Казахско-русские отношения в XVII-XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:37, реферат

Краткое описание

Корни казахско-русских отношений имеют давнюю историю. Они стали углубляться после присоединения к России Казанского (1552г.), Астраханского (1556г.) ханств и народов Поволжья. Русское государство было заинтересовано в налаживании отношений с Казахским ханством в целях безопасности торговых путей в Среднюю Азию и в Индию; в стремлении укрепить свои позиции со странами Востока. Казахская степь являлась «ключами и вратами» ко всем азиатским странам.

Содержимое работы - 1 файл

по истории.docx

— 23.74 Кб (Скачать файл)

     Казахско-русские  отношения в XVII-XVIII вв. 

       Корни казахско-русских отношений  имеют давнюю историю. Они стали  углубляться после присоединения  к России Казанского (1552г.), Астраханского  (1556г.) ханств и народов Поволжья. Русское государство было заинтересовано  в налаживании отношений с  Казахским ханством в целях  безопасности торговых путей  в Среднюю Азию и в Индию;  в стремлении укрепить свои  позиции со странами Востока.  Казахская степь являлась «ключами  и вратами» ко всем азиатским  странам.

       В свою очередь, Казахское ханство  искало в лице России союзника  в борьбе со среднеазиатскими  ханствами и джунгарами.

       В 1687 году Тауке хан направйл в Тобольск казахское посольство во главе с Ташим батыром с поручением пригласить русских торговых людей. В дальнейшем преемники Тауке Кайып и Абулхаир не раз отправляли своих людей в Уфу, Казань и Тобольск для установления политических и торгово-' экономических связей с Российской империей. Россию же заинтересовала возможность быстрого обогащения, так можно объяснить отправку в Казахстан в4 поисках «песочного золота» двух неудачных экспедиций (И. Бухгольца и А. Бековича - Черкасского в 1715 - 1717гг.). Когда экспедиции потерпели неудачи, русское правительство перешло исключительно к использованию дипломатических средств.

       Российская дипломатия продолжала  ирпользовать любую возможность для казахско-русского сближения. Чтобы стимулировать торговый обмен, правительство России предусматривало конкретные шаги: на имя казахского хана Тауке было направлено письмо, в котором упор делался на необходимость решения спорных вопросов путем переговоров. Во всяком случае, Кайып, преемник Тауке, в июле 1716 г. в своем ответе положительно отнесся к такой постановке вопроса.

       Посольство хана Кайыпа во главе с Бекбулатом Екешевым и Байдаулетом Буриевым в сентябре 1716 г., ответное посольство во главе с Никитой Белоусовым в октябре 1716 г., посольство-Б. Брянцева в конце 1717 г., посольство во главе с Шабу и Багадур в октябре 1718 г. и др. способствовали активизаций русско-казахских отношений в начале XVIII в.

       Активное начало русско-казахским  отношениям было заложено в  20-х годах XVIИ века. Под натиском джунгар многие племена Младшего жуза под предводительством Абулхаир хана подошли к Яику и собирались даже пройти на правый берег. Это событие столкнуло их с русскими подданными - башкирами и калмыками. В 1730 году правителями Младшего жуза было решено послать посольство в Россию с целью урегулирования пограничных споров.

       Это было уже вторым посольством»  первое было безрезультатным,  и Абулхаир хан решается на очень рискованный шаг. Причины: во-первых, была обида на то, что в казахской среде его недооценивают, во - вторых, обращаясь в русское подданство, он рассчитывал укрепить свои позиции не только в казахском обществе, но и на всей территории Средней Азии. После завершения миссии А. Тевкелева по присоединению Младшего жуза к России (1731 - 1732) был подготовлен план мероприятий дЬя «удержания в русском подданстве казахов и способа управления ими», который также предполагал строительство города Оренбурга, необходимого как для закрепления башкирских земель, так и для «коммерции безопасной».

       События, происходившие в казахской  степи, позволяют отметить, что  именно в это время все больше  возникает благоприятных условии  для развития торговых связей  между Казахстаном и Россией.  Казахские улусы видели большую  экономическую выгоду от развивавшегося  торгового обмена.

       Уже в конце 40-х годов XVIII века в Оренбурге были построены каменный гостиный и меновый дворы со 150-тью лавками и амбарами, каменная таможня и пакгауз с весами, а к 1754 году деревянные постройки Торговых рядов заменили большими каменными зданиями, предназначавшимися для осенней, зимней и летней торговли с казахами и азиатскими купцами. Подобные здания были построены и в других поселениях как Троицк, Ямышевск, Семипалатинск. Эти поселения, построенные в начале как крепости, стали центрами торговли между Россией и Казахстаном. С 1738 года намечается тенденция постоянного роста русско-азиатской торговли.

       Важную роль в экономике Казахстана  играли Семипалатинск, Орск, Гурьев, Уральск, крепость Св. Елены. Среднеазиатские и восточно- туркестанские купцы поставляли в большом количестве бумажные ткани, посуду, фрукты, ковры, оружие, хлеб и рис. Развитие торговли способствовало постепенному оседанию кочевников. Увеличило потребление хлеба и, в конечном счете, привело к зависимости от российского рынка.

       Система кочевий многих казахских  племен ориентировалась на торговые  города и пункты, ярмарочные центры. Материальная культура казахов  обогащалась предметами оседлого  быта и роскоши. Вместе с  тем, разложение натурального  хозяйства казахов приводило  к разорению кочевников, неэквивалентный  обмен сильно уменьшил численность  скота. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Движение  Невада-Семипалатинск 

     История антиядерного движения началась 25 февраля 1989 года. В этот день было намечено предвыборное выступление Олжаса Сулейменова, который баллотировался кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Но поэт заговорил не о предвыборной программе, а о том, что случилось несколько дней назад на Семипалатинском ядерном полигоне, об утечке радиоактивных газов, о том, какую опасность для казахстанцев, для всей страны представляют взрывы в Семипалатинске, о том, что ядерные полигоны должны быть закрыты, и призвал алмаатинцев выйти на митинг протеста.

     И 28 февраля к зданию Союза писателей  Казахстана пришли тысячи людей. Так  на многострадальной земле Казахстана родилось поистине всенародное антиядерное  движение “Невада-Семипалатинск”.

     Движение  “Невада-Семипалатинск” выразило массовый протест против ядерных испытаний  на Семипалатинском полигоне. Движение – это два миллиона казахстанцев, поставивших подписи под антиядерным воззванием в первые же дни после того митинга, принявших участие в демонстрациях, маршах протеста, маршах мира в Казахстане, России, Америке, Японии.

     В активе движения есть победы, которыми может гордиться Казахстан и  все антивоенное движение планеты. В 1989 году движение остановило на Семипалатинском  полигоне 11 взрывов из запланированных 18. Удалось осуществить только 7, последний состоялся 19 октября.

     130 тысяч шахтеров Караганды –  участники движения – приняли  резолюцию: в случае продолжения  испытаний начать бессрочную  забастовку. Их поддержали рабочие  Семипалатинска, Павлодара, Усть-Каменогорска  и Джезказгана. Рабочих поддержал  и Верховный Совет.

     20 ноября 1989 года парламент Советского  Союза принял постановление (правительство  рассматривало вопрос до самороспуска  СССР). Но важно, что более ни одного испытания проведено не было. Ни на Семипалатинском полигоне, ни на Новоземельском. С 19 октября 1989 года Советский Союз фактически прекратил испытания.

     Окидывая  взглядом тринадцатилетнюю историю (статья 2002 года) антиядерного движения, можно  смело признать, что усилия движения “Невада-Семипалатинск” и всего  мирового сообщества в области ядерного разоружения принесли ощутимые плоды. Это касается прежде всего испытательных ядерных полигонов. Пять исторических ядерных суперполигонов молчат. Из них один – Семипалатинский – умолк, надеемся, навсегда. На остальных четырех – на Новой Земле в России, на атолле Муруроа, близ Лобнора и в Неваде – действует мораторий. Но заговорить они могут в любой момент.

     Движение  “Невада-Семипалатинск” достигло успеха, впервые в мире применив новую  модель – взаимодействие народной и парламентской дипломатии. Мы вправе сказать – нами сделано то, что  мир и мы сами в полной мере еще не оценили. Малоизвестный народ совершил то, что было не по силам великим державам, – он сделал первый реальный шаг к всеобщему ядерному разоружению, остановил испытания в Советском Союзе. Если бы мы не остановили Курчатов, полигон на Новой Земле продолжал бы работать и после развала СССР.

     Программа движения “Невада-Семипалатинск” влилась  в программу международного антиядерного альянса, который был инициирован  движением “Невада-Семипалатинск”. Был принят Договор о всеобъемлющем  запрещении испытаний ядерного оружия. Большинство стран поставило  под ним свои подписи. Но в 1998 году действительность договора оказалась  под сомнением. Провели ядерные  испытания Индия и Пакистан. Глядя  на них, другие, так называемые “пороговые”  страны тоже намерены стать ядерными державами.

     Казахстан обладает моральным правом инициировать процесс разоружения. Взяв на себя в 1992 году обязательства стать неядерным  государством, Республика Казахстан  первой выполнила положения Лиссабонского  протокола, ликвидировав четвертый  в мире по своей разрушительной мощи ядерный потенциал. Редкостный случай в новейшей истории!

     Выполнение  Казахстаном своих международных  обязательств по разоружению и ликвидации оружия массового уничтожения к 1995 году, вывоз советского ядерного арсенала с территории страны, продиктованный не столько давлением со стороны  международного сообщества, сколько  стремлением республики к обеспечению  своей безопасности, фактически сделали  Казахстан безъядерным государством.

     Для Казахстана идеалы нераспространения  оружия массового уничтожения имеют  особое значение. Последствия испытаний  на его территории ядерного оружия отразились как на жизни и здоровье населения, так и на экологическом  балансе огромной территории. Широкая  общественная поддержка, оказанная  антиядерному движению “Невада-Семипалатинск”, а также увенчавшаяся успехом  борьба за закрытие ядерного полигона под Семипалатинском оказали  серьезное влияние на формирование политики Казахстана. Казахстан упрочил  рамки стратегической безопасности, включился в развитую инфраструктуру безопасности и мер доверия, существенно  повлияв при этом на психологически и этически важную для населения  страны задачу ограничения влияния  радиации на здоровье людей и окружающую среду.

     Усилиями  движения “Невада-Семипалатинск” было проведено три международных  Конгресса Глобального Антиядерного Альянса. I Конгресс – в мае 1990 года и II Конгресс – в августе 1993 года в Алматы.

     III Конгресс Глобального Антиядерного  Альянса, который прошел с 17 по 20 мая 2000 года в столице Республики  Казахстан г. Астане, принял свое обращение к Генеральному секретарю ООН, как бы подводя определенные итоги деятельности мирового антиядерного движения. В Конгрессе кроме активистов движения “Невада-Семипалатинск” приняли участие представители родственных организаций из России, США, Италии, Японии, Израиля и др.

     Конгресс  выразил озабоченность тем, что  ядерная угроза несмотря на остановку на всех пяти полигонах Земли, несмотря на принятие Договора о нераспространении ядерного оружия и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, по-прежнему, как дамоклов меч, нависает над человечеством. Конгресс призвал ООН не мириться и дальше с бессилием этих Договоров.

     III Конгресс Глобального Антиядерного  Альянса предложил ООН схему  возможного проекта Всеобщего  ядерного разоружения.

     Если  же теперь вернуться к сегодняшним  проблемам Семипалатинского региона  и его жителей, пострадавших от ядерных  испытаний, то на повестке дня –  проблема финансирования постконверсионных процессов, рекультивации территорий, зараженных в результате размещения и испытаний ядерного оружия, реабилитации здоровья населения, пострадавшего от испытания оружия массового уничтожения. Можно сказать кратко: нуждаются в реабилитационной помощи население и земля Казахстана. Откуда взять на это средства?

     В Казахстане в 1992 году вышел Закон  “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне”, но до сих пор со стороны государства  эффективных мер не принимается, особенно по части медицинской реабилитации здоровья населения.

     Мы  неоднократно выражали благодарность  за поддержку Семипалатинского региона  главной международной организации  – ООН. На 52 и 53-й сессиях Генеральной  Ассамблеи ООН были приняты резолюции, согласно которым проблемам санации Семипалатинского региона придан международный статус. Был определен размер первоочередной помощи – 43 миллиона долларов. В октябре 1999 года в Токио прошла донорская конференция по этой программе. Тем не менее осуществление этой программы ведется пока неэффективно.

Информация о работе Казахско-русские отношения в XVII-XVIII вв