Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:08, реферат
Происхождение русской государственности и русской культуры едва ли не самая древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. Непредвзятое изучение событий этого периода показывает, что сложение древнерусской государственности стало возможным в результате процесса естественной эволюции социально-экономической и культурной жизни восточных славян при определенном влиянии внешнего фактора.
Точное знание и понимание процессов, приведших к образованию Киевского государства как первой политической системы, сплотившей многочисленные племена и народы и поднявшей их от примитивного первобытного состояния к могучей феодальной державе с единым религиозным мировоззрением, необходимо для того, чтобы здоровый интерес ко всему ценному, что есть в каждой национальной культуре, не вырождался в попытки отгородиться от объективного процесса взаимодействия и сближения национальных культур.
Введение с.3
1. Формирование древнерусской государственности с.4
2. Политика первых киевских князей с.6
3. Современные трактовки норманнской теории с.10
Заключение с.14
Список использованной литературы с.15
Развитие феодальных производственных отношений, рост и укрепление государственности, возникновение и эволюция государственного права требовали изменений и в идеологии. На месте племенных богов и культов, религиозной пестроты, обусловленной различными этапами развития социальных отношений, должен был установиться единый пантеон богов, который бы соответствовал тому объединению земель и племен, которого добилась светская власть Руси. Этот пантеон богов, этот единый культ должен был освятить перемены, происшедшие в социальной и политической жизни Руси, освятить нарождающиеся феодальные порядки, новый государственный строй. Позднее одной из причин религиозной реформы выступает внешнеполитическая деятельность Русского государства. Вначале Владимир предпринял попытку объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны. Культ Перуна, который был объявлен главным богом, насаждался в Древней Руси самыми жестокими мерами. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию потерпела крах.
В 988–989 гг. Владимир провел вторую религиозную реформу. В качестве новой государственной религии было принято христианство. Около 988 г. Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. «... повелел (Владимир) ниспровергнуть кумиры, – одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы... После этого Владимир послал по всему городу (Киеву) со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нищего или раба, тот идет против меня». Распространение христианства встречало протест народных масс, почитавших своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно, и на окраинах Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и в Новгороде. Христианство вынуждено было идти на уступки, освещая и приспосабливая старые языческие обряды, обычаи, праздники, священные места и самих богов. Принятие христианства, при всей его реакционной сущности, имело большое значение для развития русских земель. Оно укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилось теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация.
После смерти Владимира в результате жестокой кровопролитной междоусобной борьбы между его сыновьями на Киевский престол вступил Ярослав, которого впоследствии стали называть Мудрым (1019–1054). Ярославу Мудрому, также как и Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав год назад разрубил печенегов, был возведен Софийский собор – храм мудрости, божественному разуму, якобы правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу книг на русский язык. Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона – русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненного из цельного куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего».
При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за венгерского короля, бывшего одновременно и германским императором. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Время Ярослава Мудрого – это время расцвета древнерусского государства – Киевской Руси. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».
3. Современные трактовки норманнской теории
Первые русские историки-
Новгородская летопись
началом русской
В вопросе образования государства на Руси дореволюционная историография исходила из следующих двух положений: во-первых, это важное историческое событие однозначно датировалось 862 г.; во-вторых, оно прямо и непосредственно связывалось с добровольным призванием на Русь варяжского князя Рюрика и его двух братьев – Сииеуса и Трувора. Оба этих утверждения далеки от истины. Дата «862 г.» не выдерживает критики хотя бы потому, что задолго до этого на землях восточных славян уже были государственные образования.
Варяги сыграли значительную роль в политической истории восточных славян. Однако в свое время оценка их влияния в деле создания русского государства оказалась завышенной, что породило «норманнскую теорию». Суть ее состоит в утверждении, будто именно варяги принесли нашим предкам государственность, правопорядок и культуру. «Норманнская теория» основывается на летописном рассказе о призвании новгородцами варяжского военачальника Рюрика с братьями Синеусом и Трувором для вокняжения в словенских землях: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами». Варяги откликнулись на призыв: Рюрик начал княжить сначала в Ладоге, затем в Новгороде, Синеус и Трувор якобы – на Белоозере и в Изборске. (Лингвисты доказали, что Синеуса и Трувора не существовало: летописец неверно истолковал древнешведские словосочетания: sine hus и thru varing, означающие «свой род» и «верная дружина».).
Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то переход к нему власти в Новгороде все же не означал создания древнерусского государства, т.к. государство возникает в результате социально-экономического развития общества на том этапе, когда появляются раннеклассовые структуры, а не как следствие действий отдельных выдающихся личностей и завоеваний. После смерти Рюрика, не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов – Олег. В 882 г. спустившись по великому торговому пути «из варяг в греки» воины Олега, представившись купцами, обманом убили киевских князей и захватили Киев. Город стал центром объединенного государства. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Вскоре после вокняжения Олега в Киеве дань ему начали платить словене, кривичи, меря, древляне, северяне, радимичи.
История «призвания норманнов», рассказанная в «Повести временных лет», становится одним из самых спорных эпизодов начального периода русской истории. Отношение к рассказу летописи становится проверкой на «патриотизм». «Норманнисты» и «антинорманнисты» рождаются 6 сентября 1749 г. В этот день член императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, официальный императорский историограф Герхард Фридрих Миллер читал ежегодный доклад. На этот раз он был посвящен происхождению русского народа и его имени. Опираясь на труды своего предшественника Готтлиба Зигфрида Байера, академик Миллер изложил теорию создания Киевской Руси норманнами. Но едва он успел развить свою идею, как его прервали крики слушателей. Академик Н.И. Попов, астроном, объявил, что докладчик «бесчестит наш народ». Спор был представлен на рассмотрение императрицы Елизаветы Петровны, которая назначила комиссию для расследования. В комиссию вошел также знаменитый русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Его мнение было однозначным: взгляды немцев «ночи подобны», работы Миллера вредят интересам и славе Российской империи. Публикации академика Миллера были конфискованы и уничтожены, ему было запрещено заниматься древней русской историей.
Однако Ломоносов и его малочисленные сторонники не смогли одержать верх над норманистами. Почти вся историческая наука XIX в. – от Н.М. Карамзина до С.М. Соловьева – приняла норманнскую концепцию, а защита норманизма от нападок инакомыслящих стала явно выраженной официальной позицией – царствующая династия Романовых находила ее для себя политически более благонадежной.
Спор продолжал бушевать в XIX и XX вв. «Норманнисты» и «антинорманнисты» добывали убедительнейшие аргументы в пользу своих взглядов, опираясь на те же самые источники. Ожесточенность дискуссии нагнеталась патриотическими чувствами противников «норманнской» теории.
В 30-е годы XX в. советские историки получили указание считать «антинорманнские» взгляды единственно правильными, следовательно, научными. В разгар войны с Германией академик Б. Греков в статье, опубликованной органом ЦК партии «Большевик», отвергал, как антипатриотическую, теорию «приглашения варягов», утверждая, что сильное, высокоразвитое русское государство существовало уже в VI в. Смерть Сталина не изменила официального советского отношения к истории Древней Руси. В 1963 г. Андрей Амальрик был исключен из Московского университета за студенческую работу «Норманны и Киевская Русь». В 1978 г., комментируя «Повесть временных лет», академик Д. Лихачев настаивает: «Легенда о приходе из-за моря Рюрика, Синеуса и Трувора... чистый домысел, трафарет исторического мышления летописца, его гипотеза, с которой пора перестать считаться».
Следует признать, что летописец излагает событие, которое не перестает вызывать споры, чрезвычайно туманно. Новгородские послы отправляются, по свидетельству Нестора, «за море», что достаточно неопределенно. А затем он разъясняет: «И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы...» Возникает множество вопросов. Прежде всего – главный: приглашали чужеземцев княжить или нет? Почему Нестор считает наименования «варяг» и «Русь» синонимами? Иначе говоря: каково происхождение слова «Русь»? Откуда взялось название государства? И дополнительный вопрос: каково отношение между славянами и Русью? Нестор отвечает на это: «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славяне». «Антинорманнисты» категорически отвергают утверждение летописца о тождестве варягов и руссов.
Поиски ответов на исторические загадки продолжаются. Выдвигаются новые гипотезы и теории. Идут поиски славянских племен, обитавших в Прибалтике, которые могли бы решить проблему: приглашенные были бы «варягами», но бесспорно славянского происхождения. На острове Рюген в Балтийском море, начиная с VI в., жило славянское племя, которое немецкие хроники называли руссами, русинами. Высказывается предположение, что в Новгород прибыли славяне-руссы. В состав дружины входили также скандинавские викинги. Обосновавшись в Новгороде и его окрестностях, дружины руссов и норманнов спустились по Днепру и основали Киевское государство. Омельян Прицак, американец украинского происхождения, профессор Гарвардского университета, предложил еще более неожиданную теорию. Используя письменные источники VI–VIII вв. на арабском, греческом, латинском и других языках, историк обнаруживает «Русь» в римской Галлии, на юге современной Франции, в окрестностях города Родез, который в VIII в. назывался Рутеницис по-латыни, Руси – по-французски. Арнольд Тойнби производил «рус» от шведского «родгер» – гребец. Вопрос о происхождении термина «Русь» в нашей историографии, к сожалению, довольно искусственно запутан. Ныне, однако, в общем вполне доказано, что термин этот пришел с севера: так называли финские аборигены пришельцев из Скандинавии, а от них этот же термин стал использоваться и славянами первоначально в том же смысле Правда, сходный термин (форма «рось») существовал издавна и на юге, В иранских языках он означал «светлый» и как таковой фигурировал в различных иранских же этнонимах (роксоланы – светлые аланы, роксамоны – светлые мужи и т.д.). Одно время ряд учений предполагал двойное происхождение термина «Русы» от своеобразного слияния северного «русы» и южного «рось». В принципе это могло случиться, однако нельзя забывать, что местная «туземная» форма этнонима, и от него – названия земли, страны, именно «рус, Русь», тогда как «Рос, Росия» появились первоначально в греческом языке по ассоциации с библейским северным народом Рос (древнеевр. «рош»), которым Библия запугивала цивилизованные народы Средиземноморья еще со времен ветхозаветных пророков. Любопытно, что на Руси форма «Рос» (Россия) появилась поздно (не ранее XVI в.) и стала общепринятой лишь с XVIII в.
Исследования истории Древней Руси, не принося окончательного, невозможного, по всей видимости, ответа на вопросы, поставленные далеким прошлым, расширяют наши знания о былом, если не настаивают на их обязательном характере. Хорошо известно, что в спорах истина не рождается.
Заключение
Трудно переоценить
В период Киевской Руси у восточных
славян сложились феодальные отношения,
что было шагом вперед по сравнению
с первобытнообщинными
Древнерусское феодальное государство явилось более высокой формой объединения восточных славян, чем племенные союзы и племенные княжения. Оно положило начало государственности не только славян, но и других, неславянских народов и племен Восточной Европы, впервые начавших свою политическую жизнь в государственных формах в границах Киевской Руси.
Древнерусское государство отстояло независимость восточных славян и неславянских народов и племен и от норманнов, и от степных кочевников. Киевская Русь встала стеной на пути продвижения орд степных кочевников, ослабив их натиск на Византию и страны Центральной Европы. Русь сыграла большую роль в отношениях между Западом и Востоком, выступая восточным форпостом европейского феодального христианского мира.
Яркой и многообразной культурой, богатством и могуществом своих ратных сил Русь проложила себе путь в ряды сильнейших и влиятельнейших стран Запада и Востока.
Список использованной литературы
1. Думин С.В., Турилов
А.А. «Откуда есть пошла
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.,1992. 268 с.
3. Ионов И. Н. Российская цивилизация IX – начала XX в. М., 1995. С. 32–40.
4. История России: Тексты лекций / Под ред. Ю.Н. Бакаева, Л.Н. Булдыгеровой, А.Н. Гридуновой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ 1998. С. 4-10 .