Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:16, реферат
Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879-1940) - политический и государственный деятель. Родился в семье зажиточного землевладельца-арендатора. С 7 лет посещал еврейскую религиозную школу - хедер, которую не окончил. В 1888 был отправлен в Одессу, учился в реальном училище. Оканчивая реальное училище в Николаеве в 1896, он сблизился с членами социал-демократического "Южнорусского рабочего союза". Троцкий начинал революционную деятельность как народник. В 1898 был арестован, более 2 лет пробыл в тюрьме, где женился на соратнице А.Л. Соколовской. Под влиянием, сидящих с Троцким рабочих он стал марксистом. В революционном движении с конца 90-х гг., при расколе РСДРП примкнул к меньшевикам, участник революции 1905 - 1907 гг., председатель Петербургского Совета, после революции эмигрировал в США. В мае 1917 г. вернулся в Россию.
Содержание
1 Краткая биография Троцкого Л.Д....................................................................3
2 Политическая деятельность Троцкого до 1917г................................................4
3 Во главе Октябрьского переворота. Гражданская война..................................7
4 Участие в идейно-политической борьбе 20-х годов.......................................10
5 Изгнание. Троцкий в эмиграции. Создание IV-го интернационала.....................................................................................................15
6 Современные оценки личности и деятельности Троцкого.................................................................................................................23
Список литературы................................................................................................26
Конспирация конгресса была напрасной. Советскую "делегацию" в единственном числе представлял Марк Зборовский, который после смерти Льва Седова стал представлять "интересы" Троцкого в Париже. Тайный агент быстро проинформировал Москву о персональных участниках тайного совещания троцкистов и его резолюциях. О многих акциях, шагах, конференциях сторонников Троцкого ОГПУ-НКВД знал, и довольно хорошо. Свидетельством тому - наличие копий и подлинников многих документов троцкистских организаций, а затем и Международного Секретариата IV Интернационала. Любые упоминания в корреспонденциях Троцкого фамилий его сторонников в СССР вели к безусловному их аресту. В советских архивах со временем оказались многие документы Троцкого, написанные в 30-е годы. Больная часть этих документов была доставлена с помощью уже упоминавшегося Марка Зборовского и других агентов НКВД, внедрившихся в троцкистские структуры.
Итак, рождение политического детища Троцкого происходило в присутствии и при участии агента Иностранного отдела ГУГБ НКВД. Зборовский, став "представителем" русской секции, регулярно информировал Москву о каждом шаге, решении и направлении, намерении Международного Секретариата троцкистов.
Конгресс, как думал Троцкий, ожидая в Койоакане вестей из Парижа, решит глазную задачу: заявит о создании новой мощной политической силы, с которой придется считаться всем, - "мировой партии социальной революции".
Интернационал
окажется чрезвычайно живучим, хотя
бесплодным. Он сохранит себя как секту
и спустя десятилетия, но роль его
в политических делах была и останется
малозаметной. Особенно после ухода
с мировой арены его основателя
и лидера. Через 2 месяца после завершения
конгресса Троцкий встретился с Максом
Шахтманом, который был председателем
на конгрессе. Из его рассказа, материалов,
поспешно принятых на заседании, откликов
руководителей секций, Троцкий понял,
что "мировая партия" - это всего лишь
великая иллюзия. Конгресс объединил максимум
8-10 тысяч членов небольших разношерстных
групп, часто именующих себя партиями.
Троцкий, избранный на конгрессе почетным
председателем и членом Исполкома, почувствовал,
что на спаде активности рабочего движения,
при усилении тоталитарных режимов в Германии,
Италии, СССР, при возрастании угрозы новой
мировой войны трудно будет рассчитывать
на успех этого политического предприятия.
IV Интернационал, или "мировая партия
социальной революции" оказался туманным
миражом, который едва заметили основные
политические силы, разыгрывающие в этот
момент предвоенный акт всемирной драмы.[11]
Провозглашение
IV интернационала не помогло укрепить
позиции троцкизма. В 1939 году в интервью
американскому историку Джеймсу
Троцкий жаловался, что повсюду троцкистские
группы теряют кадры, перестают развиваться
политически, их мало, несколько сот рабочих,
а остальные интеллигенты, полуинтеллигентны,
причем с весьма "скверным характером,
недисциплинированные, всегда бывшие
аутсайдерами, плетущимися в хвосте наиболее
важных событий, происходивших в рабочей
движении, их самомнение сыграло с ними
злую шутку. Оно заставило их плыть против
течения, перекрыв всякую возможность
для налаживания контактов с массами".
И далее: "Вся ситуация против нас. Нужен
поворот в политике классов, умонастроениях
масс, их готовность к борьбе"((. Фактически
повторилась та же ситуация, что и в конце
20-х годов. Троцкий мечтал вделать сперва
левую оппозицию, а затем IV Интернационал
кузницей кадров "новых большевиков".
На деле получилось далеко не то, о чем
мечтал лидер этого движения. IV Интернационал
мог еще как-то заявить о себе, пока во
главе него стоял такой человек, как Троцкий.
Движение троцкистского интернационала
оставило эфемерный след в истории политической
борьбы, и то лишь благодаря весу и мировой
значимости его основателя. У IV Интернационала
с самого начала не было больших исторических
шансов. Но нельзя не подчеркнуть важного,
политического момента: борясь за создание
новой партии, Троцкий вел эту работу в
контексте разоблачения тех политических
сил, которые готовили войну.Еще в 1937 году
он точно предсказал, что через 2-3 года
разразится новая, вторая мировая война.
Л. Д. Троцкий раньше, чем многие политики,
разглядел, что приход фашистской власти
в Германии рано или поздно приведет к
войне. Троцкий, пожалуй, первый дал глубокую
характеристику фашизму как источнику
войны.
Еще осенью 1938 года он пророчески предсказал, что "Сталин вскоре заключит союз с Адольфом Гитлером". Резко критикуя сталинскую внешнюю политику, Троцкий назвал Сталина в 1939 году "главным агентом Гитлера" и характеризовал пакт о ненападении как договор о "пассивном отношении СССР к германской агрессии". Вместе с тем Троцкий резко противодействовал попыткам поставить знак равенства между социализмом и фашизмом. Фактически он выступил одним из первых оппонентов доктрины тоталитаризма, ставшей впоследствии очень популярной на Западе. Накануне и с началом второй мировой войны Троцкий призывал всех своих сторонников защищать СССР. Он выдвинул лозунг "безусловной защиты Советского Союза", подразумевавшей, что каждый революционер должен встать на сторону СССР как оплота социализма, независимо от действий сталинского руководства.Троцкий видел приближение зловещего призрака войны, который приобретал все более реальные и грозные очертания. Но, увы, лидер международного левого движения искал спасения от мировой войны... в новой революции. "Если она не произойдет до войны, то сама война вызовет революцию, в результате которой рухнет как сталинский режим, так и фашистский".
Троцкий мыслил старыми догматическими категориями и всю многогранную социальную действительность по-прежнему стремился втиснуть в прокрустово ложе схемы мировой революции. Даже когда мировая война уже разразилась, в феврале 1940 года Троцкий писал американскому единомышленнику Уэлшу: "В этот ужасный период разгула мирового шовинизма... единственным путем выживания человечества является путь социалистической революции". В приверженности теории перманентной революции, не смотря на то, что жизнь ее не подтвердила, он остался непоколебим. Будучи пленником идеи мировой революции, Троцкий стал пленником и своего детища - "мировой партии социальной революции" иначе IV Интернационала.[13]
6
Современные оценки личности и деятельности
Троцкого
Через 60 с лишним лет после смерти Троцкого и через 70 с лишним лет после его изгнания из Москвы споры вокруг его личности не прекращаются. И это говорит о том, что многие проблемы и конфликты XX века перешли в новый век и новое тысячелетие. И не случайно фигура Троцкого и в XXI веке возбуждает острые и разноречивые суждения.
Имя Троцкого обрело всемирную известность осенью 1917 года. Описывая эти события в книге «Десять дней, которые потрясли мир», американский журналист Джон Рид оставил немало ярких зарисовок Троцкого, в которых он был изображен блистательным трибуном победившей революции. В первые годы после Октябрьской революции имя Троцкого гремело по всей России. В праздничных колоннах демонстранты несли огромные портреты Троцкого рядом с портретами Ленина, а речи на собраниях завершались здравицами в честь Ленина и Троцкого.
Однако прошло несколько лет
и с середины 20-х гг. имя Троцкого
стало склоняться в ходе
Впоследствии на протяжении
В это время иные оценки Троцкому высказывались лишь за пределами СССР. Историк Исаак Дейчер в своей трилогии («Вооруженный пророк», «Разоруженный пророк» и «Изгнанный пророк») попытался оправдать Троцкого. Окружив личность Троцкого ореолом пророка, Дейчер убеждал своих читателей в том, что троцкистская альтернатива развития Советской страны более отвечала социалистическому идеалу, чем восторжествовавший сталинский путь развития. В конце 80-х – начале 90-х гг. эти идеи были подхвачены и в нашей стране. Наиболее полное выражение они нашли в трудах Вадима Роговина (например, в его книге «Была ли альтернатива? «Троцкизм»: взгляд через годы»). Изменили отношение к Троцкому и те, кто не разделял идеи троцкизма и не верил в продуктивность троцкистской альтернативы. Хотя в своей серии «Вожди» Д.Д. Волкогонов осудил деятельность Сталина (за измену дела Ленина), затем и Ленина (за антигуманизм), в отношении Троцкого генерал и историк был не столь однозначен. Заметив, что «Троцкий – пленник ложной утопической идеи мирового революционного пожара», Волкогонов все же согласился с Дейчером, назвав Троцкого «оракулом и пророком» революции. Однако, по мнению Волкогонова, «главная заслуга Троцкого: он первым разглядел Сталина и сталинизм изнутри и боролся с ним до конца». Видимо, это обстоятельство во многом извиняло Троцкого в глазах Волкогонова за его приверженность к «ложной утопической идее» и позволило историку сказать немало теплых слов в его адрес.
Резкие перемены в оценках
Троцкого в течение XX столетия
вынуждали некоторых людей
Несмотря на различия в
Список литературы:
1. Бруэ П. Главы из книги "Троцкий"/исследования французского историка///Экономика и организация промышленного производства. 1989. №9,10,11.
2. Бердяев Н.А. Рецензия на книгу "Л. Троцкий. Моя жизнь"// Социологические исследования. 1990. № 5.
3. Волкогонов Д.А. Троцкий. Политический портрет. М., 1992.
4. Волкогонов Д.А. Судьба революционера// Социально-политические науки.
1990. № 5.
5. Волкогонов
Д.А. Человек планеты без
Троцкого// Родина. 1989. № 7.
6. Васецкий Н.А. Троцкий. Опыт политической биографии. М., 1992.
7. Васецкий Н.А. Как создавался IV интернационал// Новая и новейшая история. 1991. № 5.
8. Ватлин А.Ю. Симпозиум: "Лев Троцкий. Пятьдесят лет спустя" /г. Абердич
/Великобритания/, июль-август 1990///История СССР. 1991. №6.
9. Гетти Дж.А. Троцкий в изгнании: основание IV Интернационала// Вопросы
Истории КПСС. 1991. № 5.
10. Гордеев М. Идеи Троцкого живут и побеждают?// Наш современник. 1992. №3
11. Данилов В.П. Мы начинаем познавать Троцкого// Экономика и организация промышленного производства. 1990. № 1.
12. Дойчер И. Троцкий в изгнании. М., 1991.
13. Емельянов
Ю.В. Последние политические
Социологические исследования. 1990. № 5.
14. Коваленко Ю. Дело Троцкого живет ... во Франции; штрихи иной жизни//
Неделя. 1991. 21-27 окт.
15. Кудряшов С. В. Троцкий: 50 лет спустя//Вопросы истории КПСС. 1990. №12.
16. Пандов А.З. "Демон революции" или пролетарский революционер?//
Политические
исследования. 1991. № 1.