Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:59, контрольная работа
В 1933 году Адольф Гитлер стал новым рейхсканцлером Германии. Результатом этого стала резкая смена курса внешней политики. Но в начале правления нового лидера изменения были не столь заметны. Первые грозные сигналы стали заметны в 1936 году. Уже в 1936 году нацистское руководство рассматривало все военное планирование через призму своей основной цели - нападение на СССР. В соответствии с этим Гитлер требовал:
«Итак, я ставлю следующие задачи:
1.Немецкая армия через четыре года должна быть готова к бою.
2.Немецкая экономика в течение четырех лет должна быть готова к войне».
1. ВВЕДЕНИЕ
2. НАПАДЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
3. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СССР
ВПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ
4. ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ КРАСНОЙ АРМИИ В 1941 ГОДУ
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ»
Кафедра «История и политология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ»
На тему: «Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны»
Выполнила:
Студентка:
1(го)курса специальности
Буравлёва Надежда Андреевна
Проверила:
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. НАПАДЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
3. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СССР
ВПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ
4. ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ КРАСНОЙ АРМИИ В 1941 ГОДУ
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Прелюдией любой войны служит какая-либо дипломатическая деятельность. Поэтому рассмотрим характер внешней политики СССР и Германии в 30-х - начале 40-х годов двадцатого века.
В 1933 году Адольф Гитлер стал новым рейхсканцлером Германии. Результатом этого стала резкая смена курса внешней политики. Но в начале правления нового лидера изменения были не столь заметны. Первые грозные сигналы стали заметны в 1936 году. Уже в 1936 году нацистское руководство рассматривало все военное планирование через призму своей основной цели - нападение на СССР. В соответствии с этим Гитлер требовал:
«Итак, я ставлю следующие задачи:
1.Немецкая
армия через четыре года
2.Немецкая экономика в течение четырех лет должна быть готова к войне».
24 июля 1937 года была введена в силу новая «Директива о единой подготовке Вермахта к войне» за подписью военного министра Вернера фон Бломберга. Он отмечал, что необходима «постоянная готовность Вермахта к войне: а) чтобы отразить любое нападение; б) быть в состоянии использовать для войны создавшиеся благоприятные политические возможности. Это должно быть учтено при подготовке Вермахта к возможной войне в мобилизационный период 1937/38 гг.”
25 ноября 1936 года в Берлине заключен «Антикоминтерновский пакт» между Германией и Японией, оформивший блок этих государств в целях завоевания мирового господства. В ноябре 1937 года к этому договору присоединилась Италия. Таким образом, образовалась ось Рим - Берлин - Токио. 4 февраля 1938 года указ Гитлера преобразовал военное министерство в штаб Верховного Главнокомандования и подчинил его непосредственно фюреру. Затем агрессивная внешняя политика вылилась в аншлюс Австрии и захват Чехословакии. Затем последовало нападение на Польшу, которое начало мировую войну. Что же делали наиболее вероятные противники Германии в будущей войне: Англия, Франция и СССР. 17 апреля 1939 года советское руководство предложило западным державам тройственный договор о взаимопомощи. Переговоры шли крайне медленно. В конце июля 1939 года западные державы приняли советское предложение начать переговоры по военным вопросам. Миссия Англии и Франции прибыли в Москву 11 августа. Затем переговоры зашли в тупик. После этого Сталин резко изменил курс внешней политики и стал искать сближения с Германией. Сближения с СССР искала и Германия, и 23 августа 1939 года был заключен договор о ненападении сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол», определивший сферы интересов обеих сторон от Балтийского до Черного морей. По этому договору в зону влияния СССР попали Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Бессарабия, Буковина, районы Польши с украинским и белорусским населением. Эти районы и были присоеденены к СССР в 1940 году, за исключением Финляндии, которую защитило мнение Лиги Наций.
Военное положение Советского Союза было трудным и опасным. Немцы захватили Крым, Кубань, вышли к Волге, проникли на Северный Кавказ, достигли предгорий Главного Кавказского хребта. Враг оккупировал огромную территорию, где до войны проживало 80 млн. советских людей и выпускалась треть валовой продукции промышленности СССР.
Вторжение врага осуществлялось тремя группами армий: «Север», «Центр» и «Юг», которым осуществляли наступление соответственно на Ленинград, Москву и Киев.
Советские войска впервые же недели боев были разрезаны на части немецкими танковыми клиньями, лишены баз снабжения и потеряли связь друг с другом. Так как было уничтожено около 900 самолетов, нападающие обеспечили себе абсолютное превосходство в воздухе.
Тяжелое положение Красной Армии усугублялось непродуманными приказами из Москвы. Утром, 22 июня был отдан приказ разгромить немецко-фашистские войска, но границу не пересекать. Вечером того же дня была отдана еще более нелепая директива с требованием перейти в решительное контрнаступление с целью перенести военные действия на территорию противника и разгромить его там.
А в это время германские войска достигли успеха на центральном направлении. В результате их стремительного наступления значительная часть наших войск была окружена сперва в районе Белостока, а затем и под Минском.
Не менее стремительно развивалось вражеское наступление в Прибалтике. На второй день войны немцы захватили Каунас и Вильнюс. В начале июля пала Рига - таким образом, был расчищен путь на Ленинград. Уже 28 июня был захвачен Минск. Немцам удалось форсировать Березину и развернуть наступление к Днепру.
Отступление Красной Армии проходило в полном беспорядке. В войсках началась паника, которая переросла в бегство. Это была военная катастрофа. Многие части оказались в окружении. Всего в плену через семь месяцев после начала войны оказалось около 4 млн. советских военнослужащих.
Продолжающееся наступление противника вынудило приступить к массовой эвакуации промышленных и людских ресурсов на восток. Из западных районов туда было эвакуировано более 10 млн человек. Всего за первые полгода было эвакуировано и пущено свыше 1,5 тыс. промышленных предприятий.
Между тем, обстановка на фронте с каждым днем ухудшалась. На севере части вермахта подошли к Ленинграду, на юге немцы захватили всю левобережную Украину, осадили Одессу, оккупировали Крым (кроме Севастополя) и продвинулись до Ростова-на-Дону. Отсюда им открывалась дорога на Кавказ.
Как только стало известно о нападении Германии, правительство Великобритании и США заявили Москве о своей поддержке. Вскоре СССР был предоставлен беспроцентный заем в 1 миллиард долларов для покупки боевой техники, продовольствия и другого. Процесс создания коалиции был завершен подписанием в мае-июне 1942 года двухсторонних договоров о союзе в войне против гитлеровской Германии, и ее союзников в Европе.
Напав на СССР, руководители фашисткой Германии рассчитывали первыми же мощными ударами разгромить главные силы Красной Армии. Гитлеровцы предполагали также, что военные неудачи деморализуют советское население в тылу, приведут к развалу хозяйственной жизни Советского Союза и тем облегчат его разгром. Но всего учесть даже при немецкой педантичности не удалось.
В данной работе рассмотрены три вопроса из истории Великой Отечественной Войны. Здесь наряду с газетными и журнальными статьями использованы также монографии Г.К.Жукова и шеститомное издание «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945». Если принять во внимание даты написания данной литературы, очевидно становится, что в работе указаны не только послевоенные взгляды на проблему, но и сделана попытка восстановить картину Великой Отечественной войны с точки зрения новых дополнений, исследуемых в современной России. В период, когда государство находится в таком состоянии, что с социализмом мы уже распрощались, но ещё ничего не построили, это состояние можно назвать «подвешенным», а время – «смутным». И тогда народ пускается в искания, с помощью газетных и журнальных статей, пытаясь найти истину.
НАПАДЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Осложнение германо-советских
дипломатических отношений (
С 1 сентября 1939 года до июня 1941 года советско-германские отношения развивались в духе договора о ненападении. Но с весны 1940 года они характеризовались охлаждением отношений и взаимным недоверием.
Уже 17 декабря 1939 г. Шуленберг (посол Германии в Москве) заявил, что в водах Финского залива обстреляны 3 германских парохода. Германское правительство считает, что это были советские военные суда, Молотов, однако, опроверг эти заявления. Тень подозрения прокралась в дипломатические отношения обоих стран, их основной тактикой стала так называемая «двойная игра».
Весной 1940 г. в Москве из достоверных источников стало известно, что вермахт наращивает силы на границах Советского Союза. На запрос советского правительства о причинах военных перемещений, Гитлер уклонился от прямого ответа, объяснив развитие событий проходящими военными учениями.
Но после поражения Франции Сталину стало ясно, что Германия будет отходить от своей заинтересованности в нейтралитете с Советским Союзом. 25 июня 1940 года через британского посла С. Криппса Черчилль направил личное послание с предложением улучшения отношений между обоими странами.
Поражение Франции резко изменило соотношение сил не только на европейском континенте, но и повлияло на их расстановку в глобальном масштабе, придало новое направление мировому развитию. Во время германского наступления на западе в июне 1940 г. сталинское руководство приступило к реализации тех договоренностей, которые содержались в секретных протоколах к советско-германскому пакту 1939 года.
Прекратив дипломатические отношения с эмигрантскими правительствами стран Чехословакии, Бельгии, Нидерланд, Дании, Норвегии, Греции Советское правительство сочло возможным поддерживать политические отношения с марионеточными правительствами стран оккупированных Гитлером. В декабре 1940 г. с правительством независимого словацкого государства был подписан ряд договоров. 18 сентября 1940 г. соглашение о товарообороте и платежа подписано между СССР и марионетным правительством Дании. При посредстве советника германского посольства в Москве Хильгера подобные экономические соглашения подписаны с Бельгией и Норвегией.
В связи с постоянно
ухудшающимися отношениями
21 июня 1941 года в докладной записке Л.П. Берия настаивал на «отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня «делами» о якобы готовящемся Гитлером нападения на СССР. Он сообщил, что нападение начнется завтра». Оказывается Деканозов настаивал на этом не случайно, еще незадолго до этого, приехав в Москву из Берлина за несколько дней, он был приглашен Ф.Шуленбергом на обед, во время которого германский посол, обращаясь к Деканозову сказал:
–Господин посол, может, этого еще не было в истории дипломатии, поскольку я собираюсь сообщить государственную тайну номер один: передайте господину... Сталину, что Гитлер принял решение 22 июня начать войну против СССР...
Этот солнечный воскресный день стал, пожалуй, самым трагическим в российской истории. На рассвете германские войска без объявления войны вторглись на территорию Советского Союза. За спиной гитлеровцев лежала покорённая Европа. Все государства, подвергшиеся нападению Германии, развалились, словно карточные домики, в считанные недели. Гитлер и его окружение, уверившись в непобедимости немецкой армии, рассчитывали на блицкриг и в войне против СССР.
План войны против Советского Союза начал разрабатываться уже летом 1940 года. Гитлер заявил своим генералам: «Россия должна быть ликвидирована. Срок весна 1941 года». В декабре 1940 года Гитлер подписал директиву №21, получившую кодовое наименование «Барбаросса». Первоначально нападение планировалось на 15 мая 1941 года, но конце апреля из-за операций на Балканах было перенесено на 22 июня. Уже это исключает всякую попытку оправдать гитлеровское вторжение соображениями о «превентивном ударе» – независимо от того, планировал ли, свою очередь, Сталин нападения на Германию.
Ещё в марте 1941 года Гитлер объявил, что войну против России «не следует вести по законам рыцарства». Нацистский фюрер утверждал: «Это прежде всего борьба идеологий и рас, поэтому её необходимо вести с беспрецедентной неумолимой жестокостью. Все офицеры должны освободиться от устаревших взглядов… Комиссары являются носителями идеологии, прямо противоположной национал-социализму, поэтому их необходимо ликвидировать. Немецких солдат, виновных в нарушении международного закона… оправдают. Россия не участвует в Гаагской конвенции, поэтому на неё положения конвенции не распространяются».
В четвёртом часу утра 22 июня жители Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Каунаса и многих других советских городов проснулись от грохота разрывов и воя сирен. Бомбы обрушились на аэродромы, узловые ж/д станции, военные городки, штабы, склады боеприпасов, горючего и воинского снаряжения. Пограничные заставы, строившиеся укрепления, военные объекты вдоль всей западной границы СССР подверглись массированному артиллерийскому огню.
Советские вооруженные силы не смогли отразить первый натиск врага – нападение оказалось внезапным. Войска приграничных округов были разбросаны на обширной территории, находились далеко от границы: в Западном Особом военном округе – до 100-300 км, в Киевском – до 400-600. Каждая дивизия первой линии должна была оборонять фронт шириной 25-50 км, тогда как военная наука считала, что полоса обороны дивизии не должна превышать 8-12 км. Планы обороны границы не были доведены даже до армейских штабов, не говоря уже о корпусах и дивизиях.