Народы Кубани в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 01:05, доклад

Краткое описание

Общественное устройство адыгских племен отличалось неоднородностью. Единого государства у адыгов не было. В конце XVIII - первой половине XIX в. родовые отношения у адыгов находились в стадии разложения, шел процесс складывания феодализма. Однако темпы феодализации у различных адыгских племен были неодинаковы: существовало разделение на «аристократические» и «демократические» племена. К первым относились бжедухи, хатукаевцы, темиргоевцы, бесленеевцы. У аристократических племен были явно выражены черты складывающегося феодального строя, оформленная сословная структура общества с господствующей ролью владетельных князей и дворян и феодально-зависимым положением значительной части крестьянства.

Содержимое работы - 1 файл

Narody_Kubani_v_pervoy_polovine_XIX_v.docx

— 15.08 Кб (Скачать файл)

 Народы Кубани в первой половине XIX в.

На Северо-Западном Кавказе  и Черноморском побережье проживали  коренные обитатели Кубани -адыгские племена. Вторые по численности абадзехи. Общую численность адыгов к середине XIX в. можно оценить в 700-750 тыс. человек.

Хозяйство адыгов было натуральным. В Прикубанской низменности развивалось земледелие, продукты которого шли на внешний рынок.

Черкесы выращивали просо, кукурузу, яровую пшеницу, полбу и ячмень. Помимо земледелия горцы занимались скотоводством - разводили рогатый скот и овец.

Немаловажное место в хозяйстве адыги отводили пчеловодству, поскольку мед был и предметом обменной торговли, и постоянным продуктом в рационе горцев.

Адыгские женщины занимались ткачеством, изготовляли тонкие шерстяные  материи.

Общественное устройство адыгских племен отличалось неоднородностью. Единого государства у адыгов не было. В конце XVIII - первой половине XIX в. родовые отношения у адыгов находились в стадии разложения, шел процесс складывания феодализма. Однако темпы феодализации у различных адыгских племен были неодинаковы: существовало разделение на «аристократические» и «демократические» племена. К первым относились бжедухи, хатукаевцы, темиргоевцы, бесленеевцы. У аристократических племен были явно выражены черты складывающегося феодального строя, оформленная сословная структура общества с господствующей ролью владетельных князей и дворян и феодально-зависимым положением значительной части крестьянства.

К демократическим племенам относились абадзехи, шапсуги, натухаевцы и убыхи. У демократических племен процессы феодализации тормозились упорным сопротивлением свободных членов общины -тфокотлей, возглавляемых старшинами. В результате этой борьбы права и привилегии дворянства были ограничены, а верховенство в политической области захватили старшины. Однако в итоге именно старшина стала прослойкой горского общества, активно феодализирующейся и эксплуатирующей свободных общинников.

Социальная структура  представляла собой феодальную иерархическую лестницу, на вершине которой находились князья - пши, чье могущество основывалось на владении захваченной общественной землей, значительном количестве скота и лошадей. К верхушке феодального общества относились также мусульманские священнослужители: эфенди, муллы, кадии и муэдзины. Ниже находились дворяне - уорки.

Основную массу горского населения составляли свободные  общинники-тфокотли - около трех четвертей от численности всего общества. Тфокотли имели право обладать крепостными людьми. Однако основная масса была зависима от феодалов, выполняя различные повинности. В категорию крепостных крестьян входили пшитли, которые находились в полной личной и поземельной зависимости от князей и дворян. Низшую ступень феодальной иерархической лестницы занимали унауты - домашние рабы. Унауты не имели собственности, получая пропитание от хозяина, имевшего неограниченную власть над рабами.


Информация о работе Народы Кубани в первой половине XIX века