Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:10, реферат
Начало ХХ в. характеризуется вступлением России в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу, т.е. обществу, в котором завершён процесс создания крупной технически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических отношений. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в пореформенный период 60-70 гг. Х1Х. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты, используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе.
По степени концентрации и централизации промышленного производства Россия в начале XX в. достигла первого места в мире.
Введение………………………………………………………………………..….2
1. Причины революции ……………………………………………..…………....3
2. Первый этап революции (январь – сентябрь 1905 г.)
2.1. Революционные события. «Кровавое воскресенье»…………………..........4
2.2. Реакция верховной власти. …………………………………………………..7
3. Второй этап революции (октябрь – декабрь 1905 г.)
3.1. Подъем революционного движения и Октябрьский манифест…………….10 3.2. Формирование политических партий…………………………………..........12
3.3. Декабрьское вооружённое восстание. ……………………………………....16
4 . Третий этап революции (январь 1906 г. – 3 июня 1907 г.)
4.1. Политико-правовые изменения 1906-1907 годов……………………...........17
4.2. I Государственная Дума (апрель-июнь 1906 г.)……………………………..19
4 .3. II Государственная Дума (февраль-июнь 1907г.)………………………......20
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...…24
Какие шаги предпринимало правительство в ответ на революционное движение? Чтобы избежать волнений в день юбилея отмены крепостного права и умерить возмущение либералов, Николай II подписал 18 февраля рескрипт, подготовленный министром внутренних дел А.Г.Булыгиным. В нем предлагалось привлекать «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Реформы, однако, решено было проводить постепенно, с учетом исторического прошлого России. Они должны были непременно сохранить незыблемость основных законов империи. В тот же юбилейный день был подписан указ, разрешающий подавать петиции и приглашающий частные лица и организации доводить до сведения центральной власти свои предложения по улучшению государственной деятельности и благосостояния народа. Сознательно расплывчато сформулированный указ, исполнение которого возлагалось на комиссию, так никогда и не созванную, не мог удовлетворить оппозицию, настроенную на самое широкое толкование его смысла, то есть на созыв не консультативного, а полноценного Учредительного собрания. Таким образом, вместо того, чтобы успокоить волнения, законодательные акты от 18 февраля их еще и усилили. В соответствии с указом, профессиональные объединения интеллигенции, городские думы, земские собрания, даже отдельные граждане стали засылать правительство обращениями, резолюциями, просьбами, предложениями, широко публикуемыми на страницах прессы. В истории государства это был первый случай столь откровенной свободы слова.
С приходом весны (конец февраля — март) вновь вспыхнули крестьянские волнения. Беспорядки возобновились в Курской, Черниговской, Воронежской, Орловской, Пензенской и Саратовской губерниях. Основной формой выступления крестьян оставались стихийные бунты, выливающиеся в разгром дворянских имений, захват хлебных амбаров и складов. В государственных и частных лесных владениях производились незаконные порубки, целые уезды отказывались от выплаты налогов и наборов в армию.
Периоды активизации Крестьянских выступлений в ходе революции были тесно связаны с земледельческим циклом. Они бунтовали до посевной (февраль — март), летом и после уборочной (ноябрь — декабрь).
Все эти стихийные, неорганизованные и раздробленные действия продолжали традиции крестьянских бунтов прошлых лет. До определенного времени насильственные действия были все же довольно редки. Крестьяне надеялись добиться свои прав законным путем, так как правительство учредило специальные комиссии, которые должны были рассматривать земельные вопросы. Тем временем либералы, в основном из Земского союза, попытались частично упорядочить стихийные действия крестьян. Под их влиянием был создан Всероссийский крестьянский союз, который вскоре примкнул к Союзу союзов и объявил о созыве летом того же год I крестьянского съезда.
С приближением 1 мая возобновились волнения в рабочей среде. В мае — июне страну захлестнула новая волна забастовок. В них приняли участие до 600 тыс. человек. Наиболее крупной была стачка текстильщиков в г. Иваново-Вознесеновске, продолжавшаяся 72 дня. В ходе стачки был избран Совет рабочих уполномоченных, ставший органом власти в городе, прообразом будущих Советов рабочих и крестьянских депутатов. Требования рабочих были по традиции в основном экономическими: сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, медицинское страхование. Но на этот раз было также и требование признания права на забастовку.
После поражения в Цусимской битве, которая произошла 14-15 мая 1905 года, волнения охватили значительную часть армии и флота. В июне страну потрясла весть о восстании матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», находившемся на рейде в Одесском порту. Подавляющее большинство кораблей Черноморской эскадры не поддержали мятежный экипаж. После 11 дней плавания по Черному морю «Потемкин» вынужден был сдаться румынским властям в Констанце. Конечно, это восстание было результатом не столько политической агитации нескольких матросов, сколько реакцией на свирепую дисциплину, произвол офицеров и общую моральную усталость экипажа. Вспыхнувшее стихийно восстание стало показателем острого кризиса, переживаемого русской армией.
Цусимская трагедия знаменовала собой окончательное поражение России в войне с Японией. Брожение масс нарастало. Все это заставило либералов усилить давление на власти и потребовать от них уступок, необходимых, для того чтобы перевести в мирное легальное русло готовые вот-вот вспыхнуть беспорядки. Собравшиеся в Москве на чрезвычайный съезд земские деятели единогласно проголосовали за обращение «К обществу», в котором еще раз провозглашалось требование выборов представительного собрания в рамках конституционной монархии.
6 июня делегация земцев представила Николаю II петицию с перечислением основных требований либералов. Спустя две недели Николай II, принимая представителей от консерваторов, вновь подтвердил неукоснительную приверженность старым принципам. Новый земский съезд (6-8 июля) признал, что попытка компромисса б июня провалилась, и разработал проект конституции, используя вековой опыт государств Западной Европы.
В последние дни июля состоялся еще один важный съезд — I Всероссийский крестьянский съезд; на него прибыли около 100 делегатов из 22 губерний. На съезде были приняты резолюции: в отношении аграрных реформ речь шла об отмене частной собственности на землю и экспроприации землевладельцев (с компенсацией или без, в зависимости от конкретного случая), в области политической требовались избрание путем всеобщих выборов Учредительного собрания, реформа кабального налогообложения крестьян, отмена сословной иерархии.
Принятые резолюции отражали чаяния крестьян, высказанные ими на съезде и представлявшие собой своеобразный синтез либеральной политической программы, предложений эсеров, пропагандируемых некоторыми земскими деятелями и известных в деревне через газеты, а также традиционных крестьянских требований. На смену разрозненным местным выступлениям крестьянства рождалась политическая организация в масштабах страны. На требования, исходящие от всех слоев общества, власти ответили заведомо устарелым проектом. 6 августа Николай II наконец подписал указ об учреждении Государственной думы (т. н. «булыгинской»). На деле это было совещательное собрание, в чьи обязанности входили лишь «предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений», не касаясь основных законов империи. Дума была лишена законодательной инициативы и не имела права голоса по вопросам бюджета. Выборы в нее должны были проходить по весьма сложной системе, сочетавшей сословный и имущественный ценз, что сокращало участие в выборах представителей средних слоев населения (крестьяне — 51 депутат из 412) и полностью лишало рабочих всяких избирательных прав (так как они не имели собственности).
Указ от 6 августа вызвал всеобщее возмущение оппозиции. Вместо ожидаемого успокоения страна пришла в крайнее возбуждение во время предвыборной кампании. Думу предполагалось избрать в январе 1906 г., а пока политическая борьба вспыхнула с новой силой. Единственным выигрышем властей стал раскол либеральной оппозиции на сторонников и противников бойкота выборов. Наиболее консервативная часть либералов высказывалась за участие в выборах, надеясь использовать будущую Думу, пусть даже устройство ее небезупречно, как трамплин для выдвижения новых требований. Что касается радикального крыла либерального движения (его представлял теперь Союз союзов, насчитывавший более 40 тыс. членов), то оно потребовало бойкота заранее фальсифицированных выборов, которые могут только дискредитировать саму идею демократии. Социалисты-революционеры в свою очередь высказывались за бойкот. Их примеру последовали социал-демократы, так как выборы, из участия в которых были исключены рабочие, ничего им не сулили. Тем не менее как одни, так и другие надеялись использовать предвыборную кампанию в целях собственной пропаганды. Пока оппозиция, в значительном большинстве отрицающая любую форму цензового совещательного собрания, продолжала кампанию бойкота, оформилась выдвинутая в сентябре одновременно Союзом союзов и социал-демократами идея всеобщей политической стачки — единственного способа добиться от самодержавия мер, которых общество требовало с начала 1905 г.
В течение лета напряженность постепенно падала, однако в сентябре рабочее движение внезапно вновь усилилось. 19 сентября началась самая крупная всеобщая забастовка, какую когда-либо знала страна. Первыми забастовали типографские рабочие Москвы (изд-во Сытина), потребовавшие пересмотра тарифных ставок. В течение нескольких дней забастовки солидарности охватили многие московские предприятия, а затем распространился слух о том, что делегаты Союза железнодорожников арестованы. Тогда Союз призвал к стачке все железные дороги страны. Так из экономической забастовка переросла в политическую, так как речь шла теперь уже о защите прав профсоюзов, и превращалась в испытание самодержавия на прочность.[4]
3. Второй этап революции (октябрь – декабрь 1905 г.)
3.1. Подъем революционного движения и Октябрьский манифест.
В ноябре-декабре 1905 года революционное движение достигает своей высшей точки. Основными событиями второго этапа является всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка и вырванный у правительства Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка» Осенью 1905 года центром революционного движения становится Москва. 19 сентября с экономическими требованиями выступили московские печатники. В последующие дни к ним присоединились рабочие большинства московских предприятий. В некоторых районах произошли вооружённые столкновения с войсками. Вначале октября к стачке присоединились московские железнодорожники. Их поддержали рабочие почти всех железных дорог страны. Стачка стала общероссийской. Она охватила 120 городов, в ней приняли участие 2 млн. рабочих и служащих. Положение в стране стало критическим. Не работали железные дороги, городской транспорт, водопровод, освещение. Телефонная сеть. Бастовали аптеки, почта, типография и даже Государственный банк. Магазины, предприятия, учреждения были закрыты. Страна являла собой единый политический митинг, на котором всё настойчивей звучали требования устранения самодержавия и превращения России в демократическую республику. Более чем в 50 городах и рабочих посёлках были созданы Советы рабочих депутатов как органы не только руководства революционной борьбой, но и местной власти.
В октябрьской стачке активно участвовала и демократическая интеллигенция. Прекратились занятия в школах и гимназиях, не работали высшие учебные заведения. Были отменены спектакли в крупнейших театрах страны.
Вернувшийся 16 сентября 1905г. из Америки С. Ю. Витте после заключения там мирного договора с Японией был потрясён стремительным перерастанием политической смуты в революцию. Он заявил Николаю11, что есть только два способа превозмочь Смуту – либо путём диктатуры и подавления её силой, либо пойдя на уступки путём превращения России в конституционное правовое государство.
В условиях нарастания революции царское правительство избрало тактику раскола складывающегося единого революционного фронта. С одной стороны был взят курс на подавление революционных выступлений при помощи верных царю частей регулярной армии и суровой расправы с участниками беспорядков. С другой стороны – были предприняты попытки ослабить революционный порыв путём определённых уступок со стороны правительства. Наиболее здравомыслящие силы в правящей верхушке понимали, что необходимо прежде всего вывести из революции либеральную интеллигенцию. Добиться этого можно было, лишь удовлетворив основные политические требования либеральной программы – введение выборного представительства и предоставление населению общегражданских прав. Сам же Николай II несмотря ни на что, настаивал на подавлении революции силой.
В силу сложившейся ситуации, угрожавшей самому существованию самодержавию царь, был вынужден пойти на уступки. И 17 октября 1905 года самодержцем всероссийским был подписан, подготовленный Витте манифест, который содержал четыре главных пункта: дарование населению гражданской свободы, привлечение к участию в Государственной Думе по возможности представителей всех слоев населения и предоставление дальнейшего развития начала общего избирательного права вновь созданным законодательным учреждением; установление в качестве незыблемого правила, что никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной Думы. [5]
Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально организовать свои силы, создав политические партии, призвали прекратить революционную борьбу и возложить все надежды на парламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны были считать, что отныне Россия стала конституционной страной и все усилия надо направить на создание гарантий для выполнений обещаний правительства. Большевики призывали к продолжению вооруженной борьбы. У значительной части рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные надежды. Буржуазные слои приветствовали публикацию Манифеста и нового избирательного закона, считая, что это означает ослабление самодержавия и начало парламентаризма в России.
После издания Манифеста 17 октября, вводившего законодательную Думу, демократические свободы и неприкосновенность личности, стачки пошли на убыль. Московский стачечный комитет обратился 18 октября с призывом к рабочим прекратить стачку. Такое же обращение разослало Центральное бюро Всероссийского железнодорожного союза, а через 3 дня – Петербургский Совет рабочих депутатов. Стачечное движение резко сократилось по всей стране.
В период октябрьской стачки возросло крестьянское движение, пик которого пришелся на ноябрь, когда рабочие уже прекратили стачку. В октябре-декабре 1905г. крестьяне перешли к самым крайним формам борьбы – к поджогам и разгромам помещичьих имений. Осенью произошло 195 революционных выступлений в армии.
В ходе Всероссийской октябрьской стачки создались условия для более успешной работы революционных партий. Они издавали массу листовок, легальных и нелегальных газет, их агитация была одной из причин роста движения. Все они стремились поднять массы на борьбу с самодержавием, что определило успех общего натиска на царизм, хотя вклад их был неодинаков. К декабрю 1905 года в стране насчитывалось уже 48 советов, 77 % всех членов которых составляли рабочие.
После издания Манифеста 17 октября во многих местностях революционеры провели митинги, где уничтожали портреты царя и государственные гербы, что вызвало контрреволюционные выступления. Еще до создания черносотенных организаций с 18 по 29 октября произошли погромы в 660 городах, селах и местечках. В Томске, Твери и Феодосии толпы обывателей окружили и подожгли помещения, где шли собрания революционеров вместе с находившимися там людьми. Большинство погромов было на юге Украины, где среди революционеров был высок процент евреев и часто они носили антисемитский характер, но в целом среди 1622 убитых и 3544 раненых евреев было меньшинство ( 43 и 34 % соответственно), что свидетельствовало о контрреволюционной направленности погромов. В этот период наблюдалась растерянность властей: министр внутренних дел А.Булыгин и товарищ министра Д.Трепов ушли в отставку, а правительство Витте еще не вступило в свои права. После октября было только три погрома в 1906г. в пределах Польши. Одновременно в эти дни открыто шли сборы денег на вооруженное восстание, проходили антиправительственные митинги и демонстрации, активно действовали террористические группы эсеров и анархистов. В ноябре произошло самое крупное восстание на флоте – выступление моряков в Севастополе во главе с лейтенантом П.Шмидтом.