От «оттепели» к «застою»: нарастание кризисных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:11, лекция

Краткое описание

Общественно-политическая жизнь.
Социально-экономическая политика эпохи «застоя».
Внешняя политика: от разрядки к обострению международной обстановки.

Содержимое работы - 1 файл

13. Л.И. Брежнев.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

От  «оттепели» к «застою»: нарастание кризисных  явлений

(1964–1982 гг.) (лекция 2 часа) 

План:

    1. Общественно-политическая жизнь.
    2. Социально-экономическая политика эпохи «застоя».
    3. Внешняя политика: от разрядки к обострению международной обстановки.
 
  1. Общественно-политическая жизнь.

     Период 1964–1982 гг. в истории СССР связан с именем Л.И. Брежнева, ставшего Первым секретарем ЦК КПСС, а с 1966 г. – Генеральным секретарем ЦК КПСС. Суть курса Брежнева выражалась в усилении консервативных начал, в возврате к старым порядкам, в стремлении к стабильности. В Брежневе партийная элита увидела лидера, способного отстаивать ее интересы. Поэтому брежневский период часто называют «золотым веком номенклатуры». Высшие партийные чины неустанно окружали себя новыми привилегиями и материальными благами. Началось срастание наиболее коррумпированных партийцев с теневой экономикой. Чиновники занимались хищением казенных средств.

     Правящая элита постепенно замыкалась в себе. С 1966 г. была отменена обязательная сменяемость выборных партийных органов (ротация кадров). В результате произошло старение кадров: к началу 1980 г. большинству советских руководителей было более 70 лет. Кроме того, на гос. должности стали назначать по знакомству или по родственным связям. Т.е. степень замкнутости номенклатуры заметно возросла, этот класс советского общества воспроизводил сам себя.

     В те годы для советской  элиты были выстроены  новые дома по самым  современным западным образцам: с бассейнами, саунами, подземными гаражами, закрытыми  магазинами. Образцом жизни партийной номенклатуры стало стремление ко всякого рода наслаждениям. Это и охота, рыбная ловля в специально отведенных для этого угодьях, путешествия за границу, оплачиваемые, как правило, либо гос-вом, либо иностранными фирмами, это и возможность смотреть заграничные кинофильмы, недоступные широкой аудитории, это и привилегии в приобретении билетов в театры, концертные залы…

     Различные слои населения по-своему реагировали  на происходившие в СССР процессы, в основном старались приспособиться и использовать те возможности, которые предоставляла жизнь.

     В кругах интеллигенции продолжало развиваться  движение диссидентов (инакомыслящих). Возникло оно еще в хрущевское время. В первых его рядах находились академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант-виртуоз с мировым именем М.Л. Ростропович. Диссиденты критиковали существующие порядки, проводили пресс-конференции для иностранных корреспондентов. Они начали выпускать продукцию «самиздата» – машинописные журналы, в которых печатались факты грубого нарушения прав человека в СССР, издавались произведения запрещенных писателей, философов, публицистов (братьев Стругацких, И. Бродского и др.). Диссиденты были почти неизвестны в своей стране, но вызывали широкую волну сочувствия и поддержку в мире.

     Еще с 1966 г. брежневская администрация перешла к открытым гонениям на инакомыслящих, несмотря на демократические свободы, прописанные в Конституции СССР. На диссидентов возлагалась уголовная ответственность, но по политическим статьям (писатели А. Синявский и Ю. Даниэль). Они подвергались принудительному психиатрическому лечению (В. Буковский). Одни были насильственно высланы за границу (А.И. Солженицын в 1974 г. за издание «Архипелага ГУЛАГа» за границей). Другие поплатились за критику коммунистического режима, как академик А.Д. Сахаров, ссылкой в 1980 г. в г. Горький.

     Ужесточились  цензура, идеологический контроль над  деятельностью творческой и научной интеллигенции. Многие талантливые писатели и поэты были лишены возможности публиковать свои произведения. Оставались на полках фильмы режиссеров, признанных в мире, запрещались театральные постановки. Серьезные притеснения испытывали ученые-гуманитарии, чьи научные концепции расходились с установками партийного руководства. Вынуждены были уехать за рубеж видные деятели отечественной культуры И.А. Бродский, Ю.А. Любимов, В.Е. Максимов, В.П. Некрасов, А.А. Тарковский и др.

     Недовольство  рабочих и колхозников выражалось главным образом в пассивных  и скрытых формах: прогулах, в низком качестве труда (в полную силу трудилось около 1/3 работников), в растущем алкоголизме. Люди работали не с полной нагрузкой, хотя при другой организации производства готовы были делать больше и лучше. Одна из форм пассивного сопротивления была связана с «магнитофонной революцией». С распространением магнитофонов росла популярность Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Михаила Жванецкого и др. деятелей культуры. Все они выступали против существующего режима, часто в иносказательной форме. Поэтому их произведения не одобрялись официальной пропагандой.

     В этой ситуации брежневская администрация  взяла курс на свертывание хрущевских начинаний. Консервативный уклон внутренней политики определяется историками как неосталинизм. Затихла критика культа личности Сталина, прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Появились публикации, литературные произведения, кинофильмы, показывающие заслуги И.В. Сталина как Верховного главнокомандующего в период ВОВ. Официальная пропаганда формировала культ личности Л.И. Брежнева, достигший вершины во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг. В это время Леонид Ильич стал четырежды героем Советского Союза, маршалом, Председателем Президиума Верховного совета СССР, кавалером ордена победы; получил Ленинскую премию по литературе за цикл мемуаров («Малая земля», «Возрождение», «Целина»). Народное сопротивление всем этим процессам проявлялось в создании анекдотов про Л.И. Брежнева, про партию:

     – Правда ли, что Брежневу собираются присвоить  звание генералиссимуса?

     – Правда. А если он сумеет это слово  еще и выговорить, то ему также присвоят звание Народного артиста.

     Уже с середины 1970-х гг. наблюдался острый политический и нравственный кризис в стране. В партаппарате окончательно исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные цели, цинизм. Постепенно от дел стал отходить сам Брежнев. Начиняя с 1978 г., он, тяжело больной, несколько раз сам подавал в отставку, но его окружение не собиралось отпускать его на пенсию, т.к. боялось изменений в своем образе жизни. Л.И. Брежнев руководил своей страной 18 лет. Секрет политического долголетия его заключался в том, что он полностью устраивал членов партии, не мешал им жить так, как они того хотели. Каждый из его соратников был полным хозяином в своей «вотчине»: в министерстве или в союзной республике. Если при И.В. Сталине побежденных соперников расстреливали, при Н.С. Хрущеве предавали забвению, то во времена Брежнева – их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности.

     В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Она была наполнена декларативными статьями о правах и свободах советских граждан. Кроме того, впервые в Конституции закреплялась господствующая роль КПСС в обществе (6 статья). В самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Люди понимали, что дальше так жить нельзя, нужны перемены. На кухнях велись разговоры о гос. власти, о высшей партийной верхушке, которая все больше отдалялась от народа. А партийные верхи все чаще стали думать о необходимости «подкрутить гайки», укрепить дисциплину и навести порядок. 

  1. Социально-экономическая  политика эпохи «застоя».

     С 1965 г. началось проведение хозяйственной реформы А.Н. Косыгина (Председатель Совета Министров), задуманная еще при хрущевской администрации. Сентябрьский пленум ЦК КПСС 1965 г провозгласил 3 главных направления реформы: изменение плановых показателей и отчетности, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах их труда.

     Было  сокращено количество планируемых  гос-вом показателей с 30 до 9, вводился хозрасчет. Предприятия получили свободу в выборе деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Руководство могло оставлять часть прибыли для развития предприятия, для материального поощрения работников, проведения социально-культурных мероприятий, жилищного строительства и т. д. Предусматривалось увеличение премий в случае перевыполнения плана.

     В 1966 г. начался перевод промышленных предприятий на новые условия  работы. К концу 1970 г. из 49 тыс. предприятий  реформа затронула в той или иной степени 41 тыс. Но уже в самом начале реформ было заметно охлаждение к ним со стороны партийной элиты. Министерства тоже не хотели отказываться от контроля над предприятиями, а количество министерств неуклонно увеличивалось. Рос бюрократический аппарат. 

     Основные  черты сельскохозяйственной реформы.

  1. Списание долгов с колхозов и совхозов, к тому времени почти все они были убыточны.
  2. Повышение закупочных цен примерно в 1,5 раза (за 1965–1977 гг.), они возросли почти без изменения розничных цен.
  3. Установление надбавки в 50% за сверхплановую продажу продукции гос-ву.
  4. Понижение подоходного налога с колхозов, с 1965 г. он взимался с чистого дохода.
  5. Введение денежных окладов колхозникам вместо трудодней.
  6. Увеличение финансирования аграрного сектора экономики (383 млрд. руб. за 1966–1980 гг., что более чем в 3 раза превышало все предыдущие инвестиции в аграрный сектор).
  7. Введение в некоторых колхозах и совхозах элементов хозрасчета.
  8. Реализация ряда программ: механизации аграрного производства, химизации почв и их мелиорации.
  9. Изменение системы кредитования колхозов: они стали получать прямые банковские кредиты в отличие от прежней системы кредитов через заготовительные организации.
  10. Закрепление пенсионного обеспечения колхозников и системы отпусков. Рост жизненного уровня сельского населения в 70-е гг. Но ликвидировать разницу между городом и деревней так и не удалось, ежегодно деревню покидало до 700 тыс. человек.

     Фактически  аграрная реформа была попыткой интенсификации сельского хозяйства. Все эти новвовведения благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. В годы VIII пятилетки (1966–1970) в промышленности стабилизировался рост объемов производства, а в сельском хозяйстве повысились объемы производства. Но в дальнейшем темпы хозяйственного роста вновь стали сокращаться. Эффект реформы оказался кратковременным. В условиях командной системы она оказалась нежизнеспособной. Это стало ясно уже к концу 1960-х гг. Причины были в отсутствии материальной заинтересованности рабочих, в отсутствии конкуренции.

     В 1960-е гг. на Западе начался новый этап НТР (компьютеризация в 1960–1980-е гг.), обозначилось отставание СССР в области передовых достижений. Экономика развивалась экстенсивно и нерентабельно, т.е. затраты ресурсов на выпуск продукции были непомерно высоки. Строились новые гигантские предприятия (Западно-Сибирский производственный комплекс по добыче и переработки нефти и др.), но большинство из них технологически не соответствовало мировому уровню. Росла добыча природных ресурсов (нефть, газ, руда), но производство перемещалось в труднодоступные районы Сибири и крайнего Севера, что удорожало продукцию. Тяжело на экономике сказывались затраты на ВПК и на содержание огромного бюрократического аппарата (1/7 часть трудоспособного населения страны в середине 1980-х гг.). Систематически перестали выполняться пятилетние планы, широкий размах приобрели приписки к планам.

     Брежневская администрация нашла способ поддерживать стабильность в социально-экономической сфере. Она начала продавать Западу энергоносители, тем более, что цены на них только в 1970-е гг. возросли почти в 20 раз. Если в 1960 г. доля нефти и нефтепродуктов в советском экспорте составляла 11–12%, то в 1975 г. уже 24,6%, а в 1981 г. – 37,9%. Нефтедоллары позволяли решить многие из социальных проблем, стоявших перед страной, не прибегая к радикальным экономическим и политическим реформам. Казна СССР обогатилась за счет сотен миллиардов нефтедолларов. Но и эти колоссальные средства были использованы крайне неэффективно. Они замораживались на долгие годы в «долгостроях» (незавершенном строительстве), тратились на закупку западного оборудования, немалая часть которого оседала затем на складах, присваивались бюрократами.

     К середине 1980-х гг. и этот валютный поток стал иссякать. Рыночная экономика ведущих западных гос-в перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и цены на нее не мировом рынке начали стремительно падать. Кроме того, резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива.

     По  мере скатывания гос. экономики к застою все больше давала о себе знать так называемая теневая экономика. Она включала различные виды официально запрещенного или строго ограниченного индивидуального труда (прежде всего в кустарном производстве, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения), а также чисто криминальный элемент (крупные хищения товаров и сырья, махинации в отчетности, изготовление на госпредприятиях неучтенной продукции с ее последующей продажей и т.п.). В стране шло формирование новой социальной группы – дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования. В СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках. В Москве, Грузии, Азербайджане, Узбекистане и др. республиках происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты. 

Информация о работе От «оттепели» к «застою»: нарастание кризисных явлений