Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:39, контрольная работа
В истории России эпоха Грозного это момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной, переходный этап от феодализма к сословной монархии.
1. Введение 3
2. Причины возникновения опричнины 4
2.1.Государственный строй России в начале XVI века 4
3.Опричнина 10
3.1.Указ об опричнине 10
3.2.Устройство опричнины 14
3.3.Методы проведения опричной политики 16
3.4.Продолжение реформ 17
3.5.Попытки политического компромисса 19
3.6.Разгром земской оппозиции 20
3.7.Усиление опричнины 22
4. Опричный террор 24
4.1.Разоблачение «боярской крамолы» 24
4.2.Раздор с церковью 27
4.3. Устранение претендента на престол 28
4.4.Опричная гроза 29
5. Отмена опричнины 32
5.1.Изменение внутренней политики 32
5.2.Предпосылки к отмене опричнины 34
5.3. Отмена опричнины 36
6. Итоги опричнины 38
7. Заключение 41
8. Список литературы 43
Противоположную версию передавали неофициальные летописи земского происхождения. Их авторы в отличие от опричников утверждали, что вина земцев сводилась к неосторожным разговорам: недовольные земские люди"уклонялись" в сторону князя Владимира Андреевича, лихие люди выдали их речи царю и недовольные «по грехом словесы своими, погибоша».
Выяснить,
где кончались крамольные речи и
начинался подлинный заговор, никогда
не удастся. Недовольство земщины носило
вполне реальный характер. Недовольные
исчерпали легальные
Преследования убедили их, что царь не намерен отменить опричный режим.
Тогда
они втайне стали обсуждать вопрос
о замене Грозного на троне. Рано или
поздно противники царя должны были посвятить
в свои планы единственного
Андреевича Старицкого. Последний, оказавшись в двусмысленном положении, попытался спасти себя доносом.
Во время похода в Ливонию он передал царю разговоры, которые вели в его присутствии недовольные бояре. Царь увидел в его словах непосредственную для себя угрозу, начало боярской крамолы, которой он боялся и давно ждал.
Вероятно, показания князя Владимира не отличались большой определенностью и не могли служить достаточным основанием для обвинения Челяднина.
Популярность конюшего в думе и столице была очень велика, и Иван решился отдать приказ о его казни только через год после "раскрытия" заговора.
Не располагая уликами против "заговорщиков", царь прибегнул к провокации. По его приказу князь Владимир посетил ничего не подозревавшего Челяднина и по-дружески попросил его составить списки лиц, на поддержку которых он может рассчитывать. В списки Челяднина записались 30 человек, старавшихся снискать расположение претендента на трон. Все происходило в строгой тайне, и никто не ждал беды.
Коварно " изобличив " недовольных, царь приступил к разгрому "заговора". Опричники начали с того, что взыскали с конюшего огромную денежную контрибуцию и сослали его в Коломну. Многие его сообщники были тотчас же казнены. Начался трехлетний период кровавого опричного террора, вошедшего в историю как «опричный террор » [2, c.123].
Под тяжестью террора умолкли московские летописи. Грозный затребовал к себе в слободу текущие летописные записи и черновики и, по видимому, больше не вернул их Посольскому приказу. Опричнина положила конец культурной традиции, имевшей многовековую историю. Следы русского летописания затерялись в опричной Александровской слободе.
Начавшиеся казни вызвали резкий протест со стороны высшего духовенства. Митрополит Филипп посетил царя и долго беседовал с ним наедине. Убедившись в тщетности увещаний, он выждал момент, когда царь со всей своей свитой вился на богослужение в кремлевский Успенский собор, и при большом стечении народа произнес проповедь о необходимости упразднить опричнину. Это нарушило благочиние церковной службы и имело неблагоприятный для Грозного исход. На другой день о столкновении царя с митрополитом говорила вся столица.
Открытый
раздор с главой церкви ставил Грозного
в исключительно трудное
Комиссия
произвела розыск о жизни Филиппа
в Соловецком монастыре и с
помощью угроз и подкупа
Признанный виновным в "скаредных делах", Колычев подлежал вечному заточению в монастырской тюрьме. Смолкли голоса недовольных в земщине. Не только заговорщиков, но и заподозренных в сочувствии им постигла суровая кара. Прошел год, и усиливавшийся террор поглотил не только противников опричнины, но и тех, кто стоял у ее колыбели.
4.3.Устранение претендента на престол
В начале 1569 г. тщательно наблюдая за положением дел в стране, Грозный повсюду видел признаки надвигающейся беды. К этому времени Иван IV вознамерился покончить раз и навсегда с опасностью мятежа со стороны брата.
Опричники задались целью доказать, будто князь Владимир Андреевич Старицкий замыслил отравить царя и всю его семью. Они арестовали дворцового повара и обвинили его в преступном сговоре с братом царя. При поваре "найден" был порошок, объявленный ядом, и крупная сумма денег, якобы переданная ему Владимиром Андреевичем.
В те
же самые дни лагерь Владимира
Андреевича был внезапно окружен
опричными войсками. Князь был
доставлен в слободу к царю,
где после очной ставки с дворцовым
поваром и короткого
Продолжением опричного террора стали набеги на крупные уездные города – Новгород и Псков, где по мнению Ивана Грозного гнездились его противники. Разгром Новгорода ошеломил современников. В декабре 1569г. царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о "великой измене" новгородцев. Не мешкая войска двинулись к Новгороду.
8 января
1570 г. царь прибыл в древний
город. В городе прошли
Опричники ограбили Софийский собор, забрали драгоценную церковную утварь и иконы. В опричную казну перешли бесценные сокровища Софийского дома. По данным новгородских летописей, опричники конфисковали казну также у 27 старейших монастырей.
В некоторых из них Грозный побывал лично. Царский объезд занял самое малое, несколько дней, может быть, неделю. Участники опричного похода и новгородские авторы очевидцы единодушно свидетельствуют о том, что «новгородский посад жил своей обычной жизнью, пока царь занят был судом на Городище и монастырями.» [2, c.148]. В это время нормально функционировали городские рынки, на которых опричники имели возможность продавать награбленное имущество.
Положение
изменилось после окончания суда
и монастырского объезда. В эти
дни опричники произвели
Простые товары, такие, как сало, воск, лен, они сваливали в большие кучи и сжигали. Ограблению подверглись не только торги, но и дома посадских людей. Опричники ломали ворота, выставляли двери, били окна. Горожан, которые пытались противиться насилию, убивали на месте.
Следующим за Новгородом стал Псков. Иван Грозный беспощадно осуществлял свои замыслы
Опричные
санкции против этих городов преследовали
две основные цели. Первая состояла
в том, чтобы пополнить опричную
казну, а вторая - в том, чтобы терроризировать
низшие слои городского населения, подавить
в нем все элементы недовольства,
ослабить опасность народного
Санкции против церкви и богатой торговой верхушки Новгорода продиктованы были скорее всего корыстными интересами опричной казны. Не прекращавшаяся война и дорогостоящие опричные затеи требовали от правительства огромных средств. Государственная казна была между тем пуста. Испытывая финансовую нужду, власти все чаще обращали взоры в сторону обладателя самых крупных богатств - церкви. Но духовенство не желало поступаться своим имуществом.
Суд
над митрополитом Филиппом нанес
сильнейший удар престижу церкви. Опричное
правительство использовало это
обстоятельство, чтобы наложить руку
на богатства новгородской церкви.
"Изменное дело" послужило удобным
предлогом для ограбления новгородско-псковского
архиепископства. Но опричнина вовсе
не ставила целью подорвать
5.1.Изменение внутренней политики
Запущенная царём машина репрессий набирала обороты, и, в конце концов, наступил момент, когда Иван понял, что продолжать так дальше нельзя. Царь оправдывал опричнину необходимостью искоренить "неправду " бояр - правителей. На деле опричный режим привел к неслыханным злоупотреблениям.
Как
говорят очевидцы, земские суды получили
от царя распоряжение, которое дало
новое направление всему
В годы опричнины процветали, как никогда, политические доносы. Опричник мог подать жалобу на земца, будто тот позорит его и всю опричнину. Земца в этом случае ждала тюрьма, а его имущество доставалось доносчику. В разоренной чумой и голодом стране, где по дорогам бродили нищие, а в городах не успевали хоронить мертвых, опричники безнаказанно грабили и убивали людей. Они обшарили все государство, на что царь не давал им согласия, повествует опричник Штаден.
Разумеется,
царь Иван не поощрял прямой разбой.
Но он создал опричные привилегии и
подчинил им право и суд. Он возвел
кровавые погромы в ранг государственной
политики. Следовательно, на нём лежала
главная вина за беззакония опричнины.
В конечном итоге погромы более
всего деморализовали саму опричнину.
Опричники творили в земщине
такие беззакония, что сам великий
князь объявил наконец: "Довольно!".
Падение старого
опричного руководства
Помимо всего прочего Грозный примерно наказывал опричных, чтобы вернуть доверие земщины. Казни и судебные преследования расстроили механизм опричного управления. Штаден, посетивший главную резиденцию в Москве, был поражен царившим там настроением: «Когда я пришел на опричный двор, - повествует он, - все дела стояли без движения...бояре, которые сидели в опричных дворах, были прогнаны ; каждый, помня свою измену, заботился только о себе».
Попытки положить конец вопиющим злоупотреблениям на первых порах не затронули основ опричного режима, но проводились они с обычной для Грозного решительностью и беспощадностью и вызвали сильное недовольство в опричном корпусе.