Автор работы: Александр Иванов, 01 Сентября 2010 в 08:21, контрольная работа
Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особенно наглядным свидетельством того, что правоспособность (способность быть субъектом, носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, а представляет, как и само государство, и право, надстроечное явление на базисе экономических отношений общества. Другими словами, правоспособность коренится в социально-экономическом строе данного общества в данный период его развития.
Наконец, вещи могут быть телесными и бестелесными (corporales vel incorporales, res quae sunt vel res quae intelleguntur, res quae iure consistunt). До телесных вещей можно дотронуться, бестелесные вещи могут быть помыслены (единорог), определены (понятие «свобода»), а также могут быть объектом права (обязательства, вещные или наследственные права). В теории права вещью является все то, чем можно владеть.
Владение (possessio) – это прежде всего фактическое и телесное обладание вещью, поэтому в случае владения правами говорят о quasi possessio.
Владение определяется по corpus – телесной связи с вещью и animus possidendi – намерению владеть вещью. Например, безумный или малолетний не могут владеть (и фактически, и юридически) до тех пор, пока они не обретут самосознание и не смогут выразить свою волю, при этом малолетний может начать владеть самостоятельно и без одобрения опекуна, но юридическим такое владение станет только после достижения им совершеннолетия, то есть правоспособности. Таким образом, юридическое владение дополняет фактическое. С другой стороны, отсутствие желания фактического владения вещью влечет утрату права владения (например, если хозяин вещи не противится захвату ее посторонним лицом, то он утрачивает право владения, поскольку налицо перемена в animus possidendi). Владеть можно или лично (possessio suo nomine), или «на чужое имя» (in possessione nomine alieno esse – например, все, что приобретает подвластный, находится во владении его владыки, подвластный, так сказать, «обеспечивает своей службой чужое владение»). Держание, хранение, поклажа и тому подобное не являются, вообще говоря, владением.
Различается титульное и беститульное (натуральное) владение. В первом случае для владения, как правило, имеется юридическое основание (iusta causa), например, владение как приданым, владение в качестве наследника, по давности (usucapio) и т.д. Примером беститульного (или натурального) владения является владение кредитора вещью, данной в реальный залог.
Приобрести владение можно, или захватив вещь (occupatio), или получить ее от предыдущего владельца (traditio). Передача может быть произведена символически (traditio symbolica – например, передача ключей от склада как уступка владения), длинной рукой (traditio longa manu – когда бывший владелец сознательно покидает вещь, позволяя конкретному лицу завладеть ею) или короткой рукой (traditio brevi manu – в случае, когда владелец уступает право владения вещью тому, кто уже фактически владеет ею, например, как арендатор, который в результате этого процесса traditio становится владельцем).
Защищается владение с помощью административных средств, так называемых владельческих интердиктов, среди которых выделяются восстановительные, запретительные и предъявительные.
Право собственности – это наиболее полное право на вещь, и оно может защищаться посредством исковых средств, а не только с помощью интердиктов. Собственник, утративший вещь, вправе прибегнуть как к интердикту для восстановления владения, так и к иску об истребовании своей собственности из чужого владения (виндикация). Понятие собственности в значительной степени абстрактно – собственник продолжает оставаться таковым, даже если он утратил право распоряжаться вещью. Он вправе менять ее хозяйственное назначение, например, в случае установки суперфиция на недвижимость. По этой же причине иск о собственности не исключает параллельного иска о владении.
Право собственности (прежде всего, право собственности над своим я – свобода) является основополагающим началом индивидуации. Поэтому, личность, а также границы земельного участка (по праву квиритов) – сакральны. Их нарушение есть покушение на свободу владельца. Собственность абсолютна: она не может быть ограничена временем, а также пространством (земельный участок поглощает все от звезд до преисподней). Собственника (до тех пор, пока он свободный гражданин) никто не мог принудить отказаться от его собственности, даже в целях общественной пользы.
Право
собственности не может быть ограничено,
однако отдельные полномочия собственника
могут быть ограничены (по причинам природным,
по закону или по воле самого собственника
и по соглашению с другими лицами). Такие
ограничения в основном сводятся или к
обязательству воздерживаться от определенных
действий, или же к обязательству терпеть
действия других лиц, что в конечном итоге
укрепляет сам институт частной собственности
как совокупность отношений отдельных
собственников. Многочисленные случаи,
когда соглашения подобного рода необходимы,
возникают при хозяйственном использовании
вещей (соображения удобства, экологические
и т.д.).