Первое лейбористское правительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:59, доклад

Краткое описание

Парламентские выборы 1923 г. проходили в сложных условиях. Экономическое положение страны оставалось тяжёлым. Международная обстановка была неблагоприятной для Англии. В стране обострились противоречия между различными группами монополистической буржуазии.

В результате выборов в палату общин было избрано 258 консерваторов, 158 либералов и 191 лейборист. Консерваторы потеряли 100 депутатских мест, а с ними и абсолютное большинство в парламенте. Консерваторы и либералы не смогли договориться друг с другом о создании коалиционного или однопартийного правительства. В связи с парламентской традицией нельзя было поручать формирование правительства консерваторам, т. к. они проиграли на выборах. Либералы же были в меньшинстве. Формирование правительства было поручено лейбористам.

Содержимое работы - 1 файл

Первое лейбористское правительство.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

    Первое лейбористское правительство

    Парламентские выборы 1923 г. проходили в сложных  условиях. Экономическое положение  страны оставалось тяжёлым. Международная  обстановка была неблагоприятной для  Англии. В стране обострились противоречия между различными группами монополистической буржуазии. 
 
       В результате выборов в палату общин было избрано 258 консерваторов, 158 либералов и 191 лейборист. Консерваторы потеряли 100 депутатских мест, а с ними и абсолютное большинство в парламенте. Консерваторы и либералы не смогли договориться друг с другом о создании коалиционного или однопартийного правительства. В связи с парламентской традицией нельзя было поручать формирование правительства консерваторам, т. к. они проиграли на выборах. Либералы же были в меньшинстве. Формирование правительства было поручено лейбористам.

    23 января 1924 г. лидер лейбористской  партии Рамзей Макдональд сформировал  правительство. Все лейбористы, вошедшие  в состав правительства, принадлежали  к крайне правой части руководства  партии. В состав правительства было включено несколько лордов, связанных с консервативной или либеральной партиями.

    Взяв  власть в этой обстановке, подлинно рабочее правительство могло  бы в корне изменить положение  страны. Только социалистическое переустройство общества способно было не только обеспечить английскому народу ликвидацию безработицы, повышение уровня жизни, удовлетворение материальных и культурных потребностей, но и вывести английскую экономику из хронического застоя, восстановить позиции Англии как первоклассной промышленной державы.

    Но  первое лейбористское правительство  было бесконечно далеко не только от социализма, но и от прогрессивных социальных реформ. В состав кабинета Макдональд ввел крайне правых партийных и тред-юнионистских лидеров. Оставив себе портфель министра иностранных дел, он поручил министерство финансов своему ближайшему сотруднику по руководству НРП Филлиппу Сноудену, министерство внутренних дел — Артуру Гендерсону, министерство торговли — Сиднею Веббу. Министром но делам колоний стал Д. Томас — главный виновник «Черной пятницы». Макдональд, Сноуден, Гендерсон не уставали повторять, что они представляют всю нацию, а не рабочий класс. Исходя из этой доктрины, лейбористское правительство занимало враждебную позицию по отношению к стачкам, а однажды даже пригрозило, что использует антирабочий закон 1920 г. о чрезвычайных полномочиях.

    Единственной  сколько-нибудь значительной реформой, проведенной лейбористским правительством, был Закон о жилищном строительстве, подготовленный левым лейбористом Джоном Уитли. Этот закон действительно способствовал расширению жилищного строительства за счет местных налогов, а также увеличения государственных субсидий. В то же время «пацифист» Макдональд увеличил ассигнования на военно-воздушные силы и продолжал начатое консерваторами строительство крейсеров.

    В области внешней политики, которой  руководил лично Макдональд, лейбористское  правительство столь же ревностно  защищало интересы буржуазии, как и  в политике внутренней. Центральным  вопросом европейской политики был вопрос о положении в Германии. Со времени заключения Версальского договора официальное отношение к нему лейбористской партии было резко отрицательным. В предвыборных манифестах 1922 и 1923 гг. лейбористы обещали пересмотреть условия Версальского мира, в частности отменить взимание репараций с Германии. Но, придя к власти, лейбористские лидеры отбросили свои декларации в пользу демократического мира. Единственной их заботой было укрепление позиций британского империализма в Европе, ослабление чрезмерно усиливавшейся (с точки зрения английских интересов) Франции. На Лондонской конференции 1924 г. Макдональд поддержал предложенный американцами «план Дауэса», согласно которому Германии предоставлялись кредиты для технического перевооружения ее промышленности. Предполагалось, что это даст возможность Германии беспрерывно платить репарации, а Англия и другие страны за этот счет будут выплачивать военные долги Америке. Таким образом, лейбористы действовали в соответствий со старым лозунгом Ллойд-Джорджа «Немцы заплатят за все!», хотя в 1918 г. они его решительно осуждали.

    Кредиты Германии предоставляли преимущественно  американские и английские банкиры. Для финансовых воротил это было выгодным помещением капитала. Но в  то же время это означало дальнейший отплыв капиталов за границу — капиталов, столь необходимых для модернизации самой английской промышленности. В политическом отношении «план Дауэса» был рассчитан на привлечение Германии к антисоветскому блоку западных держав. Восстановление военно-промышленного потенциала Германии создавало предпосылки для использования ее впоследствии в качестве ударной силы международного империализма в борьбе против Советского Союза.

    Только  в одном пункте лейбористское  правительство выполнило свои предвыборные обещания — это был вопрос об установлении нормальных дипломатических отношений с Советским Союзом. Макдональд слишком хорошо знал, как относится рабочий класс к этой проблеме. Правительство могло тормозить этот важнейший акт, но полностью отбросить требование масс было не в его силах. 2 февраля 1924 г. дипломатические отношения между Англией и СССР были установлены.

    Больше  четырех месяцев тянулись переговоры об урегулировании спорных вопросов между двумя странами. Попытки  английской дипломатии вмешаться во внутренние дела Советского Союза были решительно отвергнуты. В начале августа переговоры зашли в тупик, так как английская сторона, превыше всего ставившая интересы магнатов Сити, требовала безоговорочного признания всех материальных претензий бывших собственников национализированных предприятий. Только решительное вмешательство рабочего класса (кое-где начались политические стачки) заставило Макдональда снять эти требования, и 8 августа Общий договор и Торговый договор были подписаны.

    Большие успехи сделало организованное под руководством коммунистов движение меньшинства. На состоявшейся в августе 1924 г. национальной конференции, представлявшей 200 тысяч по-боевому настроенных рабочих из различных профсоюзов, ведущая роль коммунистов была продемонстрирована как при выборе руководящих органов, так и при утверждении программы действий. Том Манн — член Коммунистической партии, ветеран рабочего движения, руководитель стачки докеров 1889 г. и многих стачек 1910—1914 гг., был избран председателем Движения меньшинства, а Гарри Поллит — секретарем. Программа движения не носила непосредственно социалистического характера, но это была программа нового наступления рабочего класса на капитал. Речь шла о повышении зарплаты, установлении 44-часовой рабочей недели, отмене антирабочего закона 1920 г. Движение меньшинства требовало, чтобы тред-юнионы контролировали правительство, заставили его изменить политику.

    Все это сказалось на решениях конгресса  тред-юнионов, состоявшегося в сентябре 1924 г. в Гулле. В то время как  «рабочее» правительство всячески тормозило развитие отношений с Советским Союзом, английский рабочий класс решил установить непосредственные контакты с советскими рабочими. На конгрессе присутствовала советская профсоюзная делегация; по решению конгресса ответная делегация вскоре должна была выехать в Москву.

    Чем активнее становились левые силы, тем больше крепла решимость буржуазных партий свалить лейбористское правительство. Сделать это было не трудно, поскольку консерваторы и либералы вместе обладали прочным большинством в палате общин.

    На  следующий день после того как  парламент вынес вотум недоверия  правительству, Макдональд назначил новые  выборы на 29 октября. Лейбористы вели избирательную кампанию очень вяло. Оправдываясь перед избирателями, они пытались доказать, что не выполнили своих обещаний из-за того, что не имели парламентского большинства. Была пущена в ход формула — «мы были в правительстве, но не у власти».

    Проблема отношений с Советским Союзом стояла в центре избирательной кампании. Консерваторы запугивали избирателен «большевистской опасностью», твердя, что лейбористы — «скрытые большевики», подчиняющиеся «приказам из Москвы».

    Накануне  выборов они сфабриковали фальшивку, рассчитанную на то, чтобы подтвердить свои «обвинения», вызвать панику среди избирателей. Чья-то рука подбросила редакции консервативной газеты «Дейли мейл» и министерству иностранных дел «письмо Коминтерна», которое будто бы было направлено из Москвы английским коммунистам. 

    В этом подложном документе содержалась  инструкция о подготовке к захвату  власти, о пропаганде идей ленинизма  в Англии и т.д. Хотя Макдональд стоял  во главе министерства иностранных  дел, он не разоблачил фальшивку; более  того, МИД направило ноту протеста советскому посольству, придав этим видимость достоверности подложному документу. В результате нерешительности Макдональда, который уже после выборов дал понять советскому поверенному в делах, что он считает письмо подложным, в день выборов мелкобуржуазные избиратели отдали голоса консерваторам..

    Деятельность  лейбористского правительства вызвала  разочарование трудящихся и недовольство буржуазии. Лейбористы боялись, что  их дальнейшее пребывание у власти приведёт к полному разрыву с  массами, и предпочли перейти в оппозицию.

    9 октября 1924 г. Макдональд подал  в отставку. Парламент был распущен. В декабре были проведены новые парламентские выборы. Они дали победу консерваторам, которые получили 413 мест. У лейбористов было 151 место, у либералов -- 40 мест. Консерваторы оставались у власти до середины 1929 г.

    Второе  лейбористское правительство

    В начале экономического кризиса у  власти находилось второе лейбористское  правительство (1929 — 1931). В ходе парламентских  выборов 1929 г. лейбористы впервые получили больше мандатов, чем консерваторы,— 287 против 260, по все еще не располагали абсолютным большинством; 59 мест принадлежало либералам.

    Исход выборов вполне устраивал партийную  верхушку, так как отсутствие абсолютного  большинства она использовала, как и в 1924 г., для «оправдания» своей антисоциалистической политики.

    Только  в вопросе о восстановлении дипломатических  отношений с Советским Союзом лейбористское правительство действовало  в соответствии со своим предвыборным лозунгом, да и то лишь под постоянным нажимом снизу. 3 октября 1929 г. протокол о восстановлении дипломатических отношений с СССР был подписан.

    Восстановление  отношений с СССР подняло престиж  лейбористского кабинета, но его внутренняя политика вызвала недовольство, поскольку при поддержке «рабочего» правительства и правых профсоюзных лидеров была снижена зарплата текстильщикам Ланкашира, железнодорожникам, шерстяникам, углекопам, строителям и рабочим других специальностей. За годы кризиса рабочий класс Англии потерял в результате снижения заработной платы 62 млп. ф.ст.

    Потери  были бы еще большими, если бы решительное  сопротивление масс не вынуждало  время от времени предпринимателей отказываться от своих планов. Наиболее значительные стачки провели шерстяники Йоркшира (1930), углекопы Южного Уэльса (1931), ткачи Ланкашира (1931). Однако сам факт пребывания у власти лейбористского правительства тормозил нарастание классовой борьбы, порождал иллюзии о вмешательстве «сверху» в пользу рабочего класса. В действительности же буржуазия при поддержке Макдональда пыталась выйти из кризиса за счет «экономии» на пособиях по безработице и зарплате низших государственных служащих. Комиссия во главе с банкиром Л. Мэем рекомендовала сократить государственные расходы на 96 млн. ф.ст.

    Коммунистическая партия и Национальное движение безработных требовали коренного улучшения социального обеспечения, которое действительно гарантировало бы прожиточный минимум. Этот лозунг получил массовую поддержку. От митингов протеста, обращенных к депутатам и министрам, Национальное движение безработных перешло к более эффективным методам борьбы. Организованный им голодный поход на Лондон привлек внимание всей страны. Из далекого Эдинбурга, из Плимута, Нортумберленда и других промышленных районов безработные двинулись к столице, чтобы вручить правительству свои требования. 30 апреля 1930 г. колонны безработных прибыли в Лондон, где их встретили 50 тыс. лондонских рабочих. Первого мая в Гайд-парке состоялся массовый митинг, а затем еще в течение недели митинги и демонстрации меньшего масштаба проходили на площадях столицы. 

    Политика 1-го (1924) и 2-го (1929-31) лейбористских правительств мало чем отличалась от политики консерваторов, хотя под давлением масс лейбористским  лидерам и пришлось пойти на некоторые социальные реформы.

      Вынужденное считаться с укреплением  позиций советского социалистического государства и с движением широких народных масс в Великобритании за признание СССР, лейбористское правительство в 1924 признало де-юре Советский Союз (дефакто Советское государство было признано в 1921); в 1929 второе лейбористское правительство восстановило дипломатия, отношения с СССР, разорванные в 1927 консервативным правительством С. Болдуина (1924-29).

Информация о работе Первое лейбористское правительство