Обязательное, вещное, брачно-семейное и наследственное право в Германском Гражданском Уложении 1900г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Германское гражданское уложение (нем. Bürgerliches Gesetzbuch, BGB, Гражданский кодекс, Германское гражданское уложение) — основополагающий нормативный правовой акт Германии, регулирующий частноправовые отношения на территории Германии. Оно было принято в первоначальной редакции 18 августа 1896 года, а вступило в силу 1 января 1900 года.
Актуальность настоящей курсовой работы заключается в том, что Германское Гражданское Уложение является первой в истории Германии единой для всей страны кодификацией гражданского права, оказавшей значительное влияние на законодательство других стран.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. История создания и общая характеристика Германского Гражданского Уложения 1900г………………………………………………...5
Глава 2. Обязательное, вещное, брачно-семейное и наследственное право в Германском Гражданском Уложении 1900г……………………...13
2.1. Обязательное право……………………………………………………13
2.2. Вещное право…………………………………………………………..18
2.3. Брачно-семейное право………………………………………………..23
2.4. Наследственное право…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………….29

Содержимое работы - 1 файл

курсовая - Германское Гражданское Уложение 1900г.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

       Институт  вещного  права наиболее ярко выражает сущность гражданского кодекса.  Уложение делит все вещи на  земельные участки и движимые вещи,  строго различая правовой режим движимых и недвижимых вещей. Движимостью считается все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с почвой, о чем говорится в параграфе 94 данного Уложения.

       Германское  Гражданское Уложение - первый гражданский кодекс,  содержащий многочисленные положения о праве собственности на движимые  вещи,  в частности ценные бумаги, что связано с возрастанием их роли в гражданском  обороте.  Германское  гражданское уложение называет целый ряд вещных прав:  право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной  ценности  из чужой вещи (залог движимости,  ипотека недвижимости и др.),  право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки,  право  охоты,  рыбной ловли,  другие подобные права).

       Основным  вещным правом является право собственности18. Хотя Уложение не дает определения этого вещного права,  но в  параграфе 903  раскрывает  его содержание  следующим образом:  "Собственник вещи может обращаться с вещью по  своему  усмотрению  и  исключать других от всякого воздействия на нее"19. Эта формулировка по своей сути близка к понятию права  собственности  во французском  праве в Кодексе Наполеона, где прослеживается довольно широкое господство лица над вещью. Это выражается  в возможности обходиться с ней по своему усмотрению. 

       Также прослеживается абсолютная власть  над  вещью,  дающая собственнику  право  устранять  всех других лиц от воздействия на вещь. Таким образом, Уложение, как и другие буржуазные  кодификации,  подчеркивает  начало  свободы частной собственности.

         Вместе с тем Уложение  содержит большое  количество ограничений прав собственника, что соответствует духу времени. В отношении права собственности на движимые вещи в Уложении нет значительных ограничений.  Основное внимание уделяется  формулировке  ограничений  права собственности на недвижимость.

         Как и французский Кодекс, Уложение  признает  собственника земельного  участка также и собственником  недр и воздушного пространства  над участком.  Однако Уложение содержит два ограничения:

       1)  во-первых, оно обязывает собственника земельного участка терпеть  проникновение на его участок газа, пара, запаха, дыма, копоти,  тепла и других подобных воздействий на  участок, исходящих из другого участка,  поскольку такое воздействие не превосходит пределов обычного в данной местности20;

       2) во-вторых, оно ограничивает права земельного собственника на недра и воздушное  пространство  над участком пределами "интереса собственника"; собственник не может воспретить воздействие на участок на такой высоте  или  на такой глубине,  что собственник "не имеет интереса в устранении такого воздействия." 21 

       Это правило практического значения не имеет, поскольку речь идет о сферах, в которых прекращается власть человека и собственность теряет реальную ценность. Здесь учитываются  потребности окрепшего капиталистического предпринимательства, в основе которого лежит свободный доступ промышленника к разработке недр, воздухоплаванию и т.д. Поэтому собственник земельного участка сохранял свое право на недра и воздушное пространство.

       Заметим, что ограничения такого рода становятся значимыми лишь в начале XX в., когда начинается активное развитие воздухоплавания и телеграфного сообщения22

       Правило в параграфе  906 Уложения реально ограничивает земельных собственников в интересах "хозяйственного использования" других земельных участков, что отражает новую, более высокую ступень промышленного развития. Ведь только капиталистическое предприятие  является источником таких промышленных отходов, как дым, газ, копоть, можно сделать вывод, что Уложение ущемляет  интересы земельных собственников в пользу капиталистического развития.

       Однако  содержание  907 параграфа, который гласит, что "собственник земельного участка может требовать,  чтобы на соседних участках  не  возводились или не сохранялись такие сооружения, относительно которых с достоверностью можно предвидеть,  что существование  их  или пользование ими будут иметь своим последствием недопустимое воздействие на его участок...",  свидетельствует о явной защите  собственника земельного участка.

       Таким образом, содержание  параграфов 906 и 907 выражает компромисс с целью преодоления противоречий между интересами помещиков и буржуазии.

         Интересы юнкерства защищают и другие статьи Уложения,  в частности те, которые  определяют порядок перехода права собственности. Этому посвящен третий раздел в книге.

       Если речь идет о  движимости,  то  право  собственности возникает  с  момента  передачи вещи.  Отчуждение права собственности на недвижимость осуществляется  публично, путем записи в поземельные книги.  Это является отличительной чертой Уложения и свидетельствует не  только  о буржуазной, но и о помещичьей его направленности.

       В противоположность известному положению  римского права ГГУ в §910 предусматривает, что собственник земельного участка не вправе обрезать проникшие к нему с соседнего участка корни или ветви, если они не мешают ему пользоваться своим участком23. В §571 указывалось, что при столкновении собственнических прав покупателя вещи и ее нанимателя арендные интересы последнего должны гарантироваться, хотя бы это и не устраивало нового собственника («покупка не ломает найма»).

       Требования  «справедливого» поведения выдвигаются  в обязательственном праве. Так, в § 826, трактующем о правонарушениях, предусмотрено: «Кто умышленно причинит вред другому способом, .противным  добрым нравам, тот обязан возместить вред». По § 847 в случае правонарушения с причинением вреда, который не является имущественным (телесное повреждение и т. п.), потерпевший имел право на «справедливое» вознаграждение.

       Особенно  много морализующих указаний встречается  в параграфах, посвященных договорным отношениям. По § 138 сделка, нарушающая «правила общественной нравственности», является ничтожной. В соответствии с §242 должник обязан исполнять договор так, как этого требует «добрая совесть». Должник мог просить суд об уменьшении .размеров неустойки, если таковая была «несоразмерно велика» (§343).

       В ГГУ законодатель уже не выражает открыто своих симпатий к нанимателю-хозяину, а требует от него «справедливого»  подхода. Так, по §616 нанявшийся не лишается притязания на вознаграждение, если в течение сравнительно короткого времени по личным обстоятельствам, но не по своей вине он был лишен возможности оказывать услуги. Согласно §617—618, хозяин был обязан заботиться о здоровье и даже нравственности нанявшихся, если они «входят в круг домашних нанимателя». Во избежание возникновения кабальных отношений договор найма не мог заключаться на срок свыше 5 лет. Но в целом Уложение не устранило некоторые полуфеодальные формы эксплуатации труда. Вопреки протестам социал-демократов сохранили свое действие уставы о челяди отдельных земель. 

         Среди других вещных прав, называемых Уложением, следует отметить владение. По сравнению с Кодексом Наполеона Уложение значительное больше внимания уделяет этому вещному  праву,  посвящая ему множество статей.  Кроме того, само понятие владения в Уложении отлично от римского  и французского.  В параграфе 854 указано, что «владение вещью приобретается достижением фактической  власти над вещью», оно «переходит по наследству»24 и «прекращается, если владелец откажется от фактической власти над вещью или иным образом лишится ее»25. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Брачно-семейное  право

       В соответствии с Уложением масштабные преобразования коснулись семейного права. Патриархальный вариант брака и семьи XIX в. Был заменен на партнерский. Это обусловило преобразования как в брачном праве, так и в правовом статусе детей.

       Уложение  признает единственной законной формой брака гражданский брак. Брачный возраст для женщин  -  16  лет,  для мужчин- 21 год.  Кроме достижения брачной правоспособности необходимым условием  вступления в брак является наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершеннолетних  требуется  согласие  родителей.

       Препятствиями для действительности брака могут  служить:

  • факт близкого родства или свойства;
  • нерасторжение первого  брака;
  • женщине  не  разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего.

       Только  для германского законодательства характерно запрещение "вступать в  брак разведенному по  прелюбодеянию  супругу с лицом,  с которым разведенный супруг совершил прелюбодеяние,  если по решению о разводе признано, что это   прелюбодеяние  послужило  основанием  к  разводу"26.

         Заключению брака предшествует  обручение, представляющее собой договор.  Из этого договора вытекает обоюдная обязанность сдержать свое слово и вступить в брак.  Нарушение этого договора обязывает виновного к возмещению издержек,  сделанных другой стороной ввиду предстоящего брака, и возмещению морального ущерба. 

       Развод  допускается только в строго определенных,  указанных в законе случаях. Основаниями  для развода признаются:

  • прелюбодеяние;
  • посягательство  на  жизнь  другого  супруга  (§1566); 
  • злонамеренное оставление (§ 1567);
  • грубое нарушение  брачных  обязанностей или "бесчестное поведение, глубоко расшатавшее супружеские отношения, так что стало невозможным требовать от другого супруга продолжения брака" (§1568);
  •   тяжелая,  прервавшая духовное общение супругов, и безнадежная душевная болезнь (§1569).

       Личные  взаимоотношения супругов вытекают из  параграфа 1354, закрепляющего главенствующее положение мужа в семье: "Мужу предоставляется решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни,  в частности, он избирает местожительство". Жена может не повиноваться, если муж злоупотребляет супружеским правом. 

       Таким образом, Уложение не провозглашает власти мужа над личностью жены,  предоставляя мужу лишь право преимущественного решения общесемейных вопросов.

       Замужняя  женщина дееспособна, хотя ее дееспособность и ограничена. Она имеет право  на профессиональные   занятия или занятие промыслом,  может вести хозяйственное предприятие, однако на это требуется согласие мужа.

       Имущественные отношения супругов  определяются  брачным договором.  Если стороны  своим брачным договором не установили иного режима, в качестве законного признается система управления и пользования,  или система соединения имуществ супругов, которая характеризуется следующими фактами:

  • сохраняется  раздельность  права  собственности на имущество супругов;
  • муж осуществляет единое управление  и пользование семейным имуществом;
  • в отношении своего отдельного имущества  жена  сохраняет  самостоятельность.

       Взаимоотношения  между  детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом,  если он не лишен ее.

       Родительская власть переходит к матери лишь после смерти отца  пли  лишения  его  родительской власти,  но и тогда к матери может быть назначен советник,  контролирующий ее действия.

       Родительская  власть обширна по объему.  Дети могут быть объектом эксплуатации со стороны родителей. Если родители содержат детей, то последние обязаны работать в хозяйстве родителей сообразно со своими силами и своим положением в жизни. От такой  обязанности освобождались дети из буржуазных семей.

       Внебрачные  дети по отношению к матери и к ее родственникам занимают юридическое положение законных детей 27.  Однако права матери несколько уже по сравнению с теми,  какими пользуется мать по отношению к детям,  рожденным в браке28.  Незаконный ребенок и его отец не признавались состоящими в родстве29.

       Правда,  внебрачный ребенок мог требовать от отца  предоставления содержания соответственно общественному положению матери до  достижения  16-летнего  возраста, о чем говорится в параграфе 1708.  Но такая обязанность отца отпадает, если мать в период зачатия находилась в близости с другим мужчиной. Такой  связи не придавалось значения,  когда по обстоятельствам дела невозможно было  допустить,  чтобы  мать зачала ребенка от этой связи30. 

Информация о работе Обязательное, вещное, брачно-семейное и наследственное право в Германском Гражданском Уложении 1900г