Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:55, реферат
В истории человечества встречаются такие личности, которые, некогда появившись, проходили затем через века, через доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди - поистине "вечные спутники" человечества. Речь может идти о политических и государственных деятелях, о представителях науки, культуры и искусства, о том ощутимом вкладе, внесенном ими в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия.
Введение:
I. Преобразования Петра в области торговли и флота.
II. Политика Петра в отношении своего народа.
III. Экономические реформы
IV. Социальная политика.
V. Формирование Российского абсолютизма.
Заключение.
Список литературы.
5
II. Политика Петра в отношении своего народа.
Пётр очень много заботился о просвещении своего народа. Он продолжил и основал в Петербурге главное учебное заведение, Академию наук, чтобы в ней могли готовить учителей. Пётр все приготовил для этого, но не успел открыть академию. Он завел много школ для дворян и духовных.
От дворян он требовал, чтобы они служили с юных лет и до конца жизни. Пётр приказал, чтобы каждый дворянин непременно знал грамоту и арифметику. Неслужившие и неучёные дворяне не могли даже жениться.
Прежде дворяне исполняли двоякую обязанность, были одновременно солдатами и должностными лицами: опоясанные мечом, они несли службу чиновников. Теперь на каждого возлагался отдельный труд. До пятнадцатилетнего возраста дворянин должен был готовиться к тому, чтобы с достоинством занять своё место. Он обязан был учиться, и у него спрашивали строгого отчёта о его учении.
Что касается крестьян, то при воцарении Пётра сельское население состояло кроме земельных собственников также из двух главных обширных групп жителей, положение которых представляло, с точки зрения политической, юридической и экономической, глубокое различие: из крестьян и холопов.
Класс свободных людей, обрабатывавших землю и не принадлежавших к этим разрядам, начинал исчезать. У крестьян было двое хозяев: государство и барин. Они уплачивали оброк и отбывали барщину, были закрепощены на веки и могли быть продаваемы вместе или отдельно от земли, ими возделываемой.
Политика Петра в этой сфере была двоякой. Во-первых, она имела целью улучшение положения этого класса рядом указов, составленных в духе либеральном и гуманном, разрешающих продажу крепостных лишь в случаях крайней необходимости, при этом ставящих обязательным условием передачу целых семейств; назначались комиссары для контроля за точным исполнением закона и расследования злоупотреблений. Косвенное действие сельского законодательства Петра было совсем иное: оно вело к смешанию обеих категорий крестьян. Слияние совершилось в 1705 году указом, распространявшим на холопов обязательств воинской повинности. С юридической и экономической точки зрения общая перепись 1717 года и рядом указов, изданных в 1719-1720 годах, относительно составления листов переписи, закончили работу управления.
Если верить защитникам Петра, то, исключив из программы реформ, завещанной ему предшественниками, освобождение крестьян, он не имел в виду сузить её, а только связал разрешение этой задачи с предварительным завершением другого дела: эмансипацией городского населения. Город, возрождённый из нищеты и упадка, должен был бы освободить деревню. Царь, бесспорно, употреблял много усилий, чтобы сделать горожан достойными своего естественного призвания. Самоуправления по английскому образцу, французский цех и сословие присяжных, немецкие гильдии – всё было им испробовано, сразу и, по обыкновению, вперемешку. Успех не соответствовал ожиданиям.
Города развивались вследствие успехов политических и побед экономических, приобретение гаваней и появление новых путей сообщения, давших торговле и промышленности страны ощутимый толчок. В прибалтийских провинциях Пётр застал уже вполне сформировавшееся местное городское сословие. В других местах он даром потратил свои труды, стремясь его создать из ничего. Русский народ не настолько восприимчив к корпоративному духу. Могут быть различные виды корпораций, и артель, народное демократическое товарищество, столь распространённое в России, в сущности, такая же корпорация, более свободная, следовательно, более соответствующая основному корпоративному принципу, испорченному в странах Запада деспотическим духом Рима. Нам кажется, и пример Петра подтверждает такое
6
мнение, что невозможно создать общественные силы путем одних законов, указов и регламентов. Петр без всякой пользы издавал их большое количество. И, по своему обыкновению, обнаруживал при том большую непоследовательность.
7
III. Экономические реформы
Повысить благосостояние частных лиц, создать новые источники доходов и новые ресурсы производства, заменить привозные товары отечественной продукцией, возбудить трудовую активность и дух предпринимательства, принудить праздный люд занять место в рядах работающего населения, устранить равнодушие и даже враждебность администрации к силам производительным, внести изменения в правосудие, создать третье сословие, внести, наконец, Россию в современное экономическое движение – всего этого Пётр желал и добивался.
Успех его предприятия был отчасти испорчен досадным совпадением и коренной ошибкой. Совпадением была война. Она превратила Петра, убежденного противника монополий, разрушавшего одной рукой то, что творила другая. Ошибкой была его уверенность в возможности создать жизнь торговую и промышленную, снабдить это создание органами, соответствующими его нуждам, придать ему плоть и кровь, затем управлять его движениями, поворачивать его направо и налево, как создаваемыми и командуемыми полками, путём указов и под страхом кнута и палки. Компании торговые и промышленные явились в 1699 году первой попыткой такого рода. Голландцы вначале этого испугались, потом стали смеяться.
Война требовала денег; содержание постоянных войск дало на Западе толчок духу меркантилизма, и вот Пётр является рьяным подражателем Кольбера. Его настойчивость усилий, обилие мер, поощрительных и принудительных, поддержки нравственной и денежной постепенно делали своё дело. Возникли заводы, субсидируемые или эксплуатируемые государем, остальные существовали только собственными средствами. Императрица содержала фабрику тюля в Екатерингофе. Пётр, ограничивший сначала свою деятельность производством парусного полотна, селитры, серы, кожи, оружия, постепенно и отчасти помимо воли тоже расширил её сферу.
Государь начал развитие горной промышленности с добычи и обработки железной руды; позднее его охватила лихорадка золота, как того и следовало, было ожидать. Он увлекался всё больше, собирал все указания, исследовал все пути. До 1720 года открыты были единственные серебряные рудники. Были найдены медь, железо и каменный уголь.
В 1723 году законодатель сделал ещё один смелый шаг: он намеревался окончательно прекратить систему коронной промышленной монополии. К уставу, выработанному Мануфактур-коллегией, он присоединил манифест, приглашавших частных лиц заменить государство в эксплуатации учреждений всякого рода, им созданных, предлагая выгодные условия. И эти усилия не остались бесплодными; созидательное движение разрасталось, отечественная промышленность сделалась из мечты реальностью.
Средства, какими располагал Пётр при восшествии на престол, не могут идти в сравнение со средствами остальных европейских государств,- они не превышали 1 750 000 рублей. Основываясь на бюджете настолько тощем, существование Русского государства приняло вид неразрешимой загадки, если не считаться с особыми условиями, в каких оно тогда находилось.
Прежде всего, помимо содержания армии, на государстве не лежало почти никаких финансовых тягот. Оно не платило своим служащим: они были обязаны ему служить взамен раздаваемых им привилегий или получали жалование косвенным образом, путём кормления.
До воцарения Петра, в 1679 году, была принята весьма важная мера в этой первобытной организации, а именно - централизация доходов в Приказе большой
8
казны, замененном в 1699 году ратушей. Великий муж своим вмешательством только уничтожил всё сделанное. Ему было некогда следовать программе, обещавшей дать положительные результаты в отдалённом будущем. Нуждаясь в больших деньгах и немедленно, он поступал подобно запутавшимся в долгах сыновьям богатых родителей. Вместо того чтобы продолжить централизацию и постепенно уничтожить отдельные управления, высасывавшие народное богатство, он придумал новые органы для выжимания соков, «военно-финансовые комиссии», возложив на них сборы налогов, созданных для войны. Вместо того чтобы стремиться расширить источники дохода, уже существовавшие, он проводил политику финансового грабительства, обременяя налогами всё, что ему казалось пригодным для обложения, доброд своих подданных включительно. Он приказывал отбирать у столяров дубовые гробы, чтобы, перенеся в монастыри, продавать вчетверо дороже в пользу казны. В 1700 году он присвоил сборы, взимаемые с торговцев частными лицами, в 1704 году наложил руку на кабаки, в 1705 году захватил монополию на продажу соли и табака.
В 1710 Пётр ухватился за мысль о ревизии обитаемых домов и обрабатываемых земель, на чём основано было понимание главных, искони принятых податей.
Содержание армии – предмет наибольшей заботы и наибольшего обременения для казны – являлось яблоком раздора между управлением финансов, образованным в 1708 году, и Военной коллегией, расстраивавшей его работу, подражая обычаю, принятому в Швеции. Там обыкновенно население заботилось о пропитание войска посредством контрактов, заключённых с правительством. Здесь армия и население относились к друг другу как заимодавец и должник, а вмешательство правительства ограничивалось подтверждением долгового обязательства всей силой авторитета.
Если сделать вывод то вызванная потребностям войны, постоянно приспособлявшаяся к её нуждам, финансовая политика Петра обанкротилась даже перед армией.
9
IV. Социальная политика.
Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в усилении роли, места и значения класса феодалов в государстве. В 1714 г. был издан "Указ о единонаследии", по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ укреплял дворянское землевладение и знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс стали называть дворянами (помещиками, шляхтой) .
Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор) , или офицер (майор) получали пожизненное дворянство (так было до середины 19 в.) . Таким образом, господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.
В 1718-1724 г. г. была проведена подушная перепись всего мужского населения. Единицей налогообложения населения взамен крестьянского двора становилась "душа мужского пола". Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалась в "ревизские сказки" (списки) и было обязано платить ежегодно денежный налог - подушную подать. От него освобождались лишь дворяне и духовенство. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек.
Перепись населения не учитывала такую категорию населения, как холопы. Они были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых стали холопы.
Введение подушной подати привело к росту доходов казны и усилению налогового гнета по сравнению с предшествующим временем. Это повлекло за собой массовое бегство крестьян. Петр, исходя из интересов помещиков, издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России.
"Соборное Уложение" 1649 г. закрепляло за посадами жителей русских городов. Правительство Петра продолжило эту линию. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записываться в цехи. Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В Регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными, или "подлыми", считались горожане, не имевшие собственности.