Общественно-политическая жизнь Казахстана в 20-30 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:01, реферат

Краткое описание

На рубеже 20-30 годов нэповская линия развития исторического действия была заблокирована идеями революционного утопизма, густо замешанными на дрожжах тоталитарного политического мышления. На долгие и мучительные десятилетия в сфере экономики и общественно-политической жизни воцарился тотальный "дух" силовой альтернативы.

Содержимое работы - 1 файл

Общественно-политическая жизнь Казахстана в 20-30 годы.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

          Голод собрал в Казахстане обильную дань. Например, согласно результатам первой переписи 1926 года на территории Казахской АССР проживало 3628 тысяч коренного населения. Но уже через 12 лет в переписи 1939 года  фиксируется убыль в 1321 тысяч человек, то есть происходит уменьшение совокупности на 36,7%10.

          А по данным Центрального Управления народно-хозяйственного учета Госплана СССР население Казахстана с 5873,0 тыс. человек за 1932 год сократилось до 2493,5 тысяч человек, и эмигрировали за этот период из Казахстана 1,3 млн. человек11. Смертность и уровень миграционной подвижности за этот период были высокими среди всех национальных групп Казахстана - русских, украинцев, уйгур, дунган, но

          эти показатели среди казахов все  же на порядок выше, потому что кочевники  традиционно  не имело навыков  земледельческого труда. По подсчетам  демографа М. Татимова казахи во время коллективизации потеряли 2100 тысяч человек, что составило 42% казахского населения и плюс к этому миллионы людей выехали за пределы республики.  Созданная по советскому образцу казахская государственность 1920 года нисколько не защитила своих граждан от катастрофы в мирное время.

          Примерные масштабы невосполнимой убыли коренного  населения Казахстана в годы трагедии определяются в пределах около 2 млн. человек или 49% от первоначальной численности.

          Из  приведенных данных видно, что масштабы голода, вызванного тотальным разрушением хозяйства, были воистину страшными. Утратив скот, обитатели Степи лишались традиционного для них мясомолочного рациона питания. Хлеб в ауле в силу неурожая также отсутствовал. Покинуть зону бедствия не всегда удавалось. Для бесскотного казахского крестьянства огромная Степь из кормилицы превратилась в ловушку. Голод и связанные с ним эпидемии деформировали нормальный процесс демографических переходов в самом их начальном этапе. Коренное население республики смогло быстро преодолеть глубоко кризисное явление только потому, что последнее застало его на самой  ранней стадии развития народонаселения, т.е. на первых фазах демографической эволюции. Прежняя численность была восстановлена почти через 40 лет, в 1969 году.

          2). Эмиграция казахов за рубеж  и миграция внутри страны обходились  им очень тяжело. Новые мигранты  попадали в иной климат и  незнакомую для себя этническую  среду. Круто для них изменился  и рацион питания. По словам  очевидцев, они плохо приспосабливались  к растительной пище, ведь веками основную массу питания вчерашних кочевников составляли мясные продукты. Теперь потоки казахских беженцев в отличие от прежних времен потянулись в Россию. Если внимательно приглядеться к направлениям миграции казахов, то заметно, что они тянутся к близлежащим районам сопредельных республик и государств. Беженцы из западных областей Казахстана стали уходить в Иран, Афганистан, Туркмению и Каракалпакию; южных и восточных областей - в Узбекистан, Киргизию и Китай; северных и центральных областей - в Куйбышевскую, Челябинскую, Курганскую, Тюменскую области и Алтайский край Российской Федерации, в Монголию. Пустели целые районы и аулы. Степь все больше становилась безлюдной.

          Большие массы казахов уходили в Китай. Беглецам, кроме своих доморощенных контролеров приходилось теперь преодолевать и пограничный кордон. Отчаявшиеся люди нередко становились мишенью для солдат погранвойск.

          Откочевки нанесли большой урон численности  коренного населения. Четвертая  часть первоначальной совокупности населения, т.е. 1030 тысяч человек, откочевала за пределы республики в годы голода. Из них 616 тысяч человек безвозвратно, 414 тысяч человек впоследствии вернулись в Казахстан. Из безвозвратно откочевавших около 200 тысяч человек ушли за рубеж - в Китай, Монголию, Афганистан, Иран и Турцию. 
     
     
     
     
     
     
     

Список  использованной литературы 

  1. М.К. Козыбаев, Ж.Б. Абылхожин, К.С. Алдажуманов "Коллективизация  в Казахстане: трагедия крестьянства"; Алматы, 1992 г.
  2. "История Казахстана: белые пятна"; Алматы, 1991 г.
  3. Б. Аяганов "Государство Казахстан: эволюция общих систем"; Алматы, 1993 г.
  4. Абылхожин Ж.Б., Козыбаев М.К., Татимов М.Б. "Казахстанская трагедия" / "Вопросы истории", 1989 г., №7
  5. "Коллективизация сельского хозяйства в республиках Средней Азии и Казахстана: опыт и проблемы", Алматы, 1991 г.
  6. Козыбаев М.К. "История и современность"; Алматы, 1991 г.
  7. Абылхожин Ж.Б. "Традиционная структура Казахстана"; Алматы, 1991 г.

Информация о работе Общественно-политическая жизнь Казахстана в 20-30 годы