по достоинству можно оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.
Написано множество книг об истории, традициях «Страны Большого Хапи», о ее месте в мировой истории. Некоторые из этих книг были использованы при написании этой работы в качестве дополнительного источника информации. В данной работе используются следующие источники древнеегипетской литературы: песни, тексты которых сохранились на стенах гробниц, сказки, которые впоследствии подверглись литературной обработке; папирусы описания путешествий, а так же произведения поучительной литературы древнего Египта, обличённые в литературную форму.
Цель
работы: рассмотреть положение народных
масс в Египте в эпоху среднего
царства по данным древнеегипетской
литературы.
Общий
обзор положения
народа в эпоху Среднего
царства по данным древнеегипетской
литературы
Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н.э., к периоду Древнего Царства.
Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся переработке в более поздние периоды развития египетской литературы. Но, говоря о жанре, стоит заметить, что далеко не всегда можно с точностью определить принадлежность того или иного произведения к определенному жанру. Например, жанр «поучения», один из древнейших, связан с политическими памфлетами, «речениями»(например,
«Речения Ипусера»), а вступления к ним иногда напоминают окаймляющую «рамку» в сказках (например, «Поучения Неферти»). В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы встречаем, например, гимн («Приключения Синухета»), басня в иных случаях близка к сказке. Итак, одним из глобальных признаков невероятного развития египетской литературы является «дифундирование», взаимопроникновение жанров.
Литературные произведения почти всегда анонимны. Традиция окружает ореолом святости имена древних мудрецов, которым приписывается та или иная повесть, сказка или поучение. В некоторых случаях сохранились имена писцов, которые переписали, слегка изменив, древний литературный или религиозный текст. Особенно характерна живучесть древних сюжетов, литературных мотивов и форм, которые сохраняются в течение веков в силу господства консервативной идеологии.
Литература древних была самым тесным образом связана с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму. Религия и жречество считают почтенным и богоустановленным, почти священным то, что выдержало бремя тысячелетий и образовало «классический» фонд культурных ценностей.
Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны богам, которые входили в различные сборники. Довольно близко к религиозным гимнам примыкают гимны фараонам. Этот жанр имеет и историческую ценность. Наиболее характерный в жанровом отношении текст гимна фараону («Гимн Сенусерту III») относится к эпохе среднего царства.
Так как в жанрах «мифы», «религиозная поэзия» и «гимны» нет непосредственного описания жизни народных масс, то рассматривать их в данной работе более подробно не имеет смысла. Наибольшую информацию о положении народа дают следующие жанры: песни и сказки, описания путешествий и поучения, светская и религиозно-философская поэзия.
Сами египтяне считали литературу Среднего царства классической; недаром произведения этого времени сохранились в таком количестве позднейших списков, а язык их служил образцом для подражания.
Положение простого человека в Египте периода Среднего царства по литературным источникам представляется безрадостным.
«Объединение всего Египта в сильное государство при фиванских фараонах XI—XII династий сопровождалось значительным
развитием рабовладельческого хозяйства. Надписи и памятники этого времени указывают на рост производительных сил, на развитие различных видов экономики. В некоторой степени пережиточно сохраняется рыбная ловля как древний вид хозяйственной деятельности. Однако рыбаки принадлежат к самым низам обездоленного населения, и их жизнь изображается в литературных произведениях в самых черных красках. С другой стороны, охота в пустыне и на реке становится излюбленной забавой богачей, своего рода аристократическим спортом, что ярко характеризует все более углубляющееся классовое расслоение.»[1 с.176-177]
Очевидно,
что преобладающее место
Песни,
сказки, поучения.
Элементы народного творчества отразились в пословицах, песнях и сказках. К сожалению, очень мало поговорок дошло до наших дней. Такова, например, очень характерная поговорка — «Уста человека спасают его, но слова его могут его заставить покрыть свое лицо (от стыда)». Большой простотой и безыскусственностью отличаются песни, тексты которых сохранились на стенах гробниц. Однообразный и монотонный ритм этих песен сопровождал тяжелый труд земледельца, грузчика и пастуха. Такова же и песня молотильщиков:
Молотите себе, молотите себе,
О быки, молотите себе!,
Молотите себе на корм солому,
А зерно для ваших господ.
Не останавливайтесь,
Ведь сегодня прохладно.
[2
с.89]
Иероглифические тексты кратких трудовых песен наносились на стены гробницы рядом с изображенными тут же работающими людьми. Это был как бы живой аккомпанемент к тем сценкам труда, которые незамысловато передавал египетский художник.
В глубокой древности появились сказки, часто сохраняющие сюжеты, выхваченные из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев. Они облечены обычно в форму народной речи, впоследствии подвергшейся художественной литературной обработке. К концу Среднего Царства относится папирус. Весткар, содержащий сборник сказок о чудесах, которые совершают при царском дворе прославленные чародеи. Автор умело использует характерную для народных сказок фантастику, заставляя своего чародея отрезать у живого гуся голову, затем ставить ее на место и воскрешать убитую птицу. Особенно характерен рассказ о чудесном рождении царей V династии от таинственного брака солнечного бога с женой жреца. Этот литературно обработанный рассказ отражает стремление жречества утвердить учение о божественном происхождении царя и царской власти и тем самым оправдать захват власти фараонами V династии. Этот сборник сказок отредактирован в период Среднего Царства, на что указывает упоминание людей из среднего слоя населения (неджес) и характерный для этого времени литературный язык.
Но если большинство произведений древности анонимно, то, как правило, авторство поучений было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста.
Искусность и сложность композиции, изощренность стиля, умение объединить одной «рамкой» несколько сюжетных линий. Подобные элементы построения произведения встречаются в сказках о фараоне Хуфу и чародеях, в «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» и, прежде всего, в «Поучениях Неферти». Этот жанр, получив широкое распространение в эпоху Среднего Царства, развивается на базе более изысканных литературных традиций, а, стало быть, и приемов.
Авторы прибегают к рефренам, повторению слов аллитерациям, параллелизму членов (т. е. к выражению одной мысли разными словами: «Открываются для тебя врата неба, отверзаются для тебя врата прохлады»). Тематика поучений не всегда меняется от раза к разу, от эпохи к эпохе.
В «Поучении Птахотепа», содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что «бог возвышает знатного человека», просящему рекомендуется набраться смирения и так далее. Социальной моралью и проповедью смирения пронизано все произведение.
Подобная
мысль встречается и в «
Светская
и религиозно-философская
поэзия.
Но, ни религиозные проповеди, облеченные в форму художественного мифа, ни священные гимны богам и царю, ни мудрые поучения не могли подавить того протеста, поэзия который назревал среди широких слоев населения и порой находил отражение в художественной литературе. В некоторых поэтических произведениях звучат ноты неверия в загробную жизнь и призыв наслаждаться всеми радостями земной жизни. В одной пиршественной песне говорится:
Проводи день радостно, жрец,
Вдыхай запах благовоний и умащений...
Оставь все злое позади себя.
Думай лишь о радости до тех пор,
Пока не настанет день, когда ты причалишь
К
стране, любящей молчание.
Яркой жизнерадостной силой пронизаны замечательные произведения лирической поэзии, сохранившиеся до наших дней.
В эпоху Среднего Царства, в период острой социальной борьбы протест против всего традиционного уклада жизни нашел свое отражение в поэтическом диалоге, получившем название «Беседа, разочарованного со своей душой».
Это — диалог двух начал в человеке, воплощенных в главном герое и в Ба, душе человека. По жанру это произведение граничит с притчей, хотя и оформлено в виде диалога. Главный герой, не сумевший найти себя в мире, видит только один выход — смерть, как избавление от страданий (Смерть вообще часто сопоставляется в подобных текстах, как и в сакральной традиции египтян, с «выздоровлением после болезни». В словах автора этого высокохудожественного произведения звучит глубокий пессимизм человека, видящего в жизни одно лишь горе и мечтающего о смерти как об избавлении от страданий; смерть сопоставляется с «выздоровлением после болезни». Призывая смерть, человек восклицает: