Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать Амурское казачье войско на стадии своего создания и во время освоения территории юга Дальнего Востока. Объектом исследования выступает Амурское казачье войско. Предметом – заселение казаками Приамурья в середине XIX – вначале XX вв., а также жизнь казаков-переселенцев на новом месте.
Введение.
Глава 1
Казачье заселение юга Дальнего Востока.
Этапы заселения казаками Приамурья.
Условия заселения казаков на новые территории.
Создание Амурского казачьего войска.
Казачьи станицы.
Глава 2
Экономическое положение и хозяйственная деятельность казачества.
Обеспечение казаков землей.
Казачье хозяйство.
Глава 3
Военная служба и управление Амурским казачьим войском.
Управление казачьим войском.
Служебные обязанности казаков.
Глава 4.
Материальная и духовная культура и быт амурских казаков.
Обмундирование, вооружение казаков, военное дело.
Воспитание казаков.
Духовность, мировоззрение казаков.
Материальный быт казачьей семьи.
Жилище.
Заключение.
Список исследованных источников и литературы.
Девочки воспитывались иначе, чем мальчики, в них развивали терпение, трудолюбие, отзывчивость умение держать дом в порядке, хранить в семье мир. Но и девочки и мальчики воспитывались на семейных преданиях, рассказах дедов. С детства впитывая в себя казачий дух и казачьи нравственные ценности.
В большинстве своем казаки были грамотными, потому что школьное дело всегда было в центре внимания станичных обществ. Уже в 1859 году появились школы в станицах Иннокентьевская и Екатериненская. В 1870 году в войске было введено положение об обязательном обучении [79]детей. Многие казаки бескорыстно заботились о школах в своих станицах. На свои деньги они организовывали библиотеки, а казак Игнашинской станицы А. Сенотрусов в 1888 году отдал свой собственный дом, пожертвовал 200 рублей в библиотеку[80].
Особое внимание в казачьих школах уделялось физической подготовке. Казаки строили для школ специальные здания с залами для занятия гимнастикой, строевой подготовкой. Еще одной отличительной чертой станичных школ было преподавание казакам основ военной службы, истории казачества, Приамурских казачьих войск, географию и историю Дальнего Востока[81]. Это воспитывало в будущих казаках любовь к своей земле, которую он призваны защищать.
В целом можно сказать, что воспитанию и обучению казаков уделялось большое внимание. Воспитание будущих амурских казаков было направлено на главное – воспитать достойных наследников казачьей славы. И оно успешно выполняло свою роль. Многие окончившие стали прославленными казаками, а со временем на Амуре выросли целые казачьи династии.
Духовность, мировоззрение казаков.
Основной религией Амурских казаков являлось православие. Оно являлась центром нравственного и духовного воспитания казачества. Наиболее религиозными были женщины-казачки, во многом благодаря им в казачьих семьях хранилась православная вера. Амурские священники помогали открывать во многих амурских станицах приходы, распространяли книги, организовывали общества трезвости, организовывали духовные чтения и беседы[82].
Особо стоит отметить отца Александра Сизого. Он участвовал в заселении Приамурья вместе с первыми переселенцами. Благодаря ему во многих станицах строились церкви. Во многих станицах читал проповеди. Его высоко ценили Н. Н. Муравьев-Амурский, святитель Иннокентий, знал император Николай II. Человек искренней веры, прямой и простой по характеру, Александр Сизой оказал громадное влияние на нравственную жизнь первых амурских переселенцев.
Для православных амурских казаков особенно торжественным был день 17 (30) марта – день памяти небесного покровителя Амурского казачьего войска св. Алексия[83]. В религиозной жизни казаков и всех жителей Приамурья многое значило почитание древней чудотворной иконы Божией Матери Албазинской. Она была перевезена в Благовещенск из Селенгинска в 1868 году новым амурским епископом Вениамином (Благонравовым). В 1896 году по указу Синода в Камчатской епархии был учрежден ежегодный праздник в честь этой иконы – 9 марта. По Амуру каждый год совершались крестные ходы с Албазинской чудотворной иконой.[84] Появление Чудотворной иконы на Амуре было особенно дорого казакам, как память об их предках – защитниках Албазина.
Однако помимо православия, в среде казачества были старообрядцы, молокане, католики, баптисты, штундисты[85], магометане, евреи и язычники[86].«Только неусыпная деятельность преосвященного Иннокентия и отца Александра (Сизого) сохранила казаков стойкими православной вере своих отцов, и ни один казак, благодаря такой твердой религиозной, до сих пор не отпал от него»[87]. Однако, по данным за 1893 год в станице Михайло-Семеновской поживало 2 старообрядческие пары из 73[88]. В 1894 году в Амурском казачьем войске выделяется 18 человек старообрядческого вероисповедания.[89]
Таким образом, Амурское казачье войско во второй половине XIX – XX века представляло с точки зрения конфессий достаточно «пеструю» народную массу. Имелись как представители христианства, и его ответвлений (старообрядчество, католицизм, православие), но и таких религий, как иудаизм или штундисты. Среди ярых проповедников православия на берегах Амура можно выделить отца Александра Сизого и епископа Иннокентия. В Амурском казачьем войске можно с полной уверенностью выделить религиозный плюрализм.
Материальный быт казачьей семьи.
К материальному быту можно отнести такие важные элементы жизни человека как одежда, пищевой рацион и жилище. В данном параграфе речь пойдет о первых двух составляющих выше перечисленного списка.
В жизни любого народа важную роль играет пища, которая составляет самую первую и основную потребность человека. Пища амурских казаков была достаточно проста и определялась их хозяйственной деятельностью. Основу повседневного рациона составляли блюда из муки, рыбы, крупы, картофеля, мяса, дичи, молока и овощей. В зависимости от места и условий проживания казаков, определенные продукты преобладали над остальными. Так, в рационе казаков южных округов войска преобладали рыба и овощи, в степной полосе – молоко, в северных недостаток молока и овощей несколько компенсировался мясом дичи и рыбы[90]. Из данных продуктов готовили разнообразные блюда. Распространенными блюдами были баланда, щи с солёной свининой, каши из злаков, лепешки. Из-за недостатка муки в тесто подмешивали травы или даже глину. Еда от этого имела цвет высохшей грязи, и имела вкус горечи.
Особый интерес представляют специальные блюда. К таким можно отнести албазинские «коршуны» - сладкие лепешки из черемухи. «Вывертушки» - скрученное сдобное печенье или хворост. «Курник» - свадебный пирог с мясной начинкой или «куська». Все эти блюда пеклись в связи с какими-либо праздником. Особым напитком у старожилов был гуранский чай, или сливан. В глиняной посуде замешивалась вода и кирпичный чай, взбалтывалось, добавлялись сметана, соль, заранее взбитое яйцо, молоко и масло. Чай готов. Часто неподготовленный желудок с трудом принимал такое «экзотическое» блюдо.
Одежда казаков диктовалась природными условиями проживания казака. Помимо этого, одежда амурских казаков имела большое сходство с нарядом Забайкальских казаков. Одежда шилась из кожи или меха. Обработка осуществлялась в домашних условиях, членами всей семьи. Использовались разнообразные инструменты, самыми распространенными из которых были гребень, тальки, кобыла. К зимней одежде можно отнести «доху», «ергач», «козляк»[91]. Из головных уборов можно отметить шапку – орогда, делавшаяся из цельной шкуры косули. Основу женской одежды составляли юбка с кофтой, теплая одежда напоминала мужскую, однако, была и одежда в талию, называвшаяся «казачок»[92]. Казаки в повседневном быту должны были носить повседневную форму, но они этого не делали. Они надевали вольные брюки, крестьянскую одежду, шляпы, пиджаки, и с виду не всегда было видно, что перед вами казак.
Итак, как мы видим одежда, и питание казаков зависели от природных условий проживания и экономических возможностей семьи. Отличительные черты формировались со временем формирования казачества как локальной группы, в условиях постоянного контакта с коренным населением.
Жилище.
Принудительный характер этапа казачьей колонизации забайкальскими казаками и штрафными солдатами Дальнего Востока обусловили негативные явления в жизнедеятельности казачьей семьи. При переселении мнение будущих жильцов о месте дома не учитывалось, место указывало начальство. На первых порах строилось временное жилище, строили сообща, и до последнего момента никто не знал, кому достанется “новостройка”. Все семьи не удавалось обеспечить жильем, поэтому нередко приходилось жить в одном доме трем или четырем семьям[93].
На строительство жилья шел самый разнообразный материал. Некоторые станицы сами обеспечивали себя строевым лесом, растущим рядом со станицей, роль, которого выполняла осина, которую не любили казаки – забайкальцы. В других станицах строили из леса, который сплавлялся паромами из Забайкалья. В строительстве принимало участие все мужское население станицы, кое, где им помогали солдаты линейных батальонов. Сначала разрубался плот, и все бревна на плечах вытаскивали из воды. После этого другие казаки обтесывали эти бревна, ставили сруб. В поставленном срубе другая партия работников сбивала печь, сколачивала рамы и заклеивала их бумагой или кожей так как стекла не было. Крышу покрывали липовой корой, когда в Забайкалье это делали при помощи коры березы.
В поселках, где по близости, пригодный для строительства, лес отсутствовал или в преддверии холодов, срубать дом не было времени, дом делали из плетня, на подобии южнорусской традиции. Плетень ставился в два ряда, в промежуток насыпалась земля, а наружные и внутренние стороны обмазывали глиной[94]. Наверх укладывали плахи и набрасывали землю. Ключевая роль в процессе строительства отводилась казачке. Она сбивала печь, чистила пол, роль которого отводилась утоптанной земле, проделывала два или три окна и обтягивала их кожей или бумагой. В конце казак-хозяин делал лавки и стол, в качестве которого служила доска, укреплявшаяся в переднем углу на 4-х столбах. В заднем углу из трех или четырех сколоченных досок на шести низких столбиках ставилась кровать[95].
Надворных построек почти не было за исключением навесов, ветхих сараев, редких амбаров.[96]
В некоторых станицах, например в Усть-Зейской, по примеру китайских жилищ, стены избушек сооружались из двух рядов частокола. Середина также набивалась землей, а стена обмазывались глиной[97]. Такое жилье было серым и холодным, из-за скученности жильцов пары от дыхания осаждались на потолке и капали вниз непрерывным крупным дождем. От высокой влажности стены покрывались мхом и плесенью. В домах, рассчитанных на 2 семьи, как правило проживало по 3 - 4 семьи. Некоторые семьи жили в землянках. К сожалению, для многих по причине недостатка такое временное жилище становилось постоянным домом. У стесненных в таком помещении казаков наблюдалась высокая смертность, особенно среди детей[98].
Прибытие в конце XX в. переселенцев – казаков из Европейской части России способствовало появлению новых видов временного жилья. Так казаки донцы, кочуя по краю в поисках лучшего для себя и своей семьи лучшего места, нередко ставили обыкновенный шалаш или рыли землянку, или также ставили жилища-мазанки. А те, кто решал обосноваться окончательно, временные домики «выбеливали на донской манер».
Таким образом, мы видим, что расселение амурских казаков на обширной территории нового края вызвало распространение различных вариантов жилища, некоторые они из них были заимствованы из южнорусских территорий, другие у азиатских народностей. Что касается комфорта, то в этих жилищах, возможно, было выживать, нежели жить, так как эти жилища не были приспособлены под суровый амурский климат.
В целом мы можем скачать, что быт и духовность амурского казачества начали формироваться с самого начала заселения Амура. Формирование шло как с приобретением каких-либо специфических черт из-за контактов с коренным населением и уникальным амурским климатом, так и с сохранением устоявшихся черт, неизменных для человека. В тяжелых условиях человек смог сохранить все ценностные идеалы религии. С приходом на новое место жительство казаки на основе старых традиций создавали новую, особенную культуру амурского казачества.
Заключение.
Основной целью данной работы было выяснить, как выглядело Амурское казачье войско на стадии своего создания и во время освоения амурскими казаками территории юга Дальнего Востока.
В итоге мы можем сделать следующие выводы. В середине XIX века, в связи с ростом экономического интереса ряда европейских стран к Дальнему Востоку появилась острая необходимость закрепления позиций Российской империи в данном регионе. Для решения этой важнейшей задачи решено было использовать традиционное средство территориальной колонизации – казачество. Первым казакам-переселенцам пришлось бросить все нажитое имущество и, взяв с собой самое необходимое переехать в необжитый и неизвестный Приамурский край. «Пионерам» переселения необходимо было быстро строить дома, отчего они получались холодными и не пригодными для жизни на месте выгодном не экономически, а военно-стратегически. Переселенцы были вынуждены бороться с природой, налаживать отношения с местным населением. Приходящим на уже обжитые и заселенные места казакам было гораздо легче обзавестись хозяйством, наладить быт. Новоселам приходилось сталкиваться с большими трудностями, прежде чем новая территория становилась пригодной для жизни.
Казаки могли надеяться только на себя. Будучи постоянно отвлекаемыми от хозяйства различными обязанностями (почтовая гоньба, заготовка дров для казенных судов, пограничная служба). Они были вынуждены самостоятельно приобретать себе амуницию, обучать детей, сохранять традиции, веру.
Казакам удалось наладить хозяйственную деятельность. На полученных землях росла пшеница, овес, картофель, конопля, гречиха, ячмень. С пасеки. Разводились лошади, мелкий и крупный рогатый скот. Занимались казаки и различными промыслами ( охота на пушных зверей, рыбалка ) и ремеслами.
В этих не простых условиях казакам удалось крепко «стать на ноги» на этой территории, сохранить и распространить религию, защитить свою мораль. Они приобрели и развили в себе такие важные жизненные качества как упорство, выдержку, готовность придти на помощь, патриотизм, решимость. Все эти качества проявились во время боевого крещения Амурского казачьего войска - русско-китайской войны 1900 – 1901 годов. Вынеся все эти испытания, казаки с гордостью могли назвать Приамурье своей родной землей.
Список исследованных источников и литературы.
Источники:
1. Барсуков, И.П. Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский биогр. материалы по его письмам, офиц. док., рассказам современников и печ. источникам / Иван Барсуков; [предисл. В.И.Ишаева] Кн.2, - Хабаровск: РИОТИП 2009. – 465 с.
2. Богданов Р. К. Воспоминания амурского казака о прошлом, с 1849 по 1880 год. // Амурские казаки. В 2-х т. Т. 2. – Благовещенск., 2009. С. 5 – 100.
3. Венюков М. И. Путешествие по Приамурью, Китаю, Японии. - Хабаровск. 1970. 244 с.
4. Вертопрахов Р. А. Памятка Амурского казака. // Амурские казаки в 2-х т. Т. 1. – Благовещенск., 2009. С. 175 – 227.
5. Грум-Гржимайло Г. Е. Описание Амурской области. - Спб. - 1894. 640 с.
6. Иванов Р. С. Краткая история Амурского казачьего войска. // Амурские казаки. В 2-х т. Т. 1. – Благовещенск., 2009. С. 25 – 171.
7. Кропоткин А. П. Первый сплав. // Хрестоматия по истории Дальнего Востока. Кн. 1. Владивосток, 1982. С.311 - 319.
8. Путешествие амурского казака Дмитрия Пешкова от Благовещенска до Петербурга Док. и материалы - Владивосток: Примор. краев. орг. Добр. о-ва любителей кн. России 2001. - 120 с.
Исследования:
1. Ермак Г. Г. Бытовые условия жизни семьи Дальневосточного казачества.//Семья и современный быт в восточных регионах России. – Владивосток, 1997. С. 28 – 34.
2. Ермак Г. Г. Семейный и хозяйственный быт казаков юга Дальнего Востока России: середина XIX – начало XX века. - Владивосток, 1994. - 173 с.
3. История Амурской области с древнейших времен до начала XX века/ Амур. гос. ун-т [и др.]; А. П. Деревянко (гл. ред.) [и др.]; отв. ред. А.П.Забияко; редкол.: Д.П.Болотин [и др.]. - Благовещенск : РИО, 2008. - 422,[1] c.