Первый король Черногории Николай I Негош

Автор работы: Юрий Петроченко, 17 Октября 2010 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Номинально входя в состав Османской империи, Черногория фактически не подчинялась султану, считая себя самостоятельным государством. На этом пути она встретила как дипломатическую, так и финансовую поддержку братской России, защищавшей политические требования Черногории перед магометанской Портой и способствовавшей развитию православной государственности.
Традиционно духовная и светская власть в Черногории находилась в руках Митрополитов.
Первым совершил попытку объединить черногорские земли Владыка Данило из рода Петровичей Негошей, который стоял во главе черногорских племен с 1697 по 1735 годы.
Его венценосный преемник Савва (1700-1781), по существу, уступил бразды правления своему державному племяннику Василию (1709-1766), который фактически правил Черногорией с 1750 года и играл главную роль в политической жизни страны. Когда после его кончины власть снова оказалась у Саввы, в Черногории наступили "смутные времена": в стране объявился самозванец.

Содержание работы

нет

Содержимое работы - 1 файл

Первый король Черногории Николай I Негош.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

     Николай Петрович Негош 

     Введение 

     Номинально  входя в состав Османской империи, Черногория фактически не подчинялась  султану, считая себя самостоятельным  государством. На этом пути она встретила  как дипломатическую, так и финансовую поддержку братской России, защищавшей политические требования Черногории перед магометанской Портой и способствовавшей развитию православной государственности.

     Традиционно духовная и светская власть в Черногории находилась в руках Митрополитов.

     Первым  совершил попытку объединить черногорские земли Владыка Данило из рода Петровичей Негошей, который стоял во главе черногорских племен с 1697 по 1735 годы.

     Его венценосный преемник Савва (1700-1781), по существу, уступил бразды правления  своему державному племяннику Василию (1709-1766), который фактически правил Черногорией с 1750 года и играл главную роль в политической жизни страны. Когда после его кончины власть снова оказалась у Саввы, в Черногории наступили "смутные времена": в стране объявился самозванец.

     Некто Степан Малый, выдавая себя за русского Императора Петра III Феодоровича, полновластно правил Черногорией с 1766 по 1773 годы, до тех пор, пока не был убит своим слугой-греком, подкупленным скадарским пашой. Чтобы укрепить свое положение правителя, Степан Малый, еще в 1768 г., издал грамоту, узаконившую отделение государственной власти от церковной. Однако традиция митрополичьего правления в Черногории не прервалась: после убийства самозванца и смерти Саввы власть перешла к Петру I Негошу (1747-1830).

     Благосклонность черногорцев к Степану Малому дорого обошлась стране. Россия, покровительствовавшая Черногории, отказала ей в регулярной денежной помощи, а государыня императрица Екатерина II (1728–1796) не приняла митрополита Петра I Негоша в Санкт-Петербурге, куда он прибыл в 1785 г. В России еще слишком свежи были воспоминания о своем "Петре III" – самозванце и богоборце Емельяне Пугачеве.

     При Святителе Петре Цетиньском Чудотворце, в миру князь Петр I Петрович Негош (1748–1830), и его августейшем сыне князе Петре II Петровиче Негоше (1813–1851) в 1813–1851 годы Черногория вела непрекращающиеся войны с османскими угнетателями за политическую независимость и достигла в этом значительных успехов.

     Князь Петр II получил известность не только как государственный деятель, но и как крупный поэт, мыслитель своего времени. Его стихотворные произведения, крупнейшим из которых стал "Горный венец", представляют собой изложенные в поэтической форме размышления о судьбе черногорского народа. Большое значение князь Петр II придавал просветительской работе среди народных масс, развитию образования и культуры.

     В настоящее время на родине Негошей  свято чтят память своего национального  героя. Высоко в горах, на Ловчене  находится усыпальница государя Петра II Негоша. Здание мавзолея с четырехметровой гранитной фигурой правителя-поэта вознеслось на высоту 1660 м над уровнем моря и царит над всем суровым краем этих поистине "Черных гор".

     По  сложившейся традиции черногорские правители обладали высшей духовной и светской властью. Первым, кто воспротивился  установленному обычаю, стал преемник Петра II князь Данило Негош (1826–1860). Он предпринял специальное путешествие в Россию для того, чтобы испросить у «высочайшего покровителя» разрешения не принимать церковного сана, к которому Данило не чувствовал призвания. Так, он стал первым светским правителем Черногории.

     Скупщина, созванная в Цетинье 1 (14) марта 1852 года, приняв решение о будущем  устройстве Черногории в качестве светского  государства, исходила из того, что  отсутствие законных наследников у  правивших митрополитов приводило к возникновению споров о праве наследования в семье Петровичей-Негошей.

     Князь Данило – августейший племянник князя и митрополита Петра II, несмотря на наследование власти по завещанию, был втянут в борьбу за Черногорский престол с двумя своими кровными братьями. Князь реорганизовал государственный аппарат и армию, ограничил племенной сепаратизм. В 1855 году он ввёл "Общий законник черногорский", в котором обычное право сочеталось с некоторыми нормами европейского права. Добивался международного признания суверенитета Черногории, поддерживал антитурецкое движение на Балканах, оказал помощь восстанию в Герцеговине в 1857 – 1858 годы. В результате Черногорско-турецкой войны (1857–1858) князь Данило присоединил к Черногории некоторые отвоёванные у турок территории. Но 1 (14) августа 1860 года он был убит черногорским эмигрантом Кадичем. 

     Первый  король Черногории

     Единственный  в истории Государь независимого королевства Черногория – кавалер  Императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного Николай I Петрович Негош появился на свет в г. Негуши в семье владетельной черногорской фамилии (Негуш), происходящей от названия местечка в Герцеговине, из которого этот род в XVI в. переселился в Черногорию.

     Выдающимся  представителем Фамилии был Данило Петрович Негош, который еще ребенком бежал из родительского дома в монастырь. Провозглашенный в 16 лет владыкой Черногории, Данило вел упорную борьбу с турками, строил церкви, ездил в Россию и заручился покровительством государя императора Петра I Алексеевича Великого для своей страны. Даниле принадлежит учреждение в Черногории губернаторств и сердарей. Он скончался в 1735 году.

     Другим  выдающимся венценосным предком  короля Черногории Николая I был Савва  Негош, племянник Данилы, отличный хозяин, но вследствие мягкости характера не сумевший унять смут внутренних. За ним следовал князь Петр I (1782-1830), который верно служил интересам своего народа, был другом России, возвысил значение и власть Владыки Черногории.

     Государь  Петр II Негош (1811-1851) был и выдающимся Черногорским князем и поэтом. Он сумел примирить враждовавшие племена и округи Черногории, подчинил их единой державной власти, установил порядок и правильное управление. Как поэт отличался сильным поэтическим чувством, прекрасным стихом, народным языком и сильным патриотическим одушевлением. Лучшее из его произведений — "Горный Венок".

     И, наконец, Данило I Негош (1851–1860) – первый князь Черногории (названный в честь основателя династии), правивший недолго. Его убили в междоусобном конфликте в 1860 году. Именно его сменил на престоле последний князь и единственный король Черногории (с 1910 года) – Николай Негош.

     Сын великого воеводы Мирко Петровича Негоша (1820–1867) от брака с Анастасией (Станой) Мартинович (1824–1895) появился на свет 7 (20) октября 1841 года.

     Он  получил прекрасное домашнее образование. С 1856 года князь учился в гимназии г. Триест, а затем в лицее Людовика Святого в Париже. Он овладел немецким, французским, итальянским и русским языками. Как раз в то время отказ Черногории от участия в Крымской войне, вызванный давлением Австро-Венгрии, вызвал охлаждение в отношениях с Россией, и будущему монарху предстояло заново восстанавливать прежде теплые союзнические отношения.

     1 (14) августа 1860 года 19-летний Николай  Негош наследовал своему венценосному дяде князю Даниле Петровичу Негошу (1826–1860), не имевшему наследников, и стал князем Черногории. Этому предшествовало трагическое убийство монарха.

     В том же году новый государь Черногории браковенчался с княгиней Миленой (1847–1923), дочерью черногорского воеводы Петра Вукотича.

     У князя и княгини родились 12 венценосных детей; двое из них – София и Мария, к несчастью, умерли в раннем детстве. Все взрослые дети, кроме не вышедших замуж княжны Ксении и княжны Веры, заключили выгодные, в том числе, династические браки. За это князя Николу считали "тестем Европы".

     Старшая дочь Зорка Любица (1864–1890) была державной  супругой принца Петра I (1844–1921), ставшего первым сербским королем из Дома Карагеоргиевичей. Она скончалась рано, когда ее дети были еще маленькими, и державный отец сам занимался их воспитанием и образованием.

     Княжна  Елена (1873–1952) вышла замуж за итальянского короля и кавалера Виктора Эммануила III (1869–1947).

     Княжна  Анна (1874–1935) стала супругой принца Франца Иосифа фон Баттенберга (1861-1924), брата первого князя Болгарии Александра I (1823–1888) Баттенбергского и двоюродного брата государя императора Александра III Миротворца (1845–1894).

     Наибольшую  известность в исторической литературе получили княжна Стана, Анастасия, (1868–1935) и княжна Милица (1866–1951), вошедшие в императорскую семью дома Романовых. Они стали венценосными супругами великих князей Николая Николаевича (1856 – 1929 гг.) и Петра Николаевича (1864–1931), внуков государя императора Николая I Подвиголюбивого (1796–1855), и, следовательно, двоюродных дядей Николая II Многострадального (1868–1918).

     Наследный принц и кавалер Данило (1871–1939) браковенчался с принцессой Юттой  Мекленбург-Стрелицкой (1880–1946), дочерью  великого герцога Адольфа Фридриха V Мекленбург-Стрелицкого от брака с принцессой Елизаветой Ангальтской, получившей при Святом Таинстве Крещения имя Милицы.

     Принц Мирко (1879–1918), великий воевода Грахова, полковник Русской Армии в 1902 году браковенчался с Наталией Константинович (1882–1950), дальней родственницей сербского короля Александра I Обреновича (1876–1903).

     Самый младший принц Петр (1889–1932) браковенчался  с Виолеттой Вегнер (1887–1960).

     С первых же лет царствования он оказывал поддержку восстанию в Боснии и Герцеговине в 1861 – 1862 годы, начал войну с Турцией, но потерпел поражение.

     В конце 1860-х годы князь выразил готовность отречься от престола в пользу Сербской династии Обреновичей, чтобы достичь централизации югославских земель. После распада Балканского союза претендовал на ведущую роль в объединении югославских земель.

     Возглавлял  черногорские войска в войнах с Турцией  в 1862 году и в 1876-1877 годы.

     В 1862 году, по поводу восстания в Герцеговине  православных христиан, стремившихся к независимости от турецкого  ига, Николай I Негош начал войну с Турцией, окончившуюся разгромом Черногории. Столица княжества город Цетинье был взят турками, и монарху пришлось подписать невыгодный мир. Однако, опираясь на заступничество держав и в особенности православной России, он сумел постепенно освободиться от исполнения принятых им обязательств.

     Именно  во время войны России с Турцией (1877–1878) наметились изменения в межгосударственных отношениях России и Черногории.

     В 1876 году Черногория, надеясь на присоединение  Герцеговины, восставшей против Османской империи, сама начала войну с турками, приняв тем самым активное участие в Русско-турецкой войне (1877-1878). Во время войны князь Николай сам возглавил командование над войсками. За мужество и бесстрашие в войне с Турцией он дважды был удостоен военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 3-го класса (12 (25) апреля 1877 года) и 2-го класса (в январе 1878 года).

     Монарх  добился при поддержке России международного признания независимости  Черногории и ее территориального расширения в 1878 году. Турции пришлось пойти на уступки и признать Черногорию. Однако часть плодородных албанских земель, переданных Черногории по Берлинскому трактату, была силой удержана албанцами. Хотя взамен их Черногория получила порты Антивари и Дульциньо, а также приобрела плодородные равнины Никшича и Подгорицы, она получила ограничения на железнодорожное строительство и судоходство. Однако против воли России право на "полицейский надзор морской и санитарный как в Антивари, так и вдоль всего побережья" получила Австро-Венгрия; кроме того, она приобрела право содержать гарнизоны в Ново-Пазарском санджаке – и это отрезало Черногорию от Сербии. Таким образом, увеличив вдвое территорию и население Черногории, Берлинский трактат 1878 года всё же не разрешил полностью главную проблему ее существования и даже осложнил ее, поставив Черногорию в полную зависимость от Австро-Венгрии, которая сжала ее со всех сторон.

     В иностранной политике главной целью  князя Николая I Негоша всегда было возможно более тесное сближение с Россией. Ему, действительно, удалось сделать Черногорию форпостом России на Балканском полуострове. Он добился того, что император Александр III Миротворец при посещении его князем Николаем произнес в 1889 году знаменитый тост "За единственного искреннего друга России". В том же 1889 году император Александр III Миротворец пожаловал князю Николаю I Негошу Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

Информация о работе Первый король Черногории Николай I Негош