Монголо-татарское иго

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

Монголо-татарское нашествие и иго, последовавшее за ним, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси.

Содержание работы

Введение
1.Возникновение империи Чингисхана
2. Битва при Калке и нашествие на Русь
3. Золотая Орда и последствия ига для Руси
Заключение
Список используемой литературы

Содержимое работы - 1 файл

история 2007.docx

— 59.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Содержание

 

Введение……………………..………………………………………….….стр.  3

1.Возникновение империи Чингисхана……………………………..……..стр.  4

2. Битва при Калке и нашествие на Русь………………………..……….стр.  7

3. Золотая Орда и последствия ига для Руси……………………....…..стр. 17

Заключение………..…………………………………………………..……стр. 27

 Список используемой литературы …………………………..………….стр. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

Монголо-татарское нашествие  и иго, последовавшее за ним, сыграло  огромную роль в истории нашей  страны. Владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси. Для того чтобы наиболее полно отразить то, что произошло в 12 веке на земле русской, нужно ясно представлять себе с какими силами подошли противоборствующие стороны, их экономическое и культурное развитие, государственное устройство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение империи Чингисхана

В XI-XII вв. на огромных просторах  Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена и более мелкие родовые и аильные (семейно-родственные) коллективы. При этом часть монгольских племен — лесные монголы — еще не полностью перешла к скотоводческому хозяйству, продолжала жить охотой, рыболовством и собирательством готовых продуктов природы. Управление семейными, производственными и другими общественными делами продолжало строиться на традиционной кровнородственной основе: аил — род — племя во главе со старейшинами и вождями. Культ предков, обожествление природы оставались характерной формой сознания для подобного состояния общества.

Вместе с тем углубляющееся  разделение труда, развитие ремесленного производства (юрт, сбруи, оружия, всевозможной бытовой утвари и т.д.) привели  к возникновению частной собственности  на средства производства, прежде всего  на скот. На классовое расслоение общества повлияло также возрастающее воздействие  соседних с Монголией развитых феодальных государств Средней Азии и Китая. Монгольское общество резко разделилось на феодалов-нойонов — родо-племенную военную аристократию, владевшую огромными стадами лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные военные дружины — нукеров, и простой народ — карачу, находившийся от феодалов в различных формах зависимости.

Процесс этот сопровождался  бесконечными разорительными междоусобицами вождей и военных предводителей отдельных племен, племенных групп и родов. Ожесточенная борьба велась за обладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стойбищами, за подчинение слабых племенных и родовых подразделений наиболее сильным, богатым и воинственным. На рубеже XII-XIII вв. этот процесс завершился выделением самых сильных и влиятельных племен и родов и их предводителей-вождей, среди которых наиболее могущественным, непреклонным и жестоким был Темучин. В 1206 г. на съезде-курултае Темучин был избран обще монгольским ханом и получил имя Чингисхана. Все монгольские племена были объединены, а вожди-нойоны признали одного владыку — Чингисхана.

Чингисханом была осуществлена очень важная военно-десятичная реформа. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородственному принципу — по племенам, родам, аилам — все способное к военному делу население (все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: «нет монгольского населения, а есть монгольское войско») было разделено на тьмы по 10 тыс. конного войска, во главе которых стояли ближайшие родственники хана и наиболее верные ему нойоны-темники, тысячники во главе тысячи воинов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, создавала благоприятные возможности для подавления собственного народа и для агрессивных походов против соседей. Кроме того, она позволяла на основе жесткой военной дисциплины преодолевать сепаратистские амбиции родо-племенных вождей, а в случае успешных походов и захвата большой военной добычи содействовала росту авторитета главного предводителя — хана, превращению власти в деспотическую, обожествлению его личности.

Для укрепления своей власти и усмирения непокорных Чингисханом был создан десятитысячный корпус охранников — личная гвардия хана, состоявшая из особо доверенных и тщательно отбираемых лиц — сыновей господствующей военно-феодальной и чиновной аристократии. Одновременно с этим стали внедряться новые нормы права, получившие наименование Великой Ясы Чингисхана, отличавшейся необыкновенной жестокостью наказаний за любой проступок против установленных правил. О силе власти Чингисхана и организации управления народом свидетельствует путешественник того времени, агент папы Римского Плано Карпини: «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам». Укрепив, таким образом, военно-политическую организацию власти феодалов в монгольском обществе, Чингисхан приступил к осуществлению своих внешнеполитических захватнических целей.

Завоевательным походам  Чингисхана в высшей степени благоприятствовала сложившаяся в странах Востока и Восточной Европы обстановка. Политическое положение в Китае, Средней Азии, Закавказье, на Руси — основных объектах монгольских завоеваний — характеризовалось наступившей повсеместно феодальной раздробленностью, отсутствием сильной центральной власти. Кроме того, монголы и насильственно вовлеченные в орбиту их завоеваний другие народы при общей своей отсталости имели одно исключительно важное военное преимущество перед феодально- развитыми оседлыми народами — многочисленное подвижное конное войско.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Битва при Калке и нашествие на Русь

В конце 30-х гг. XIII в. русские  земли подверглись опустошительному нашествию армии монгольских  ханов - лучшего в мире по дисциплине, организации, маневренности и вооружению конному войску, уже покорившему все государства на пространстве от Тихого океана до Волги и Дона.

Мобилизация сил юго-западной Руси заняла около двух недель. Местом сбора ополчений был назначен городок Заруб, контролирующий стратегический брод через Днепр – самую нижнюю переправу в пределах русских земель. Сюда, кроме Галицкого Мстислава Мстиславича, в апреле 1223 г прибыли войска во главе с киевским Мстиславом Старым, его зятем Андрем, его вассалы - потомки турово-пинских князей – Александр Дубровицкий и Юрий Несвижский, а также Изяслав Теребовльский, Святослав Каневский, Мстислав Яневский и Святослав Шумский.

Черниговские войска вел  Мстислав Святославич, с ним были его сын (имя неизвестно), а также, Мстислав Всеволодович Козельский, Изяслав Новгородский, Иван Романович Путивльский, Олег Святославич Курский, Святослав Всеволодович Трубчевский. Отряд смолян привел Владимир Рюрикович.

С волынцами прибыли молодой Даниил Романович и брат его Василько. Пришел и луцкий князь Мстислав Ярославич «Немой». Обещал помощь и сильнейший из русских князей Юрий Всеволодович Суздальский, но посланное им войско под командованием Василько Ростовского сильно опаздало. Весть о разгроме русских настигла его еще на Черниговщине.

Монголы, узнав о сосредоточении русских ратей, снова пытались хитростью расколоть своих противников, отправив в Киев посольство, но князья, наслышанные о коварстве пришельцев, уничтожили послов. Война стала неизбежной. В конце апреля русско-половецкое войско выступило из Заруба на юг. Продвижение русских князей продолжалось 17 дней. За это время в русском стане усилились противоречия между вождями. Произошло гибельное разделение сил.

Мстислав Удатный (в литературе его часто называют «удалым»), решив, по-видимому, ни с кем не делиться славой будущей победы, стал действовать самостоятельно. Он переправил свой отряд на левый берег Днепра и с тысячей воинов напал на монгольские разведывательные отряды, обратив их в бегство. При этом был захвачен военачальник по имени Гемябек. Тюркское имя пленного говорит о том, что к весне 1223 г. состав монгольского «экспедиционного корпуса» уже сильно был разбавлен представителями побежденных народов (в первую очередь тюрок), перешедших на службу к победителям.

В это время к сосредоточившемуся перед переправой у днепровских  порогов и о. Хортица русскому войску подоспели «галичские выгонцы» - т.е. те, кто во время длительных усобиц переселился (или был изгнан) за пределы Галичской земли. Они жили в низовьях Днестра, на Дунае и по морскому побережью.

Полководцы монголов решили навязать русским свой план действий, заманивая его вглубь степей, подальше от берега Днепра. 16 мая всё русско-половецкое войско переправилось на левый берег, где отбросило разведывательный отряд монголов, который бежал, бросив, возможно в качестве приманки, большое количество скота. Отход монгольской «завесы», маячившей на горизонте и ее преследование русскими продолжалось 8 дней. 28 мая авангард русских сил под командованием Мстислава Мстиславича Галицкого достиг речки Калка (совр. Кальчик или Калица – притоки Кальмиуса, впадающего в Азовское море), где имел столкновение с монгольским охранением.

Мстислав Мстиславич приказал Даниилу Романовичу с половцами переправиться на левый берег и продолжить преследование противника, сам же, вскоре, вероятно почувствовав ловушку и опасаясь за судьбу своего авангарда, переправился следом, чтобы лично разведать обстановку.

По-видимому, Мстислав Удатный направился в сторону от ушедших вперед легких сил и поднялся на возвышенность, так как обнаружил ожидавшие его в складках местности колонны тяжелой конницы монголов, но «зависти ради», предупредив лишь свое войско, не сообщил об этом своим союзникам, приняв окончательное решение разбить монголов самостоятельно. Возможно Галицкий князь увидел не все силы противника и оказался не в состоянии правильно и трезво оценить обстановку, тем не менее роковое решение, обрекающее на гибель десятки тысяч людей было принято.

Между тем на левом берегу передовой отряд, состоявший из половцев и волынцев, обнаружил выходящего в атаку противника и атаковал его. Произошло столкновение копейщиков, и закипела битва. Юный Василько был выбит из седла ударом монгольского копья, а его старший, восемнадцатилетний брат Даниил ранен в грудь, но продолжал сражаться. Как это часто случалось и ранее, половцы, несмотря на то, что их возглавлял испытанный соратник Мстислава, воевода Ярун, вскоре не выдержали напора более стойкого противника и побежали, внеся смятение в русские ряды. Оказавшись не в состоянии противостоять превосходящим силам монголов, повернули коней и галицко-волынские дружины. Удача, постоянная спутница Мстислава Мстиславича, впервые покинула его.

Для основной части русских  сил битва происходила стихийно. Утомленные длительным движением войска были далеко растянуты вдоль степного шляха и полководцы, к тому же лишенные информации от авангарда, оказались заложниками ситуации. Черниговское и следовавшее за ним киевское ополчения остановились на правом берегу. Черниговцы, по-видимому, узнали о том, что впереди идет тяжелый бой и начали переправляться через Калку. Дружина Олега Курского еще успела прийти на помощь галичанам, но в это время на переправу налетела масса половцев, преследуемых монголами, и внесла сумятицу, смешала черниговские полки, не позволив организованно встретить противника.

События развивались стремительно. В войске Мстислава Киевского, остановившемся станом на ночлег на возвышенности  еще западнее, вовсе не успели принять  участия в битве (для этого  надо было хотя бы вооружиться). Видя вырвавшихся к реке монголов и бегущих половцев киевский князь думал только об обороне. Он приказал огородить стан укреплением из возов и кольев, что и было сделано. Монголы пытались его штурмовать, но были отбиты. К сожалению, большинство вассалов, судя по всему, покинуло своего киевского сюзерена и стало искать спасения в бегстве (их имена отсутствуют в перечне плененных, зато некоторые упомянуты среди погибших при преследовании). Это значительно ослабило киевское войско и, вероятно, этим можно объяснить пассивность Мстислава Старого, не сделавшего в течение трех дней даже попытки прорваться к воде.

Оставив осаждать «киян» относительно небольшие силы, Субудай и Джебэ организовали преследование бегущих галичан, волынцев и черниговцев. В этой фазе битвы отличился Владимир Рюрикович. Его дружина, скорее всего, замыкала колонну и успела «исполчиться» для боя. В результате смоляне смогли разбить преследовавшие их силы монголов и благополучно добраться до Днепра. Вернувшись в Киев в одиночестве, сохранивший силы смоленский князь занял освободившийся великокняжеский престол.

Смогли добраться до Днепровской  переправы и Мстислав Мстиславич (приказавший уничтожать и отпихивать от берега лодки, что погубило еще множество измученных беглецов, не способных переплыть реку) и волынские князья, как более готовые к бою. Вероятно, менее повезло черниговцам. До половины князей, принявшим участие в битве погибло, причем шестеро – в ходе преследования. Из прочих же воинов домой вернулся лишь каждый десятый.

Трое князей находившихся в укрепленном лагере – «городе» были вынуждены капитулировать, потеряв надежду, когда войско изнемогло от жажды, а монгольские отряды стали возвращаться из преследования к месту битвы. Князья поверили клятве атамана бродников с характерным именем Плоскиня. Целуя крест, он уверял, что монголы пощадят пленных, если те сложат оружие. Однако монголы не собирались выполнять обещания в отношении побежденных. Киевское войско было уничтожено целиком, а плененных князей монголы положили связанными под доски, на которых уселись пировать и так задавили.

Информация о работе Монголо-татарское иго